Инновационный проект Талантливый ребенок

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смирнова Людмила Васильевна












Инновационный проект

"Талантливый подросток"







Смирнова Людмила Васильевна

Социальный педагог

КГБ ПОУ КнАЛПТ

г. Комсомольска-на-Амуре





















Содержание

  1. Паспорт Проекта

  2. Обоснование актуальности Проекта

  3. Нормативно-правовое обоснование Проекта

  4. Пояснительная записка

  • цели,

  • задачи,

  • сроки,

  • участники,

  • ценностные приоритеты,

  • ожидаемый результат проектной деятельности в целом.

  1. Этапы реализации Проекта.

  2. Содержание Проекта

  • Концептуальные положения.

  • Методы и формы работы с талантливыми детьми.

  • Условия успешной работы с талантливыми учащимися.

  • Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с талантливыми

  • Организация работы с одаренными детьми.

  1. Литература.













  1. Паспорт Проекта

Наименование Проекта

«Одаренные дети»

Основание для разработки Проекта


  • Конституции РФ;

  • Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Закона РФ "Об образовании";

  • Национальный проект «Образование»;

  • Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

  • Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";

  • Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

Разработчик Проекта

Социальный педагог: Юматова Т.Н.

Цели и задачи Проекта

Основная цель: создание условий для проявления каждым обучающимся своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Основные задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей талантливых ребят;

  • Проведение диагностических обследований подростков на предмет выявления таланта, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала талантливых и высокомотивированных подростков на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

  • Внедрение новой оценочной деятельности обучающихся и преподавателей - «Портфолио»;

  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Сроки и этапы реализации Проекта

2012-2016 гг.

Организационный этап: разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных подростков, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с талантливыми подростками.

Этап реализации: непосредственная работа с талантливыми обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных подростков.

Завершающий этап: контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется через работу методических объединений и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование педагогов, через работу творческих групп педагогов, родителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными подростками;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных подростков, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • обеспечение каждому обучающемуся равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • стимулирование мотивации развития способностей;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся;

  • увеличение числа подростков, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению одаренных подростков (психологический профиль талантливого подростка);

  • разработка методических рекомендаций для работы с талантливыми подростками;

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация техникума.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор КГБОУ СПО КнАЛПТ.

II. Обоснование актуальности Проекта

Среди самых интересных и загадочных явлений природы талант занимает одно из ведущих мест. Проблемы его диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и,прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

Проблемным полем остаётся:

  • отсутствие новых технологий управления системой работы с талантливыми детьми;

  • стихийность поиска информации по технологиям управления системой работы с талантливыми детьми;

  • недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные преподаватели недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области талантливости и одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными подростками в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные подростки , родители, педагоги.

В связи с этим техникуму необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей талантливых ребят, в том числе совершенствование системы выявления талантливых ребят с момента их поступления в техникум, развития, оказания адресной поддержки каждому подростку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности рподростка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

III. Нормативно-правовое обоснование Проекта

  • Конституции РФ;

  • Конвенции о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

  • Закона РФ "Об образовании";

  • Национальный проект «Образование»;

  • Постановления правительства РФ "О федеральной целевой программе "Дети России" от 30 октября 2002г.";

  • Программа "Развитие воспитания детей в РФ до 2010г.";

  • Доклада Правительства РФ "Образовательная политика России на современном этапе".

IV. Пояснительная записка

Цели Проекта:

Стратегическая цель - создание условий для проявления каждым обучающимся своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Дидактическая цель Проекта - повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными подростками.

Задачи:

  • Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей талантливых подростков;

  • Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления талантливости, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;

  • Максимальное развитие способностей и творческого потенциала талантливых и высокомотивированных подростков на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;

  • Внедрение новой оценочной деятельности обучающихся и педагогов - «Портфолио»;

  • Разработка нормативно-правового обеспечения.

Сроки:

Внедрение инновационного Проекта работы с одаренными подростками выполнимо в течение 2012 - 2016 гг.. Вместе с тем штехникум не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления развития и поддержки талантливых обучающихся является непрерывным.

Участники Проекта:

Педагоги и обучающиеся КГБ ПОУ КнАЛПТ, родители.

Ценностные приоритеты Проекта:

1 модуль: Талантливый подросток в различных социокультурных пространствах

ПУ

Семья

КнА ЛПТ

Конкурсы Олимпиады

УДО

Учреждения

культуры

Талантливый подросток







2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с талантливыми подростками.



