МАТЕРИАЛ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Раздел Социальному педагогу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Верещагинский многопрофильный техникум»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока теоретического обучения


Намечаем области работы

(факультатив «Трудоустройство»)






Разработала:

Пьянкова Людмила Михайловна, старший методист,преподаватель первой квалификационной категории




Верещагино

2013



Содержание:


Цель создания разработки

3


Аннотация

3


Введение

4


План урока

5


Заключение

12


Список использованной литературы

13


Приложения

14













Цель создания данной методической разработки:


  • Раскрытие опыта проведения урока по изучению одной из тем факультатива «Трудоустройство»

Аннотация

Согласно требований ФГОС выпускники должны обладать ключевыми компетенциями. Каждый урок факультатива «Трудоустройство» направлен на решение задач в данной области. Учащиеся выпускных групп учатся понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивый к ней интерес; знать, как организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения. Выпускники через вопросники, анкеты, различные методики, касающиеся вопросов трудоустройства, учатся анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы. Также получают на уроках умение презентовать себя; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. На уроках учащиеся приобретают умение работать в коллективе, команде, общаться с руководством, коллегами через определенные практические упражнения-задания.

Также следует отметить, что факультатив тесно связан с другими предметами. Рассматриваемый на уроках материал уже знаком частично через уроки обществознания, экономики, права, деловую культуру, профессиональную этику, предметы профессионального цикла.

Основная миссия факультатива, чтобы по окончании обучения в училище выпускники смогли применить полученные знания и смогли сориентироваться в жизненном пространстве, уметь правильно презентовать себя, чтобы быть востребованными на рынке труда.

Методическая разработка урока «Намечаем области работы» посвящена решению проблемы самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать учащимися необходимую информацию, способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых в дальнейшем для успешного профессионального самоопределения; уметь выделить весь имеющийся у обучащихся опыт позитивной трудовой деятельности и «конвертировать» его в опыт профессиональной деятельности.


Введение


Программа факультатива «Трудоустройство» состоит из 5 блоков:

  • Вводное диагностическое занятие «Я и рынок труда»

  • Блок № 1 «Оцениваю себя»

  • Блок № 2 «Планирую и организую поиск работы»

  • Блок № 3 «Готовлюсь к собеседованию»

  • Блок № 4 «Варианты самоопределения»

  • Блок № 5 «Составляю реалистичный бюджет»

На её реализацию отведено 10 часов. Занятия факультатива по трудоустройству призваны побудить учащихся к рефлексии в отношении собственных возможностей и профессиональных склонностей, прислушаться к своим интересам и подтолкнуть к приобретению трудового опыта.

Содержание занятий нацелено на активизацию учащихся, а не на повышение компетенции в отношении мира профессий.

Актуальность данного урока состоит в том, что от качества выполненных учащимися заданий на нём зависит построение и усвоение, систематизация знаний на последующих уроках факультатива: «Учимся писать резюме», «Поиск рабочих мест», «Подготовка и прохождение собеседования».

Данный урок «Намечаем области работы» входит в блок № 1 «Оцениваю себя» факультатива. Этот блок самый сложный с точки зрения практической реализации, так как учащиеся должны определить при заполнении бланков вопросников базовые элементы, на которых будет построена вся дальнейшая работа. Учащиеся учатся проводить анализ, самооценку своей трудовой деятельности, свой опыт, свои навыки, а, следовательно, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.



Предмет: факультатив «Трудоустройство» (10 часов)

Профессия: повар, кондитер


ПЛАН УРОКА

Блок № 1: Оцениваю себя - 2 часа

Тема 1: Намечаем области работы - 2 часа

Урок № 3

Тема урока: Намечаем области работы

Основная дидактическая цель: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых в дальнейшем для успешного профессионального самоопределения; выделить весь имеющийся у обучающихся опыт позитивной трудовой деятельности и «конвертировать» его в опыт профессиональной деятельности

Цели урока:

Развитие компетенций:

  • Информационной: умение самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отдавать необ необходимую информацию, работать со словарем

  • Коммуникативной: уметь работать в команде; представить себя устно и письменно, заполнить анкету, выступать с сообщением, высказывать, аргументировать своё мнение; слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению

  • Учебно-познавательной: выдвигать гипотезы, умение формулировать цель, обозначать понимание слов-понятий, проводить анализ, самооценку и систематизацию своей практической деятельности, выделять свой практический опыт

  • Социально-трудовой: уметь действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой; владение знаниями и опытом выполнения социальной роли работника

