- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Доклад: Формирование навыков социальной адаптации
Доклад: Формирование навыков социальной адаптации
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чуйкова Е.М. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад «Формирование навыков социальной адаптации»
Школа - интернат - единое учреждение, его работа определяется общей целью: достижение воспитанниками такого уровня общего, речевого развития, разностороннего воспитания, общеобразовательной и профессиональной подготовки, который обеспечивал бы наиболее полную социальную адаптацию в обществе.
Именно в детстве закладывается фундамент социализации. Ребёнок знакомится с правилами поведения, обычаями, манерами, усваивает язык окружающих его людей, т.е. овладевает человеческой культурой в широком смысле этого слова. Детям, изолированным от общества и вернувшимся в него спустя годы, трудно, а иногда и невозможно овладеть полностью элементами культурно - речевой среды.
Школьные годы - это период социальной адаптации детей к новой среде - обществу других людей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы - интерната - целые сутки, недели, месяцы. Для адаптации ученикам необходимо усвоить наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения, принять ценности социального окружения.
Выделяют следующие объекты познавательной деятельности ребёнка:
- предметы и события окружающей жизни;
- быт и культура быта;
- гигиенические требования к помещению;
- жилища (виды жилых помещений в городе и селе);
- средства связи, почта, почтовые отделения;
- транспорт, медицинская помощь;
- организация культурного отдыха;
- учреждения торговли и питания.
Дети знакомятся с указанными учреждениями, их функциями, с правилами поведения в них, постепенно адаптируются в ближайшем окружении.
Основные формы работы: экскурсии, ролевые игры, просмотр видеофильмов, практическая деятельность, беседы, рассказы, упражнения и конечно праздники и праздничная деятельность, которые способствуют социализации личности. Использование праздников позволяет формировать у воспитанников навыки правильного поведения, нравственно - эстетические качества личности, улучшать микроклимат в коллективе, воспитывать культуру общения. Праздник помогает раскрыться человеку для других людей.
При подготовке к различным мероприятиям у детей повышается деятельный интерес к познанию мира, собственное мнение, собственный взгляд, предложение своих собственных идей, конкретные действия, овладение информацией, инициирование какого - либо процесса, анализ ситуации, анализ воспитанниками своих собственных причин успешности (неуспешности) действий и др.
Дети становятся главными организаторами любого мероприятия, эмоционально переживая и получая новые знания, формируются умения, навыки, ценности. Ценностный смысл этой деятельности - самоопределение подростка, выводящая его личность, как «открытую систему» на более высокий уровень и позволяющая самореализоваться и самоутвердиться.
Например, при подготовке к 8 Марта, принято готовить подарки женщинам, поздравлять их, говорить тёплые, добрые слова. Эти правила этики, манеры поведения усваиваются детьми через социализацию, через общение с окружающими. Учитель, воспитатель готовит со школьниками подарки, вместе продумывают, как поздравить. Так, в одном занятии объединяется работа по разным направлениям:
- познавательная культура (название праздника, его сущность, дата проведения);
- нравственная и коммуникативная культура (нравственные, этические нормы,
формы выражения поведения - манеры, речевые высказывания);
- трудовая культура (практическая деятельность по изготовлению подарков).
Такое планирование занятий, определение его целей, содержания, моделирование ситуаций, помогающее воспитанникам овладевать опытом социального, бытового поведения, подбор видов, форм и методов работы позволяют детям осваивать наиболее устойчивые свойства среды, в которой они живут, типичные способы социального поведения.
Но, даже самый хороший учитель, воспитатель не сможет навсегда научить своего ученика, воспитанника адекватному поведению в любой жизненной ситуации, быть хорошим семьянином, деловым партнёром. Этому человек учится всю жизнь, допуская ошибки, приобретая, накапливая опыт социального поведения.