Педаго-

ги

Развитие партнерского взаимодействия по вопросам талантливости

Инновационный проект КнАЛПТ по работе с талантливыми подростками

Подготовка кадров для работы с талантливыми подростками

Новые педагогические технологии, применяемые при работе с талантливыми подростками







Ожидаемые результаты от внедрения Проекта:

  • совершенствование форм работы с талантливыми и способными подростками;

  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития талантливых подростков, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;

  • обеспечение каждому обучающемуся равных стартовых возможностей в реализации интересов;

  • стимулирование мотивации развития способностей;

  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся;

  • увеличение числа подростков, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

  • создание и апробация пакета психолого-педагогических диагностик по выявлению талантливых подростков (психологический профиль талантливого подростка);

  • разработка методических рекомендаций для работы с талантливыми подростками;

Этапы реализации Проекта

Организационный этап: разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки талантливых подростков, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с талантливыми подростками.

Этап реализации: непосредственная работа с талантливыми обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка талантливых подростков.

Завершающий этап: контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Содержание Проекта

Концептуальные положения Проекта

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Талантливость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талантливый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности.

Талантливость в подростковом возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в подростковом возрасте (в отличие от талантливости взрослого человека):

  1. Подростковая талантливость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольникик характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п.

  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения талантливого ребенка в талантливого взрослого.

  3. Своеобразие динамики формирования подростковой талантливости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как талантливый, по другим - как отстающий в психическом развитии.

  4. Проявления детской талантливости зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не бы ли созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного подростка как талантливого в значительной мере условна. Самые замечательные способности подростка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки талантливости, проявляемые в подростковые годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с подростками вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности подростка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного подростка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение подростка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Особенности, присущие талантливым детям:

Талантливый подросток

Знание признаков способностей и таланта позволяет определить принципы и методы выявления талантливых подростков (Бабаева ЮД, Богоявленская Д.Б, Брушлинский А.В. и др.):

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности подростка;

- развернутое во времени наблюдение за поведением подростка в разных ситуациях;

- анализ поведения подростка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

- оценка признаков талантливости ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;

- опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения подростка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки у педагогов и родителей и др.).

Талантливость подростков может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения подростком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая талантливость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем подростка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.

Оценка подростка как талантливого не является самоцелью. Выявление талантливых подростков необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

В качестве концептуальной идеи работы с талантливыми подростками выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым обучающимся своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Научно-педагогической основой организации работы с талантливыми подростками являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Методы и формы работы с талантливыми обучающимися

Методы и формы работы с талантливыми обучающимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические и проблемные мини - курсы,

  • «мозговые штурмы» во всех вариантах,

  • ролевые тренинги,

  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно - практической работы пли творческих зачетов и т.п.

Организационные формы:

  • Талантливые обучающиеся обучаются в группах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными подростками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации талантливых подростков и одновременно для выявления скрытой до определенного времени талантливости, для максимально возможного развития всех обучающихся школы.

  • Создание групп талантливых обучающихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в техникуме остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,

  • творческие задания,

  • вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность,

  • дискуссии,

  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают:

  • факультативы,

  • кружки,

  • конкурсы,

  • интеллектуальный марафон,

  • привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне техникума

  • система внеурочной исследовательской работы обучающихся.

Важным фактором, влияющим на развитие талантливых подростков и на выявление скрытых талантов и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в техникуме. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ ПОДРОСТКАМИ.

При организации работы социального педагога свою работу необходимо начать с планирования. В планировании социальный педагог должен отразить диагностику талантливости и наметить задачи и формы работы с талантливыми подростками. Для этой успешной работы с талантливыми подростками необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики талантливости обучающихся техникума и организация эффективного функционирования этой системы.

  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы техникума.

  3. Включение проблемы работы с талантливыми подростками как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогов техникума.

  4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива техникума и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  5. Создание и постоянное совершенствование образовательной методической системы и предметных подсистем работы с талантливыми учащимися.

  6. Признание руководством и коллективом техникума того, что реализация системы работы с талантливыми учащимися является одним из приоритетных направлений в работе техникума.

  7. Включение в работу с талантливыми подростками в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами: педагог для талантливого подростка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Требования к педагогу.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для талантливых подростков. Наиболее значима для успешности работы педагога его общая личностная характеристика:

  • разрабатывает гибкие индивидуальные программы;

  • создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе;

  • предоставляет обучающимся обратную связь;

  • использует различные стратегии обучения;

  • уважает личность, способствует формированию положительной самооценки обучающегося, уважает его ценности;

  • поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

  • проявляет уважение индивидуальности обучающегося.

