Проблемы воспитательной работы с сиротами в ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Емелина М.В.

Казань, Казанский строительный колледж


Проблемы воспитательной работы с сиротами в

ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж».

Сегодня в России проблема воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень актуальна. Государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Но сироты и инвалиды в нашей стране до сих пор остаются самой незащищенной социально группой. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности сирот является получение ими бесплатного профессионального образования.

Большинство детей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многих проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав. Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут - государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Администрация детского дома не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: детский дом выпускники покидают не подготовленными к жизни, социально не адаптированными.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в колледже при воспитательной работе с сиротами, получающими профессиональное образование.

Главная задача педагогов колледжа не только дать профессию, но и сделать из трудных подростков - востребованных рабочих на рынке труда по строительным и полиграфическим профессиям, сделать из них полноправных законопослушных членов общества. Развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество.

В ГБОУ СПО «Казанский строительный колледж» в настоящее время обучается 80 сирот, из них 9 человек имеют инвалидность по психическому заболеванию, 2 слабослышащих. Более 30 человек обучаются в коррекционных группах. Обучающиеся поступили обучаться к нам из всех детских домов города и нашей республики. Также из республики Марий Эл, Кировской области и республики Башкортостан. Обучающиеся сироты колледжа проживают в общежитии. При заселении в комнаты учитываются и дружеские отношения, и личные интересы детей-сирот. В комнатах для комфорта проживания имеется вся необходимая мебель, постельные принадлежности меняются еженедельно.

Одной из направлений деятельности в воспитательной работе с сиротами является социально-педагогическое сопровождение. Оно включает в себя осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите выпускников школ - интернатов и детских домов.

Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности, личного дела и социальной карты. Собираются сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.

На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития сироты, вырабатываются единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям.

Начиная работу с обучащимися-сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, возникающих в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна педагогическая поддержка, но не стимулирование зависимости от окружающих людей, проблемы можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих.

Типичными проблемами в работе с выпускниками детских домов являются:

· Нежелание обучающихся подчиняться общепринятому режиму в учреждении образования, общежитии (получив относительную свободу после окончания школы-интерната, выпускники неадекватно реагируют на требования педагогов, воспитателей общежития);

· Нарушение дисциплины, пропуски занятий;

· Недостаточное владение навыками самообслуживания (нежелание убирать в комнате, стирать свою одежду, ухаживать за обувью);

· Неумение строить свои взаимоотношения с другими обучающимися группы;

· Нежелание участвовать в общественно-полезном труде (могут заявить, что уборка листьев на территории колледжа- это унижение человеческого достоинства и прав человека);

Казанский строительный колледж не является учреждением для детей-сирот, здесь характерна большая социальная открытость и менее строгий режим чем в интернатных учреждениях: что способствует интеграции и развитию самостоятельности. Организация учебно-воспитательного процесса в колледже также подразумевает более высокий уровень самостоятельности по сравнению с условиями детских домов. С самого начала обучения в колледже к обучащимся-сиротам предъявляются такие же требования, как и к взрослым людям. Поскольку учебный процесс предполагает прохождение производственной практики на предприятиях, то за опоздания и пропуски занятий с них спрашивают, как со взрослых. На каждый пропущенный час занятий должен быть предъявлен документ, поясняющий причину пропуска. А сироты с трудом привыкают такому свободному режиму, удивляются, что нет жесткого контроля, значит, можно и проспать, опоздать, не пойти на уроки или практику.

Одна из основных самых острых проблем при работе с сиротами, это проблема взаимоотношения в системе взрослый (педагог) и обучающийся. Как правило, у многих выпускников детских домов (особенно коррекционных школ) отсутствует уважение к взрослым, проявляется сопротивление к общепринятым требованиям. Это сложные дети с неуравновешенной психикой, конфликтны, эмоционально неустойчивы, на замечания чаще реагируют неадекватно - идет грубое неприятие форм педагогического воздействия, враждебное восприятие окружающего мира. В этом направлении проводится большая работа, как в групповых, так и индивидуальных беседах. Активно используется методы убеждения. Часто к данной работе привлекаются инспектора ПДН, специалисты органов опеки и попечительства, КДН, прокуратуры Советского района г. Казани. Благодаря такой работе и корректируется взаимоотношения педагог-сирота.

Не стоит забывать, что многие обучающиеся коррекционных групп, стоят на учете у психиатра по психическому заболеванию. В периоды агрессии, приступов ярости, нарушенного поведения, обучающиеся должны получать психиатрическую помощь. Здесь чтобы решить проблемы здоровья обучающихся, мы активно работаем с участковыми врачами психиатрами: которые консультируют нас педагогов, как работать с такими детьми, обучающимся назначают лечение. Стоит отметить, что эффективно взаимодействовать и работать с обучающимися возможно не в момент приступа агрессии, а только тогда, когда эмоции у подростка начнут ослабевать и он успокоится.

Можно выделить следующие актуальные направления в воспитательной работы с сиротами в нашем учебном заведении:

-обучение социально-бытовым навыкам.

В сентябре главная проблема в общежитии с новичками сиротами то, что студенты не умеют готовить еду. Ежедневно в общежитие колледжа проводятся воспитательные беседы на темы «Как пользоваться плитой», «Приготовление блюд», «Как сбалансировано питаться», совместная готовка пищи, мастер-класс «готовим пиццу», «готовим шарлотку». Такие вечера обычно заканчиваются чаепитием.

Здесь хочется отметить, что в общежитии колледжа сироты заселяются совместно с детьми из семей, что значительно расширяет социальные сети и дает обучиться социально бытовым навыкам в естественных условиях, наглядно.

