Профилактика самовольных уходов воспитанников из школы-интерната

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика самовольных уходов воспитанников из учреждения интернатного типа.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности ГБОУ НСО « СКОШИ», поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Общая численность обучающихся в коррекционной школе-интернате составляет 169 несовершеннолетних обучающихся. Из них 47 % учащихся не находятся в образовательном учреждении круглосуточно, а приходят только на занятия. Большинство родителей ответственно относятся к воспитанию и безопасности детей. Они ежедневно приводят ребят в школу и забирают после уроков. Старшие школьники с письменного разрешения родителей передвигаются по заданному маршруту самостоятельно.

Таким образом, проживающим в семьях учащимся ГБОУ НСО «СКОШИ» незачем самовольно покидать образовательное учреждение, так как после занятий они распоряжаются собственным временем в соответствии с интересами: посещают кружки, спортивные секции, готовятся к общешкольным праздникам, участвуют в КТД или идут домой.

53 % учащихся находятся в школе - интернате круглосуточно. Воспитанники прибыли к нам из разных районах Новосибирской области: Барабинского, Баганского, Венгеровского, Здвинского, Искитимского, Карасукского, Каргатского, Коченевского, Краснозерского, Куйбышевского, Купинского, Кыштовского, Маслянинского, Ордынского, Татарского, Усть-Таркского, Чановского. Двое обучающихся прибыли из Алтайского края. Подавляющее большинство ребят из благополучных семей, родители их забирают домой на каникулы и праздники, интересуются успехами и неудачами детей в учебе. Ребята имеют возможность ежедневно связываться с родными по телефону. Следует также заметить, что наряду с участием ребят в общественной жизни школы немаловажное значение относительно профилактики самовольных уходов имеет увлечённость воспитанников общением в социальных сетях, поиском информации и просмотром роликов и фильмов.

За последние несколько лет в ГБОУ НСО «СКОШИ» произошел единственный случай самовольного ухода учащегося младших классов с урока за пределы здания и ограды школы-интерната по причине конфликта с учителем. Благодаря слаженным действиям воспитателей, педагогов, администрации учреждения в рамках утвержденного алгоритма и регламента действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядка действий по принятию мер к их розыску, обучающийся был найден и возвращен в школу-интернат в течение 30 минут. По данному факту было проведено служебное расследование, приняты дисциплинарные взыскания к сотрудникам учреждения, допустившими факт самовольного ухода и приняты профилактические меры, направленные на сокращение риска самовольных уходов.

Для решения задач первичной профилактики в ГБОУ НСО «СКОШИ» регулярно проводятся индивидуальные и групповые занятия по просвещению детей о рискованном поведении. Например, занятия, направленные на преодоление различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (развитие навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях), на снижение агрессивности и конфликтности несовершеннолетних.

Важным направлением профилактики является организация занятости воспитанников, состоящих на внутришкольном учете и на учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Применяются разные формы работы с детьми «группы риска»: индивидуальные, групповые, работа в микрогруппах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально - психологических особенностей, характера, стиля поведения. Индивидуальные беседы о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления, о необходимости соблюдать режим школы-интерната, посещать школьные занятия. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников. В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.

Важно наполнить жизнь несовершеннолетних такими мероприятиями и событиями, участие в которых поможет отвлечься от возможных негативных чувств или действий, забыться в какой-либо интересной деятельности. Именно поэтому классные руководители и воспитатели привлекают обучающихся к участию в кружковой работе по интересам (14 кружков: «Профориентация», «Логоритмика», «Английский язык», «Дизайнер», «Театр», «Жестовое пение», «Юный натуралист», «АФК», «Подвижные игры», «Волейбол», «Цветочная мастерская», «Фотомастер», «Умелые ручки»), к работе факультативов («Русский язык», «ОБЖ», «Геометрия», «Информатика» и др.).

Следует также отметить, что распорядок дня для воспитанников с круглосуточным проживанием составлен таким образом, что они постоянно находятся с воспитателями, которые проводят внеклассные занятия согласно направлениям воспитательной работы. В течение учебного года воспитанники участвуют в подготовке праздников: «День знаний, «День учителя», «День матери», «Новый год», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «День Святого Валентина», «День защитников Отечества», «Международный женский день», «День славянской письменности и культуры» и др. Обязательным является для ребят участие в предметных неделях по математике, русскому языку, географии, психологии, в ходе которых воспитанники учатся нестандартно мыслить и творчески подходить к любой проблеме.

Большая работа проводится также при подготовке к декаде инвалидов. Учащиеся готовят не только концертные номера, но и творческие работы для выставки декоративно-прикладного творчества (вышивка, столярные изделия, изонить, бумагопластика, вязание). С целью повышения творческого потенциала и самооценки воспитанники принимают участие в творческих конкурсах и занимают призовые места различного уровня.

ГБОУ НСО «СКОШИ» взаимодействует с волонтерами Молодежного центра, КФ НГПУ, Педагогического колледжа. Воспитанники посещают спортивный комплекс «Олимп», МУК ЦБС, выставки в Краеведческом музее и Художественной школе, что позволяет окружить учащихся интересными людьми, обогатить их личный опыт и расширить социальные связи.

Для сотрудников учреждения регулярно проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода воспитанников. Принимаются меры для повышения уровня персональной ответственности каждого работника за сохранение жизни и здоровья воспитанников, за организацию профилактических мер по предотвращению данного явления, подчеркивается значимость мероприятий по обеспечению постоянного и своевременного учета фактов самовольных уходов воспитанников из учреждения. Также организовывается обучение для педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.

Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.


© 2010-2022