  • Воспитательный аспект: формировать положительную мотивацию к обучению по избранной профессии

Тип урока: урок обобщения и систематизации пройденного материала (с элементами исследовательской деятельности)

Форма проведения: практическая работа

Методы обучения:

1. По источнику знаний:

  • Словесный (беседа)

  • Наглядный (раздаточный материал)

2. По характеру познавательной деятельности обучающихся:

  • Объяснительно-иллюстрированный

  • Частично-поисковый

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • групповая

  • в парах

  • фронтальная

  • индивидуальная

Оснащение урока:

- раздаточный материал :

  • Бланки № 1 и № 2 «Твой опыт»

  • Бланк № 3 «Твои увлечения»

  • Бланк № 4 «Твои навыки»

- опорные слова: ОПЫТ, УВЛЕЧЕНИЯ, НАВЫКИ

- толковый словарь - книги

- цветная бумага - 3 цвета (для рефлексии)

- бумага формата А3

- доска, мел

- конспекты, ручки

Структура урока:

  1. Организационный момент, мотивация учащихся.

  2. Актуализация знаний учащихся:

  • Определение темы урока

  • Формулирование цели урока (целеполагание)

  1. Повторение и обобщение отдельных понятий

  2. Повторение и обобщение понятий, усвоение соответствующей системы знаний (работа учащихся с предложенными методиками)

  3. Подведение итогов урока, рефлексия.

Технологическая карта урока

п/п

Этап

урока

Компетен

ция, компонент


Ожидаемый результат

Метод обучения

Методич. прием

Средства обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность учащихся



1.



Оргмомент


1 мин.



-

Организация внимания, создание у учащихся положительной мотивации на урок



Словес-

ный



-



-

Взаимное приветствие преподавателя и учащихся

Мотивирование, активизация учащихся

Активное внимание


2.


Актуализа

ция

знаний учащихся


7 мин.

Учебно-познавател.:

-выдвигать гипотезы;

-обозначать понимание слов-понятий;

-умение формулировать цель

Коммуникатив

-умение высказывать, аргументиро

вать своё мнение





Формулиро-

вание

цели










Прил.№ 1


Словес-

ный,


частично исследовательский


Беседа,

полиолог



постановка проблемы



Классная доска

-Формулирование темы урока

- Инструктаж

-Определение объекта исследования

(работа над словами-понятиями темы урока)

- Ведение записи на доске

-Активное внимание, восприятие темы урока (групповая)

- Выдвижение гипотез (индивид.)


- Ведение записи в конспекте


-Совместная постановка цели урока






3.


Повторе

ние

и обобщение отдельных понятий


8 мин.


Учебно-познавател.:

-умение выступать устно с результатами своей работы

Коммуникатив

-умение высказывать, аргументирова

ть своё мнение

- работать в команде


Оформление материала на карточках по понятиям

«опыт», «увлечения»,

«навыки»,







Прил.№ 2



Словес

ный,


Частично поиско

вый


Сам.

работа




Беседа,



работа со словарем,



самост.

работа


Словари,





листы А3

- Организация сам. работы по обсужденияю понятий

«опыт»,

«увлечения»,

«навыки»

-Оказание консультативной помощи группам

-Организация выступлений групп, расстановка необходимых акцентов

- Самостоятельная работа в группах со словарем (2 мин.)


-Оформление найденного материала на листе А3 (1 мин.)


- Выступление представителей от групп




4.



Повторе

ние

и обобщение понятий, усвоение соответствующей системы знаний


18 мин.

Информац .:

-умение самостоятельноизвлекать, систематизировать

анализировать и отбирать необходимую информацию

Учебно-познавател.

- выделение своего опыта позитивной практической деятельности

-умение давать самооценку своей практической деятельность

Социал.-трудовая:

- умение действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной выгодой

- владение знаниями и опытом выполнения социальной роли работника

Коммуникатив

-умение заполнить анкету, представить себя устно и письменно,

- умение слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению

Заполнение бланков-опросников

№1, №2, №3






Прил.№№

3, 4, 5

Словес

ный,


Частично исследовательский


практический

беседа



заполне

ние

бланка



Фронтальный опрос



Бланк№1

-Нацеливание обучающихся на работу с методикой «Твой опыт»

-Индивидуальная

консультационная помощь при работе с методикой

-Организация взаимопроверки

-Активное внимание обучающихся

-Выполнение практического задания индивидуально, -Взаимопроверка по желанию

-Обсуждение полученных результатов

Словес

ный,


Частично исследовательский


практический

беседа



заполне

ние

бланка



Фронтальный опрос



Бланк№2

-Нацеливание обучающихся по работе с методикой «Твои увлечения»