Основные направления деятельности, цели и задачи, условия успешной работы с талантливыми подростками

Целями работы педагогов образовательного учреждения с талантливыми подростками являются:

- выявление талантливых подростков;

- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Инновационный Проект «Талантливый подросток» нацелен на развитие:

- интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе научного общества обучающегося;

- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей подростков на основе соответствующих кружков дополнительного образования;

- способностей обучающихся в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

- спортивных способностей подростков на базе разнообразных спортивных кружков и секций.

Задачи по реализации вышеуказанных целей:

  1. Подготовка педагогов, обладающих профессионально-личностной квалификацией для работы с талантливыми детьми

  2. Выявление одаренных детей на основе психодиагностики.

3. Выстраивание системы работы с талантливым ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях.

4. Отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Организация психолого-педагогического сопровождения подростка и образовательного процесса в целом.

Подразделения ОУ, осуществляющие работу по формированию и развитию творческих умений обучающихся - интеллектуальных, художественных, физических и т.п.:

  1. Научно-методический совет.

  2. Методические объединения.

  3. Кружки технического творчества.

  4. Дополнительное образование.

  5. Психологи.

  6. Медиатека.

Обучение одаренных подростков осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи следующих внутренних и внешних факторов:

- психологических (система исследовательских умений и навыков различных видов деятельности обучающегося, его адекватная самооценка, установка на творчество, опыт самоорганизации деятельности, саморегуляция поведения, самореализация обучающимся своих общих и творческих способностей);

- педагогических (инновационная профессиональная деятельность педагога, широкая мотивирующая образовательная среда, индивидуально-направленная система обучения);

- социальных (ценности этнокультурной среды, социализирующие тенденции микросоциума, здоровый уклад жизни).

Организация работы с талантливыми подростками

Организация работы с талантливыми подростками осуществляется по ряду модулей, обеспечивающих взаимодействие в системе «подросток - педагог - родители».

1

Научно-методический модуль

Психолого-педагогические исследования

Медико-физиологические исследования

Исследования содержания и технологий образования

2

Практико-педагогический модуль

Творческие студии

Олимпиады, конференции, конкурсы, в том числе проектных и исследовательских работ

Выставки юных художников, юных фотографов, дизайнеров и т.д.

Индивидуальные программы работы с обучающимися

3

Модуль «Родительский всеобуч»

Просветительский лекторий

Индивидуальная консультация

4

Финансово-экономический модуль

Финансово-экономическое обеспечение всех видов деятельности

5

Материально-технический модуль

Медиатека

6

Информационно-издательский модуль

Создание и обновление банка программно-методических материалов, технологий по работе с высокомотивированными и талантливыми детьми.

Формирование банка данных психолого-педагогических инноваций по работе с талантливыми обучающимися.

Обеспечение распространения информации, издания методических, авторских педагогических разработок, альманахов, периодических изданий, творческих работ талантливых подростков.

Обеспечение поддержки Интернет, мультимедиа-ресурсов по различным направлениям работы с талантливыми детьми.

7

Административный модуль

Управленческая деятельность по обеспечению руководства работой с талантливыми подростками, осуществление координации с учреждениями и организациями, работающими с молодежью.

Разработка плана проведения олимпиад, конкурсов и др.мероприятий разного уровня.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

  2. Блонский П.П. Возрастные особенности детей. - М., 1971.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.

  5. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. - М., 1990.

  6. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А. Крутецкого. - М.,1973.

  7. Выготский Л.С. Конкретная психология человека //Вестник МГУ. Серия "Психология". - 1986.- № 1.- С. 11-19.

  8. Выготский Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии.- 1972.- № 2. -С. 114-123.

  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1969. - № 1.

  10. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы.- М.

  11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.

  12. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии.-1960.- № 1.- С.9-14.

  13. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989.- № 6.

  14. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. - Уфа, 1988.

  15. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. В 3-х т.- М., 1995.

  16. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. - М., 1985.

  17. Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.

  18. Тэкэке К. Счастливые родители одарённых детей. - Ижевск, 1992.

  19. Чудковский В.Э. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6.

  20. Шумаков Н.Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте //Новые исследования в психологии и педагогике. - 1991. - № 1. (с. 251)

  21. Элъконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1985.- № 4.





























СОГЛАСОВАНО:

Директор КГБ ПОУ КнАЛПТ

_____________В.Ю. Бобин


© 2010-2022