Другая проблема - самостоятельное планирование своего бюджета. Государственное обеспечение в стенах профессиональных заведений реализуется в виде денежных выплат. Уже с начала учебного года сироты начинают получать деньги, только многие из них, особенно из коррекционных групп не знают счета деньгам. И здесь главное в течение первого полгода обучения с сиротами ежедневные беседы о ценности денег, экономии денег, научить пользоваться банковскими карточками. И естественно сопровождение по магазинам: как за продуктами питание, так и за приобретением сезонной одежды.

Уделяется внимание культурно-гигиеническим навыкам; в частности советы по личной гигиены.

Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения сироты придаётся именно труду. Сироты работают на субботниках, весной на посадке деревьев. В общежитие организованно дежурство, дежурить в основном обучающиеся не хотят, здесь с ними ведется работа, основанная на убеждении, переговорах, поощрении.

За клумбой перед общежитием ухаживают в течение лета также сироты. Стоит отметить, что делают это по своей инициативе.

Целесообразно организованная трудовая деятельность обучающихся не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.

-- формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг.

Суть всей воспитательной работы - это создание условий, обеспечивающих физическое и духовное здоровье молодежи, формирование у обучающихся ориентации на здоровый образ жизни, борьба с наркоманией, алкоголизмом, курением. С сиротами, как и с остальными обучающиеся поводится весь спектр воспитательных мероприятий тренингов, консультаций по профилактике употребления ПАВ и против вредных привычек с использованием средств массовой информации, раздачи буклетов, значков, наклеек, календарей, памяток.

Для лучшей адаптации -обучающиеся сироты в колледже, привлекаются к активному участию во внеклассной работе, во многих мероприятиях, посвящённых Дню защиты детей - «День здоровья», Дню Защитника Отечества - в спортивных секциях, в тренажерном зале колледжа. Основной целью проведения таких праздников является массовое вовлечение студентов в систематические занятия физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитания чувства коллективизма у молодёжи; соединение спортивно-оздоровительной работы с патриотическим воспитанием студентов.

Большинство обучающихся проживающихся в общежитии, активно посещают различные кружки, принимают участие в конкурсах подделок. Так воспитательной комнате общежития собрана большая коллекция подделок из оригами, вышивок, различных композиций сделанных руками обучающихся сирот.

В каникулярное время обучающихся сирот для подкрепления здоровья стараемся устроить по бесплатным путевкам в оздоровительные лагеря и санатории.

-Повышение социально-правового сознания и поведения:

Одной из основных задач этого направления при работе с сиротами является донесение информации о правах и гарантиях, способах их реализации, помощь в защите прав и законных интересов, проведение бесед,
направленных на повышение юридической грамотности студентов, разъяснение, куда следует обращаться по той или иной проблеме. Мотивирование выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов. Организуются посещение в Пенсионный фонд, в центр занятости, в территориальные отделения социальной защиты, в поликлинику.
Ознакомление студентов сирот с законодательством РФ: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании», Семейный кодексом и другими Ф.З.

Проведение практических занятий по оформлению документов.

Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в этих мероприятиях предполагает формирование у детей правовой культуры, способностей к социальной защите.

Работа по профилактике преступлений и правонарушений.

Работа сиротами включает профилактику правонарушений, как основную задачу воспитательного процесса. Это профилактические беседы о недопустимости правонарушений, проведение еженедельных классных часов в колледже, лекций в общежити на уровне педагогов, также с привлечением инспектора ПДН, прокуратуры. Ежегодно в стенах колледжа проводятся выездные заседания КДН Администрации Советского района г. Казани по профилактике преступления и правонарушения со стороны сирот.

Отдельное внимание уделяется лицам, совершившим правонарушения. С данной категорией лиц проводятся мероприятия, направленные на защиту прав сирот, профилактику рецидивов правонарушений.

Полноценная социальная адаптация сирот также невозможна без формирования системы духовно-нравственного воспитания личности:

  • знакомство с историческим и культурным наследием нашей страны, традициями народа;

  • развития чувства толерантности и эмпатии;

  • формируют нравственно-этические ценности;

  • развивают коммуникативные качества.

Участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в этих мероприятиях, содействует полноценному развитию детей этой категории. Обучающиеся, включенные в коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретенными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.

Таким образом, одной из задач педагогического коллектива колледжа в целом является социальная адаптация сирот и формированию у них социальной зрелости в условиях колледжа - создания благоприятных условий для развития рефлексивных способностей обучающихся и построения осознанной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций.

В итоге благодаря этим направлениям работы по адаптации у сирот более легко и гармонично проходит процесс адаптации в колледже.

Не стоит забывать, что общение сироты с педагогом должен носить характер содружества, сотрудничества и сотворчества. Только в таких условиях ребёнок испытывает удовольствие от своей деятельности и её результата, потому что он делает то, что нравится ему, а не только то, что предлагает педагог, свобода выбора способствует появлению чувства независимости и уверенности в себе.


Список использованных источников:

1. Забрамная, С. Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к системному школьному обучению Текст. / С. Д. Забрамная // Дефектология. 1996, - № 1. - С. 26-29.

2. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения Текст. : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. М.: ТЦ Сфера: Юрайт-М, 2001. -160 с.

3. Основы социальной работы. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003.

  1. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. // Социальная педагогика, 2004. - № 4. - С. 3-8.

  2. Фидипович Д., Сиволобова Н., Самсонова Т. Что надо знать социальному педагогу о правах выпускника интерната. // Социальная педагогика.- 2003.- №1.- С. 113-118.

  3. Холостова Е. И. Социальная работа. - М., 2004.

  4. Черняк Е.М. Социология семьи. - М., 2003.


© 2010-2022