- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа профилактики употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа
Программа профилактики употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Газиева Е.Н. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ
ПРОГРАММА
по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа
Авторы:
Газиева Е.Н., социальный педагог ГПОУ ЯО РПК
Анисимова О.В., педагог-организатор ГПОУ ЯО РПК
2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Вопросы употребления наркотических веществ и алкоголя среди молодежи тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.
Анализ статистических данных приводимых в средствах массовой информации показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в подростковой среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.
Наблюдаются и зарегистрированы случаи употребления алкоголя среди студентов колледжа. Необходимо отметить, что увеличилось количество курящих среди девушек.
В данное время прослеживается такая проблема как неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение строить свою жизненную позицию, что приводит к правонарушениям, раннему алкоголизму среди подростков и молодежи.
Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами была разработана программа по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди студентов Ростовского педагогического колледжа.
Раздел I
Цель программы:
Формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам
Задачи:
-
Знакомство обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм.
-
Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества и алкоголь.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:
-
Осведомленность обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм человека;
-
Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и психотропных веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа;
Срок реализации: 2015-2016 г.
Форма реализации: очно-заочная
Целевая группа: несовершеннолетние студенты колледжа
Раздел II. Содержание программы
Содержание программы отвечает следующим принципам:
-
комплексность или согласованное взаимодействие различных служб;
-
аксиологичность - формирование у студентов представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
многоаспектность - сочетание различных направлений профилактической работы:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ и алкоголя).
-
систематичность - работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей.
Этапы реализации программы
-
Организационно - диагностирующий (сентябрь)
Цель: изучение существующих в молодежной среде тенденций употребления наркотических веществ и алкоголя.
Задачи:
-
Определить степень информированности подростков по проблеме;
-
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических веществ и алкоголя;
-
Сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему.
Методы: опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении.
2. Практический (октябрь - март)
Цель: реализация программы по профилактике наркомании и алкоголизма в образовательном учреждении.
Задачи:
-
Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о алкоголе и наркотиках;
-
Обучить несовершеннолетних студентов лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
-
Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
Методы работы:
-
информационный;
-
метод поведенческих навыков (анализ конкретных жизненных ситуаций);
-
конструктивно-позитивный метод (организация тренинговых занятий, направленных на повышение психологической устойчивости).
3. Заключительный (май)
Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике наркомании и алкоголизма.
Задачи:
-
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
-
Определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании и алкоголя;
-
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании и алкоголизма.
Методы:
-
опрос, беседа;
-
анкетирование
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п
Мероприятия
Период проведения
Ответственные
I. Организационно - диагностический этап
1.1
Установочное заседание профилактической комиссии колледжа
сентябрь
Заместитель директора по ВР, социальный педагог
1.2
Работа над социальным паспортом образовательного учреждения
Сентябрь-октябрь
Социальный педагог
1.3
Анкетирование, направленное на изучение состояния проблемы наркомании, употребления алкоголя в подростковой среде.
Сентябрь
Социальный педагог, классные руководители
1.4
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Сентябрь
Социальный педагог, классные руководители
II. Практический этап
2.1
Вовлечение подростков в кружки по интересам.
В течение года
Социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор
2.2
Проведение Дня здоровья
1 раз в период
Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог физкультуры.
2.3
Оформление стендов для обучающихся: «Уголок здоровья», «Правовое просвещение».
1 раз в период
Социальный педагог, педагог-организатор
2.4
Акция «Мы за здоровый образ жизни»
Октябрь
Педагог-организатор, социальный педагог
2.5
Правовой месячник
Ноябрь
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор
2.6
Встречи учащихся с инспектором ОВД ИДН на тему «Закон и ответственность».
По возможности
Социальный педагог
2.7
Организация бесед с врачом по проблеме ЗОЖ.
В течение года
Социальный педагог, педагог-организатор
2.8
Оказание помощи студентам, имеющим задолженности по определенным дисциплинам
В течение года
Социальный педагог, классные руководители
2.9
Конкурс плакатов антирекламы наркотиков и алкоголя среди обучающихся первых курсов
Март
Социальный педагог, классные руководители
2.10
Индивидуальная работа с подростками, состоящими на учете ОВД ОДН, КДН, профилактическом учете в колледжа.
В течение года
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
2.11
Цикл тренинговых занятий по профилактике наркомании, употребления алкоголя.
В течение года
Социальный педагог
2.12
Участие в районных и областных конкурсах и акциях по данной тематике
В течение года
Социальный педагог, педагог-организатор
III. Заключительный этап.
3.1
Итоговое анкетирование, направленное на изучение динамики проблемы наркомании, употребления алкоголя, в детской и подростковой среде.
Май
Социальный педагог, классные руководители
3.2
Подведение итогов по профилактике наркомании, употреблению алкоголя и за учебный год. Разработка плана работы на следующий учебный год.
Май
Администрация колледжа, социальный педагог, педагог-организатор
Раздел III. Механизм реализации программы.
Кадровые ресурсы:
Администрация Ростовского педагогического колледжа
Социальный педагог
Педагог-организатор
Классные руководители
Преподаватели физической культуры
Руководители кружков, секций
Содержание программы реализовывается на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность, общеколледжные и классные мероприятия.
Организация тренинговых занятий, круглых столов, семинаров, конкурсов плакатов, акций.
Оформление стенда «Уголок здоровья», в котором освещаются различные вопросы, касающиеся здоровья человека.
Привлечение подростков к занятиям в спортивных секциях школы.
Индивидуальные работа с несовершеннолетними обучающимися, испытывающих трудности социальной адаптации.
Привлечение специалистов заинтересованных структур.
Раздел IV. Критерии оценки эффективности программы.
Определением эффективности реализации программы является сформированность устойчивого иммунитета к негативным факторам жизни подростков.
Это определяется через такие показатели, как:
- владение информацией о вредных воздействиях наркотических и психотропных веществ и алкоголя на организм человека;
- развитие несовершеннолетних обучающихся колледжа стойкого негативного отношения к наркотическим и токсичным веществам, алкоголю и табаку;
- проявление стремления к здоровому образу жизни среди обучающихся первых курсов;
Анализ эффективности профилактической программы осуществляется посредством анкетирования, опроса среди обучающихся первых курсов.
Использованная литература:
-
Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 159 с.
-
Школа здоровья // Справочник социального педагога.- 2007. №7.
-
Т.Зуева. Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. - 2000. №7.
-
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с.