- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Семья и школа
Программа Семья и школа
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харланова Т.Н. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области
ПРОГРАММА
«СЕМЬЯ И ШКОЛА »
Номинация:
программа по работе с семьей общеобразовательной организации
Автор:
Харланова Таисия Николаевна
социальный педагог
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Красненского района Белгородской области
с. Новоуколово ул. Школьная 1
Тел:84726254172
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. И.Брандт
Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Об этом говорится и в Законе РФ «Об образовании», и в Концепции модернизации российского образования. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества.
Программа «Семья и школа» является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.
Программа адресована воспитанникам в возрасте от 6,5 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологической позиций, но и с социальной точки зрения, особенно в период интенсивных экономических и социальных перемен.
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений.
Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
Данная программа позволит скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, педагога - психолога, медицинского работника в работе с родителями.
Цели и задачи программы:
Цель: развитие сотрудничества между родителями и школой; выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, и установление источников влияния на детей и возможных путей их преодоления.
Задачи:
1. Изучить образ жизни семьи каждого обучающегося.
2. Определить особенности ситуаций семейного воспитания.
3. Выявить взаимоотношения семьи и школы в каждом единичном случае.
4. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
5. Усилить роль родителей в жизни школы.
6. Активизировать воспитательное воздействие семьи.
7. Оказывать психолого-педагогическую помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (под опекой, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с семьями, стоящими на учёте.
Основные направления:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, родительские лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации социального педагога, учителей-предметников);
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителя.
Формы взаимодействия с родителями
Формы работы:
1. Анкеты, опросы, тесты.
2. Родительское собрание, беседы.
3. Родительский школьный и классный лекторий, индивидуально-тематические консультации, родительские университеты.
4. Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни здоровья для детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, выставки и ярмарки-распродажи семейных поделок, подготовка школьных и классных праздников, шефская помощь в оформлении кабинетов, благоустройство и озеленение классов и школьного двора, помощь в укреплении материально-технической базы школы и классных кабинетов.
5. Заседания родительских комитетов, посещение семей, оказавшихся в жизненно-трудной ситуации родительские рейды.
6. Управляющий совет школы, классные родительские комитеты.
Ожидаемый результат:
1.Повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком
2. Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа неблагополучных семей.
3. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.
4.Повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы .
5. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.
План реализации программы
№
Мероприятия
Сроки проведения
Участники
Ответственные
Выход
1. Диагностические
1.1
1.2
Изучение социального состава семьи
Диагностика методов семейного воспитания
Сентябрь - октябрь
В течение года
Родители
Социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители
Социальный паспорт ОУ,
Анализ результатов диагностик.
1.3
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
В течение года
Родители
Социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители
Анализ анкетирования
1.4
Выявление уровня педагогической компетентности родителей
ноябрь
декабрь
родители
педагог- психолог
Анализ анкетирования
2. Методические
2.1
Проведение консультаций, тренингов, обучающих семинаров, групп и др. форм совместной досуговой и художественно-творческой деятельности для родителей
В течение года
Родители
Зам. директора, руководители кружков и секций, классные руководители
Проведение запланированных мероприятий с планами проведения.
2.2
Информация «Диагностика семей»
В течение года
Педагогический коллектив
педагог-психолог, социальный педагог
Ознакомление с результатами диагностик на педагогическом совете
2.3
Круглый стол «Пути взаимодействия семьи и школы»
Март
представители родительских комитетов классов
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
специалисты
обсуждение опыта, разработка рекомендаций, описание моделей дифференцированного и индивидуальною подхода в работе с семьёй.
2.4
Проведение недели семьи.
март
родители, классные руководители, учащиеся
Зам.
директора, руководители кружков и секций, классные руководители
проведение выставки достижений семейного воспитания в рамках традиционной Недели семьи (анализ результативности данной формы);
Создание методического материала «Опыт работы школы с семьей»
В течение года.
классные руководители
соц. педагог
специалисты
классные руководители,
соц. педагог
специалисты
подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».
3. Просветительская работа
3.1
Проведение общешкольных, классных тематических родительских собраний
По плану работы школы
Родители
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
специалисты
проведение консультаций, семинаров, собраний, тренингов, групп поддержки для родителей и др.
3.2
Проведение родительского собрания «Летний отдых детей»
апрель, сентябрь
Родители
администрация,
классные руководители,
соц. педагог
Отчет по летнему отдыху учащихся.
3.3
Проведение семинара с классными руководителями «Новые формы работы с семьей».
февраль
классные руководители
Зам.
директора, педагог-психолог, соц. педагог
Разработка рекомендаций
3.4
Поэтапный анализ работы по программе.
-Анализ диагностических данных
- Годовой анализ работы по программе
в течение года
классные руководители
Зам.
директора по ВР, классные руководители,
социальный педагог
анализ работы за год.
подготовка методического материала «Организация сотрудничества с семьей в ОУ».
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года:
2015-2016 учебный год - 1-ый этап - проектно - организационный
2016-2017 учебный год - 2-ой этап - исследовательский
2017-2018 учебный год - 3-ий этап - практический
2018-2019 учебный год - 4-ый этап - аналитический
Этапы работы.
2015-2016 учебный год - проектно - организационный
Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта.
2016 - 2017 учебный год - исследовательский - тщательное изучение семей, взаимоотношений родителей и детей.
2017-2018 учебный год - практический.
Осуществление комплексно-целевой программы. Выявление оптимальных социально - педагогических технологий, режима работы. Отбор наиболее оптимальных диагностических методик.
2018- 2019 учебный год - аналитический.
Подведение итогов. Выявление соответствия результата целям. Оформление результатов.