«Теория педагогической поддержки О. С. Газмана»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Н. Насекина, преподаватель ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский аграрный техникум»

«Теория педагогической поддержки О.С. Газмана».

Автор анализирует содержание термина «педагогическая поддержка» в современном образовательном процессе. Основой для изучения данного термина являются работы отечественного исследователя О.С. Газман. В статье рассматриваются основные характеристики, основные идеи, принципы и виды педагогической поддержки в образовательном процессе. Так же в статье представлен технологический алгоритм педагогической поддержки при возникновении проблемной ситуации.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, работа Газмона О.С., характеристика педагогической поддержки.

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад был полностью опубликован на страницах газеты «Первое сентября» (№ 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти О. С. Газмана разработку концепции продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова. Н.Н. Михайлова, СД. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра «Педагогический поиск» (генеральный директор В.М Лизинский) подготовили специальный выпуск: журнала «Классный руководитель» (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании [3, c.61 - 68]. Под термином «педагогическая поддержка» О.С. Газман понимал - процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни. Основной смысл этого понятия при этом вкладывался им в ключевые слова педагогической поддержки: - "проблема ребенка".

Четыре тактики педагогической поддержки (по О.С.Газману): «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи. Иногда при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности. Тактика защиты - выбирается педагогом тогда, когда действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и стремления в решении проблемы. Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств.

Тактика защиты,- это утверждение презумпции невиновности. Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Педагог-адвокат защищает право ребёнка: быть успешным; не уметь делать то, что умеют делать все; право на поиск, пробу и ошибку; право отстаивать своё достоинство; право на защиту своих прав. Правда, такая позиция иногда приводит к непониманию в коллективе, однако, в конечном счёте выигрывают все. И главное,- сам ребёнок. Когда педагог понимает, что не будет услышан в позиции «адвоката», и что ребёнка могут втянуть в дальнейшие конфликты и разбирательства, педагог может занять позицию «буфера», принимая часть удара на себя.

Тактика помощи - выбирается в случаях, когда ребёнок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом.

Причём, помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия. Ситуация успеха - это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Тактика содействие - выбирается педагогом в случае, если ребёнок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как ребёнок, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а также - разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Тактика инициирует процессы рефлексии и готовности к выбору. Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Ребёнок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности. Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.

Тактика взаимодействия - используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора». При этом, договор - это испытание свободой и ответственностью. При этом используется четыре вида договора:

1) договор на условиях ребёнка;

2) договор на условиях педагога;

3) договор-компромисс;

4) договор-сотрудничество [2, с.110].

Основные идеи теории поддержки О.С. Газмана. - помощь требуется каждому ребенку в моменты жизненного выбора; - создать условия, чтобы каждый ребенок научился находить выход из проблемной ситуации самостоятельно;

- научить ребенка нести ответственность за свои решения, действия. Виды педагогической поддержки:

- по степени участия взрослого (непосредственная - вместе с ребенком, опосредованная - дать детям информацию для размышления, как вести себя); - по времени оказания (опережающая, своевременная - оперативная; поддержка-последствие, т.е. после действия, нормализация психологического состояния ребенка);

- по длительности (единовременная, прологированная - длиться длительное время; дискретная - оказывается время от времени ребенку). Принципы обеспечения педагогической поддержки:

1) согласие ребенка на помощь и поддержку;

2) опора на наличие силы и потенциальные возможности;

3) вера в эти возможности; 4) ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

5) совместность, сотрудничество, содействие;

6) конфиденциальность (анонимность); 7) доброжелательность и безоценочность; 8) безопасность, защита здоровья, прав человеческого достоинства; 9) реализация принципа не навреди; 10) рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату [1, c.35-36].

Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

1этап - диагностический (фиксация факта проблемности, установление контакта с ребенком, проектирование условий диагностики предпологаемой проблемы, объяснение проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка); 2 этап - поисковый (организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны); 3 этап - договорный (проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора, разработка программных действий выхода из жизни сложившейся ситуации); 4 этап - деятельностный (в ситуации, когда действует ребенок, со стороны педагога важны одобрения его действий, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации когда действует сам педагог, важна координация действий специалистов в школе); 5 этап - рефлексивный (обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, ставится точка с проблемой ребенка, помощь осознать ребенком социального опыта и как он может использовать его в дальнейшем) [1, c. 36].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун - т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 76 с.

2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др.- М.: Изд. центр МИРОС, 2001.- 208 с.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.


© 2010-2022