Программа профилактики употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ






ПРОГРАММА

по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа







Авторы:

Газиева Е.Н., социальный педагог ГПОУ ЯО РПК

Анисимова О.В., педагог-организатор ГПОУ ЯО РПК


2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Вопросы употребления наркотических веществ и алкоголя среди молодежи тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.

Анализ статистических данных приводимых в средствах массовой информации показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в подростковой среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.

Наблюдаются и зарегистрированы случаи употребления алкоголя среди студентов колледжа. Необходимо отметить, что увеличилось количество курящих среди девушек.

В данное время прослеживается такая проблема как неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение строить свою жизненную позицию, что приводит к правонарушениям, раннему алкоголизму среди подростков и молодежи.

Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами была разработана программа по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди студентов Ростовского педагогического колледжа.





Раздел I


Цель программы:

Формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам

Задачи:

  1. Знакомство обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм.

  2. Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества и алкоголь.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:

  1. Осведомленность обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм человека;

  2. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и психотропных веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа;

Срок реализации: 2015-2016 г.

Форма реализации: очно-заочная

Целевая группа: несовершеннолетние студенты колледжа









Раздел II. Содержание программы


Содержание программы отвечает следующим принципам:

  1. комплексность или согласованное взаимодействие различных служб;

  2. аксиологичность - формирование у студентов представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

  3. многоаспектность - сочетание различных направлений профилактической работы:

- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);

- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);

- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ и алкоголя).

  1. систематичность - работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей.



Этапы реализации программы

  1. Организационно - диагностирующий (сентябрь)

Цель: изучение существующих в молодежной среде тенденций употребления наркотических веществ и алкоголя.

Задачи:

  1. Определить степень информированности подростков по проблеме;

  2. Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических веществ и алкоголя;

  3. Сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему.

Методы: опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении.

2. Практический (октябрь - март)

Цель: реализация программы по профилактике наркомании и алкоголизма в образовательном учреждении.

Задачи:

  1. Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о алкоголе и наркотиках;

  2. Обучить несовершеннолетних студентов лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  3. Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;

Методы работы:

  1. информационный;

  2. метод поведенческих навыков (анализ конкретных жизненных ситуаций);

  3. конструктивно-позитивный метод (организация тренинговых занятий, направленных на повышение психологической устойчивости).

3. Заключительный (май)

Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике наркомании и алкоголизма.

Задачи:

  1. Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;

  2. Определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании и алкоголя;

  3. Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании и алкоголизма.

Методы:

  1. опрос, беседа;

  2. анкетирование

















Основные мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Период проведения

Ответственные

I. Организационно - диагностический этап

1.1

Установочное заседание профилактической комиссии колледжа

сентябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

1.2

Работа над социальным паспортом образовательного учреждения

Сентябрь-октябрь

Социальный педагог

1.3

Анкетирование, направленное на изучение состояния проблемы наркомании, употребления алкоголя в подростковой среде.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

1.4

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

II. Практический этап

2.1

Вовлечение подростков в кружки по интересам.

В течение года

Социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор

2.2

Проведение Дня здоровья

1 раз в период

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог физкультуры.

2.3

Оформление стендов для обучающихся: «Уголок здоровья», «Правовое просвещение».

1 раз в период

Социальный педагог, педагог-организатор

2.4

Акция «Мы за здоровый образ жизни»

Октябрь

Педагог-организатор, социальный педагог

2.5

Правовой месячник

Ноябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор

2.6

Встречи учащихся с инспектором ОВД ИДН на тему «Закон и ответственность».

По возможности

Социальный педагог

2.7

Организация бесед с врачом по проблеме ЗОЖ.

В течение года

Социальный педагог, педагог-организатор

2.8

Оказание помощи студентам, имеющим задолженности по определенным дисциплинам

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

2.9

Конкурс плакатов антирекламы наркотиков и алкоголя среди обучающихся первых курсов

Март

Социальный педагог, классные руководители

2.10

Индивидуальная работа с подростками, состоящими на учете ОВД ОДН, КДН, профилактическом учете в колледжа.

В течение года

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

2.11

Цикл тренинговых занятий по профилактике наркомании, употребления алкоголя.

В течение года

Социальный педагог

2.12

Участие в районных и областных конкурсах и акциях по данной тематике

В течение года

Социальный педагог, педагог-организатор

III. Заключительный этап.

3.1

Итоговое анкетирование, направленное на изучение динамики проблемы наркомании, употребления алкоголя, в детской и подростковой среде.

Май

Социальный педагог, классные руководители

3.2

Подведение итогов по профилактике наркомании, употреблению алкоголя и за учебный год. Разработка плана работы на следующий учебный год.

Май

Администрация колледжа, социальный педагог, педагог-организатор

Раздел III. Механизм реализации программы.

Кадровые ресурсы:

Администрация Ростовского педагогического колледжа

Социальный педагог

Педагог-организатор

Классные руководители

Преподаватели физической культуры

Руководители кружков, секций

Содержание программы реализовывается на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность, общеколледжные и классные мероприятия.

Организация тренинговых занятий, круглых столов, семинаров, конкурсов плакатов, акций.

Оформление стенда «Уголок здоровья», в котором освещаются различные вопросы, касающиеся здоровья человека.

Привлечение подростков к занятиям в спортивных секциях школы.

Индивидуальные работа с несовершеннолетними обучающимися, испытывающих трудности социальной адаптации.

Привлечение специалистов заинтересованных структур.

Раздел IV. Критерии оценки эффективности программы.

Определением эффективности реализации программы является сформированность устойчивого иммунитета к негативным факторам жизни подростков.

Это определяется через такие показатели, как:

- владение информацией о вредных воздействиях наркотических и психотропных веществ и алкоголя на организм человека;

- развитие несовершеннолетних обучающихся колледжа стойкого негативного отношения к наркотическим и токсичным веществам, алкоголю и табаку;

- проявление стремления к здоровому образу жизни среди обучающихся первых курсов;

Анализ эффективности профилактической программы осуществляется посредством анкетирования, опроса среди обучающихся первых курсов.
























Использованная литература:

  1. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 159 с.

  2. Школа здоровья // Справочник социального педагога.- 2007. №7.

  3. Т.Зуева. Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. - 2000. №7.

  4. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с.





© 2010-2022