Доклад на тему: «Профилактика негативных проявлений в детской и подростковой среде»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа - интернат VIII вида №1









Педсовет



« Профилактика негативных проявлений в детской и подростковой среде»















Выполнил:

социальный педагог

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы - интерната VIII вида №1

Олейникова Т.С.









Ноябрь 2014 г.

«Профилактика негативных проявлений

в детской и подростковой среде».

«Общество счастливо настолько, насколько в нём счастливы старики и дети»

Кант.

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего педсовета «Профилактика негативных проявлений в детской и подростковой среде».

Для начала нужно дать определение понятия «профилактика» и что мы понимаем под «негативными проявлениями». Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

В настоящее время выделяют следующие негативные проявления в детской и подростковой среде, требующие профилактической работы:


  • безнадзорность, беспризорность и правонарушения;

  • жестокое обращения и насилие в отношении несовершеннолетних;

  • семейное неблагополучие;

  • употребление ПАВ (алкоголизм, табакокурение, токсикомания, лекарственная аддикция, наркотическая зависимость, табак, микс, курительные смеси);

  • нехимическая зависимость (азартные игры, интернет-зависимость; булемия, фанатизм во всех его проявлениях -религиозный, спортивный, национальный); ВИЧ-инфекции;

  • ксенофобия (страх чужого) и экстремизм;

  • терроризм;

  • антивитальные переживания (размышления о бессмысленности (ненужности) жизни без четких представлений о собственной смерти) и аутоагрессивное поведение (проявляется в двух формах: самоубийстве (суицидальном поведении) и самоповреждении (парасуицидальном поведении).

Только задумайтесь, по данным Государственного научного центра наркологии среди подростков от 14 до 18 лет:

  • в каждой четвертой семье знают на себе действие наркотиков.

  • спиртные напитки потребляют 88% мальчиков,93% девочек.

  • употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20 % девочек.

  • по свидетельству экспертов, в России ежегодно от передозировки наркотиков умирают в основном в молодом возрасте 70 тысяч человек.

Такие негативные проявления как безнадзорность, беспризорность, совершение правонарушений продолжают оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют показатели и нашей школы.

(Презентация).

В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

Эта позиция была закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав. В настоящее время в этой проблеме ведущую роль играет Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ) ( с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013). Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы.

Государственная система профилактики правонарушений несовершеннолетних России на современном этапе.



  1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав детей.

  2. Службы по делам несовершеннолетних ОВД(ПДН).

  3. Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушений (ЦВСПН).

  4. Органы опеки и попечительства.

  5. Специализированные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы, ПТУ, коррекционные образовательные учреждения (открытого и закрытого типа)).

  6. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т. п.).

  7. Государственные и муниципальные учреждения по делам молодежи (центры социального обслуживания молодежи, центы социально-психологической помощи и т. п.).

На региональном уровне:

1.Закон Липецкой области № 87 от 22.08.2007г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области».

2. Постановление администрации Липецкой области № 382 от 21.09.2012г. «Об утверждении областной целевой программы «Профилактика правонарушений в Липецкой области на 2013 - 2020 годы».

Чтобы четко осознавать направления профилактической работы необходимо знать причины возникновения негативных проявлений в детской и подростковой среде.

На сегодняшний день выделяют группу основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений. В неё входят:

1. Социально-экономические (семья, внутренняя атмосфера в семье, качество отношений между членами семьи, конфликтность, алкоголизация членов семьи, социальное окружение оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни).

По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями (61%), со сверстниками (28%).

2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребёнка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).

Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит от характера его взаимоотношений с самим собой (своим внутренним миром), окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей и духом времени).

Если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения внутри нее нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. При этом ресурсы подростка недостаточны и неадекватны, трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.

3. Недостатки воспитательной работы, разрыв между воспитанием и образованием.

4. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения.Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.

И как следствие всего вышеперечисленного мы педагоги школы - интерната получаем:


  1. трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

  2. безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Знание причин (факторов) негативного поведения подростка помогает специалистам эффективно организовать профилактическую работу, направленную на предотвращение проявлений негативного поведения детей и подростков, коррекцию таких проявлений, снижение рисков правонарушений.

Чтобы профилактические меры достигали поставленной цели, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. (Презентация)

Признаками проблемных детей могут являться:

Уклонение от учебы

- неуспеваемости по большинству предметов;

- отставания в интеллектуальном развитии;

- ориентации на другие виды деятельности;

- отсутствия познавательных интересов.

Низкая общественно-трудовая активность

- отказ от общественных поручений;

- пренебрежительное отношение к делам класса;

- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

- пренебрежительное отношение к общественной собственности,

ее порча.