-Индивидуальная

консультационная помощь при работе с анкетой

-Организация взаимопроверки


-Активное внимание обучающихся

-Выполнение практического задания индивидуально, -Взаимопроверка по желанию

-Обсуждение полученных результатов

Словес

ный,


Частично исследовательский


практический

беседа



заполне

ние

бланка



Фронтальный опрос



Бланк№3

-Нацеливание обучающихся по работе с методикой «Твои навыки»

-Индивидуальная

консультационная помощь при работе с методикой

-Организация взаимопроверки

-Активное внимание обучающихся

-Выполнение практического задания индивидуально,

-Взаимопроверка по желанию



-Обсуждение полученных результатов


5.


Итог урока, рефлексия


6 мин.



Учебно-познавател.:

-умение давать самооценку своей деятельности во время урока

Коммуникатив

- умение слушать собеседника, проявлять уважение и терпимость к чужому мнению




Оценка успешности достижения цели урока, успешности работы учащихся на уроке





Метод эмоционального стимулирования


Словес-

ный,



нагляд-

ный


Поощрение учащихся






Беседа




самооценивание








Цветовые карточки

- Возвращение к теме и цели урок, достижение цели урока

- Оценка деятельности и успешности работы учащихся


-Организация подведение итогов урока через рефлексию


- Нацеливание на следующее занятие

- Сбор бланков для просмотра

-Нацеливание на следующее занятие

-Осознание взаимосвязи поставленной цели урока с полученными результататми и применением их в дальнейшей деятельности

- Оценивание своей работы через цвет:

Зелёный -

«поработал отлично»

Голубой -

«сработал хорошо, но остались вопросы»

Жёлтый -

«нужно углубиться в материал»

- Сдача бланков педагогу





Заключение


Данный урок в системе уроков факультатива «Трудоустройство» является третьим по программе и первым в блоке № 1 «Оцениваю себя». Основная цель урока: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения; выделить весь имеющийся у обучающихся опыт позитивной трудовой деятельности и «конвертировать» его в опыт профессиональной деятельности. На уроке учащиеся работают над следующими компетенциями: учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой

В ходе урока учащиеся работают над понятиями, необходимыми для работы; по заполнению предложенных далее бланков-опросников. Работа идёт как индивидуально, так и группами-командами. Понятия уже знакомы с предметов экономики и права, с уроков спецдисциплин, на уроке ещё раз расставляется необходимый акцент.

Учащиеся самостоятельно работают по предложенным в течение урока методикам, преподаватель выступает на уроке в роли консультанта. В ходе урока учащиеся работают над следующими методиками, оформленными бланками-вопросниками:

  1. Методика «Твой опыт» - направлена на то, чтобы учащиеся могли выявить свой опыт последней трудовой (практической) деятельности.

  2. Методика «Твои увлечения» - позволяет выявить хобби и увлечения учащихся.

  3. Методика «Твои навыки» - помогает учащимся выявить, какими навыками они обладают.

Через эти методики идет процесс самоисследования, попытка систематизации опыта, увлечений, навыков. На уроке не преследуется цель оценивания каждого учащегося, педагог осуществляет контроль через наблюдение и, как следствие, оказание помощи учащимся, в случае затруднения; фронтальный опрос и также предлагается учащимся провести взаимопроверку, самооценивание результатов работы. В ходе урока используются такие методы, как словесный, поисковый, частично-исследовательский, метод эмоционального стимулирования

На следующем уроке (№ 4) данного блока, на основе выполненных работ урока № 3, учащиеся продолжают систематизировать и выделять направления своей деятельности, а затем выделенные направления связывают с профессиями, в которых они востребованы.

Ещё раз хотелось подчеркнуть, содержание занятий нацелено на активизацию учащихся, а не на повышение компетенции в отношении мира профессий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников. М.: ООО«Глобус», Волгоград: издательство « Панорама», 2007.

  2. . Анатолий Гин. Приёмы педагогической техники, М.: издательство «Вита», 2003.

  3. Программа ФГОС 3-его поколения по профессии 260807.01 «Повар, кондитер».

  4. Саенко О.Е., Семионова Н.Ф.Настольная книга заместителя директора колледжа, техникума. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

  5. Цыганов. Курс занятий по трудоустройству «Навыки эффективного трудоустройства». Ж. «Справочник классного руководителя», №№ 8-12, 2008.

  6. Дополнительное образование в профессиональном училище. Приложение к ж. «Профессиональное образование» № 6, 2002.

© 2010-2022