- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Рабочая программа по дисциплине Основы социальной медицины
Рабочая программа по дисциплине Основы социальной медицины
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мазанюк Е.Ф. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ Т.А.Кот
«____» ___________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.07 «Основы социальной медицины»
Специальность: 39.02.01 «Социальная работа».
Программа: среднего профессионального образования
Квалификация выпускника: специалист по социальной работе
Ялта - 2015 г
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специальности 39.02.01 «Социальная работа».
Автор: специалист высшей квалификационной категории Мазанюк Е.Ф
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин протокол №1 от «__» августа 2015 года и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана СПО
39.02.01 «Социальная работа».
Председатель ЦМК _____________________________О. А. Попова
Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-методического совета Экономико-гуманитарного колледжа протокол № 1 от «26» августа 2015 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана СПО по специальности 39.02.01 «Социальная работа».
Директор колледжа________________________________Седых А. И.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы социальной медицины»
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 39.02.01 «Социальная работа».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: рабочая программа по учебной дисциплине «Основы социальной медицины» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
1.анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей, выявлять медико-социальные проблемы;
2.осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы
здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения;
знать:
1.типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в
социальных общностях;
2. основные категории социальной медицины;
3. формы медико-социальной помощи населению;
4. этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере
Освоение программы способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из группы риска.
ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из группы риска.
ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из группы риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из группы риска.
ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из группы риска
ПК 4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.
ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.
ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а так же круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).
ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).
ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.
ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.
ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.
ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося 46 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
практические занятия
16
контрольные работы
_
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Формирование установки на здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
14
2
1
Содержание и функции медико-социальной работы. Объекты медико-социальной работы. Медико-социальные проблемы клиента. Здоровый образ жизни как важнейший фактор профилактики заболеваний. Составляющие здорового образа жизни. Пути формирования здорового образа жизни.
4
Самостоятельная работа обучающихся
«Формы и методы санитарного просвещения».
«Санитарное просвещение в практике специалиста по социальной работе».
«Рациональное питание: понятие, значение и энергетическая ценность основных питательных веществ, основные принципы рационального питания в повседневной жизни».
«Особенности рационального питания пожилых и беременных».
«Физическая активность: роль в жизни человека, принципы ее организации».
«Роль закаливания в профилактике заболеваний».
10
Тема 2.
Медико-социальные проблемы наркотизма.
Содержание учебного материала
14
2
2
Понятие наркотизма. Наркотическая превентология.
Понятия «алкоголизм» и «пьянство». Медико-социальные последствия алкоголизма. Меры предупреждения пьянства и алкоголизма. Алкогольная политика государства.
Критерии наркотических средств. Особенности наркомании по сравнению с алкоголизмом и ее последствия. Токсикомания. Меры борьбы с токсикоманией и наркоманией
6
Практические занятия
«Медико-социальная помощь больным хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией»
2
Самостоятельная работа обучающихся
«Причинные комплексы алкоголизма и наркомании»
«Действие алкоголя на мужской и женский организм»
«Детский» алкоголизм. Влияние алкоголя на детей и подростков»
«Табакокурение, его последствия и меры борьбы с ним»
6
Тема 3.
Медико-санитарные основы ВИЧ-инфекции
Содержание учебного материала
14
1
3
ВИЧ-инфекция: понятие, пути передачи, медико-социальные проблемы, группы риска. Проблема распространения ВИЧ-инфекции. Ответственность ВИЧ-инфицированных больных за заведомое заражение. Порядок предоставления медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.
6
Практические занятия
2
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся
«Меры профилактики ВИЧ-инфекции и снижение риска заражения»
«Меры социальной поддержки для ВИЧ-инфицированных и членам их семей»
6
Тема 4
Организация охраны здоровья граждан РФ.
Содержание учебного материала
16
2
4
Медико-социальная экспертиза: понятие и сущность. Виды нетрудоспособности. Понятие и виды временной нетрудоспособности. Причины временной нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности. Порядок выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Понятие, виды и принципы медико-социальной реабилитации. Адаптация: понятие и сущность. Медико-социальная реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации
6
Практические занятия
«Медико-социальная реабилитация»
2
Самостоятельная работа обучающихся
«Стойкая утрата трудоспособности».
« Определение группы и причины инвалидности».
«Трудовая реабилитация инвалидов».
«Роль специалиста по социальной работе в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида».
8
Тема 5
Медицинская деонтология и биоэтика
Содержание учебного материала
14
1
1
Современные модели взаимоотношений врача и пациента. Личность больного и деонтологическая тактика врача. Внутренняя картина болезни. Варианты неадекватного отношения к болезни. Врачебная тайна. Врачебная ошибка и профессиональное преступление. Ответственность медиков и пациентов. Биоэтика. Моральные принципы биомедицинской этики.
6
Практические занятия
2
Самостоятельная работа обучающихся
«Основные биоэтические проблемы современности»
«Основные проблемы биоэтики сточки зрения традиционных духовно-нравственных ценностей»
6
Всего максимальной нагрузки
Всего аудиторной нагрузки
72
36
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует одного наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: легко перемещаемые в пространстве столы, стулья, рабочее место преподавателя (стул и стол преподавателя); доска аудиторная, нормативные акты по социальной защите населения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И Г. Тарент, С. А. Юдников. - Ногинск. - 2013.
-
Социальная политика государства: учебное пособие / И Г. Тарент, С. А. Юдников. - Ногинск. - 2014.
-
Мельников, В. П. История социальной работы в России / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. - М., 2009.
Дополнительные источники:
-
Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие./ Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М., 2003г.
-
Введение в специальность. Социальная работа: учебное пособие / П. Д. Павленок, Е. В. Куканова, В. К. Шаповалов. - М., 2007.
-
Курбатов, В. И. Социальная работа / В. И. Курбатов. - Ростов н/Д., 2007.
-
Основы социальной работы: Учебник./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003.
-
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. - М.: Изд.дом «Дашков и К», 2008.
-
Т. 1: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., 2009.
Интернет-ресурсы:
-
Портал по социальной работе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: soc-work.ru/
-
Всемирная организация здравоохранения // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: who.int/ru/
-
Фонд социального страхования Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fss.ru/
-
Гражданский кодекс Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gk-rf.ru/
-
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rosmintrud.ru/
-
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rk.rosmintrud.ru/
-
Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: constitution.ru/
-
Официальный интернет-портал правовой информации // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: publication.pravo.gov.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
-Анализировать медико-социальные
условия жизни человека, семьи и
группы людей, выявлять медико -
социальные проблемы
Определяет и оценивает медико-социальные условия жизни; решает медико-социальные проблемы
-Осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения
Оценивает отечественную систему здравоохранения и социальной защиты
-Типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях
Анализирует типы и формы социальных объединений, приводит примеры
- - основные категории социальной
медицины;
Перечисляет основные категории социальной медицины
- формы медико-социальной помощи н населению;
Определяет формы медико-социальной помощи
-этапы и особенности социальной
работы в медико-социальной сфере
Объясняет этапы и особенности социальной работы и анализирует их
6