Негативные проявления

- употребление спиртных напитков;

- употребление психотропных и токсических веществ;

- тяга к азартным играм;

- курение;

- нездоровые сексуальные проявления.

Негативизм в оценке действительности

Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым

- грубость;

- драки;

- прогулы;

- пропуски занятий;

- недисциплинированность на уроках;

- избиение слабых, младших;

- вымогательство;

- жестокое отношение к животным;

- воровство;

- нарушение общественного порядка;

- немотивированные поступки.

Отношение к воспитательным мероприятиям

- равнодушное;

- скептическое;

- негативное;

- ожесточенное.

Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит в школе систематический характер по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;
б) организация досуговой деятельности;
в) работа с родителями;
г) правовой всеобуч;
д) организация каникул;
е) работа с детьми девиантного поведения;
ж) охрана детства, опека и попечительство.

Однако стоит особо акцентировать внимание

на основных направлениях профилактической работы


  1. Составление планов работы с конспектами мероприятий и циклограмм по организации работы по профилактике правонарушений, экстремизма, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних на каждый учебный год.

  2. Продолжить работу по раннему выявлению несовершеннолетних обучающихся и воспитанников с отклоняющимся от нормы поведением с целью своевременной коррекции и реабилитации.

  3. Осуществлять контроль за своевременным предоставлением информации о детях, состоящих на внутришкольном контроле.

  4. Вести строгий учет учащихся, не посещающих занятия без уважительной причины. Своевременно принимать меры по возвращению в интернат воспитанников. Совместно с учителями-предметниками, педагогом - дефектологом систематически держать на контроле вопрос успеваемости.

  5. Иметь тесную связь с руководителями кружков, тем самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

  6. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использовать общественные поручения.

  7. Выявление семейного неблагополучия и организация работы с данной категорией семей. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку.

  8. Своевременное информирование администрации школы - интерната о создавшейся негативной ситуации.

  9. При необходимости приглашать воспитанников и их родителей на Совет профилактики школы.

  10. Установить шефство (наставничество) за трудновоспитуемым учеником.

  11. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.

  12. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.

  13. Поддерживать тесную связь с подразделением по делам несовершеннолетних. Организовывать встречи с работниками РОВД.

  14. Проводить профилактические классные часы и коррекционно - развивающие занятия (тренинги, игры).

  15. Продолжить работу по организации и проведению добровольного тестирования учащихся средних и старших классов на употребление наркотических и психоактивных веществ.

  16. Участие в работе клуба «Подросток», где проводятся тренинги психологом и корректировать работу с учетом его рекомендаций.

  17. Отслеживать мониторинг занятости в летний период детей и подростков «группы риска», состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН ОВД и детей из неблагополучных семей.

  18. Активизировать деятельность воспитанников в:

  • «Неделе профилактики безнадзорности беспризорности и

правонарушений в подростковой среде»

  • «Неделе профилактики употребления алкоголя»

  • «Неделе профилактики экстремизма»

  • «Неделе правовых знаний»

  • «Неделе профилактики наркозависимости»

  • «Неделе профилактики употребления табачных изделий»

  • Месячнике борьбы со СПИДОм.


  1. Организация психологической поддержки несовершеннолетним и их родителям.

  2. Проведение профилактических бесед, лекций с использованием наглядной агитации о вреде наркомании, алкоголизма и токсикомании, а также разъяснение административной и уголовной ответственности за употребление алкогольной продукции, наркотических и сильнодействующих веществ.

Следует отметить, что профилактическая работа с учащимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Бывает, что эта работа может не дать ясно видимых положительных результатов. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.




И этот идущий обязан учитывать и психологические аспекты в работе:


  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.

  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда - прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.

  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.

  5. Не ставьте на ребенке крест.

  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка и

ПОМНИТЕ - Дети учатся жить у жизни:


  1. Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

  2. Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.

  3. Если ребенка высмеивают - он становится замкнутым.

  4. Если ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.

  5. Если ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.

  6. Если ребенок растет в честности - он учится быть справедливым.

  7. Если ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.

  8. Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

  9. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии

- он учится находить любовь в этом мире.

  1. Если ребенка хвалят - он учится быть благородным.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что система в работе по профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде не может быть выстроена в «одночасье» - это кропотливая работа с педагогами, врачами, работниками правоохранительных органов и с безответственными родителями, которую мы делаем и, надеюсь, будем делать в координации с другими учреждениями.

Спасибо за внимание и удачи в воспитательно - профилактической работе.


© 2010-2022