Информация для классного руководителя. Основные технологии социальной работы с детьми девиантного (отклоняющегося) поведения

Под отклоняющимся (девиантным) поведением у детей и подростков стоит понимать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в современном обществе правовым и нравственным нормам (именно в современном обществе, потому что нравственные и правовые ценности со временем имеют свойство, пересматриваться и меняться). Девиантное поведение определяется как: поступок, действие человека; как социальное явление.
Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Основные технологии социальной работы с детьми девиантного (отклоняющегося) поведения

Под отклоняющимся (девиантным) поведением у детей и подростков стоит понимать систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в современном обществе правовым и нравственным нормам (именно в современном обществе, потому что нравственные и правовые ценности со временем имеют свойство, пересматриваться и меняться).

Девиантное поведение определяется как: поступок, действие человека; как социальное явление.

Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части населения утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации потребительского характера. Наблюдается возрастание масштабов детского алкоголизма и наркомании, сексуальной распущенности, рост подростковой преступности. Проблема девиантного поведения является одной из важнейших для будущего России и всего человечества,

Отклоняющееся поведение у детей чаще всего возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, и др.

Каковы же основные причины, обуславливающие высокую степень вероятности отклонений от социальных норм?

Таковыми причинами являются:

1) социальное неравенство.

2) морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма, отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, взрыве насилия и правонарушениях;

3) окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагоприятных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитание в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Основные формы девиантного поведения:

- преступность;

- наркомания;

- алкоголизм;

- проституция;

- суицид.

Дадим более полную характеристику каждой форме.

Преступность. Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними: потребность в престиже, в самоуважении; потребность в риске; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка.- лекции прокуратуры, ОПДН

Наркомания - это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания - это болезнь века.

Профилактические действия Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему.приглашение ОПДН, врача-нарколога

Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.

Профилактические действия: запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках; проведение групповой антиалкогольной терапии; постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха. приглашение ОПДН. Социальных работников, работников библиотеки

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности

Суицид. От латинского «убивать себя» - это умышленное лишение себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют - собственно-суицидальные действия - мысли, намерения, чувства, высказывания.

Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Индивидуальные и групповые беседы, в которых говорилось о смысле жизни, мечтах о прекрасном, только о позитивном. О суициде не говорили. Напиши 2 столбика -хороший-плохой, оторви плохое, стремись к хорошему.

Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и должна включать методы работы уместные именно на сегодняшнем этапе развития общества и подрастающего поколения в России.

В первую очередь это касается проблемы употребления наркотиков, которая восполняет ребенку нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений. К сожалению употребление наркотиков на сегодняшний день можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.

Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. По данным Национального научного центра наркологии МЗ РФ, употребление психоактивных веществ (ПАВ) подростками растет, и уже превратилось из феномена в эпидемию. зарегистрированными в России числятся 1,5 млн. человек. По неофициальным данным, число наркоманов в России перевалило за 5 млн., а по всем республикам СНГ - за 8 млн. человек. Количество же тех, кто только начинает приобщаться к наркотикам, учету не поддается. Некоторые пробуют наркотики - отказываются, другие начинают употреблять и распространять их. Много зависит от окружения ребенка. СПАЙС (брошу курить)

Одна из причин подталкивающих ребенка к наркомании, алкоголизму, это семейные ценности.

- Родители, употребляя социально приемлемые наркотики - сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как "нормального" общепринятого поведения.

- Табакокурение и алкоголь являются для молодых людей первым шагом на пути к более сильным наркотическим средствам.

- В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики отклоненного поведения несовершеннолетних?

Среди технологий воздействия можно выделить прежде всего

- информационный метод. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому, что они не знают их. Поэтому : информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом, активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, литературу и др. современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое влияние на формирование правосознания подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

- Широко используются беседы, семинары, консультации в школах с учениками.

- Неоценимую помощь в пропаганде здорового образа жизни оказали бы выпуски рекламных роликов, радиопередач, научно-пропагандистских печатных изданий. Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.

- Создаются системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры )

Чаще всего работа с учащимися девиантного поведения ведется индивидуально.

Когда в поведении школьника появляются качества, отрицательно влияющие на его отношения с окружающими людьми, учитель, социальный педагог стараются скорректировать его поведение.

Первая задача - преодолеть сопротивление школьника воспитанию,

вторая - искоренить негативные качества личности, препятствующие нормальному развитию ребёнка,

третья - включить его в общий учебно-воспитательный процесс в школе.

Решая первую задачу, стараюсь изменить отношение ребенка к школе, к окружающим людям, и к себе. Такие ребята, как правило, считают окружающих фальшивыми, злыми, а себя - либо героями, либо безнадежно, фатально несчастными, бесполезными, никому не нужными. Это не случайно, поскольку отрицательное отношение к людям порождает их ответную реакцию, которая в свою очередь вызывает негативную реакцию у "трудного" ребёнка. Если не разорвать этот замкнутый круг, то дальнейшее полноценное развитие ребенка невозможно.

Стараюсь избавить школьника от тех психологических установок, которые определяют его поведение и не дают ему поступать и даже рассуждать правильно. Задача в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть свой эгоизм, научить его правильно воспринимать окружающих и сотрудничать с ними. Кроме того, необходимо изменить его ценностные ориентиры, мировоззрение.

Самое надежное средство в корректировке девиантного поведения это включение воспитанника в увлекательные дела. Такие дела должны быть скорее практического свойства, максимально соответствовать потребностям и интересам школьника, не требовать длительной предварительной подготовки, так как необходимо быстро достичь запланированного результата. Прекрасно, когда учителя привлекают учащихся для участия в конкурсах, что помогает занять свободное время ребенка, отвлечь от негатива. Михалевский. Мой кружок.

В общении с такими ребятами надо избегать авторитарного стиля. Повышение голоса, окрик, приказной тон и давление педагога только усиливают сопротивление воспитанника. Ребёнок должен чувствовать: наша требовательность к нему ни в коей мере не сопряжена с унижением его достоинства, - напротив, мы всячески за то, чтобы он стал лучше, чтобы жизнь его состоялась. К счастью, есть надёжный способ реакции на насилие в общении, уменьшающий разрушительную силу -ясное выражение положительных чувств. Однако для этого нужны искреннее желание добра другому и себе, вера в лучшее. Всё это и создает условия для конструктивного общения.

  • Выражение того, что я чувствую: "Я чувствую...", "Мне стало..."

  • Высказывание о том, что я вижу (слышу) такое, с чем связаны мои чувства: "Когда я вижу...", "Когда я слышу..."

  • Высказывание о том, с какими моими потребностями связаны испытываемые мной чувства: "Я бы предпочитал (надеялся, думал, рассчитывал, мне казалось)..."

  • Желаемые действия, которые бы повысили душевную комфортность моей жизни: "Я бы хотел..."

Приведём примеры я-сообщений, которые построены на основе этого алгоритма:

  • "Я чувствую разочарование, когда вижу, когда ты опаздываешь на занятия".

  • "Мне всегда обидно, когда я узнаю, что ты получил двойку".

Эмпатическое понимание:

  • Восприятие чувств партнёра: "Я чувствую, что..."

  • Восприятие потребностей партнёра, с которыми связаны его чувства: "думаю, что вы бы предпочли..."

  • Важно научить ребенка осознавать свои состояния, переживания, настроения очень сложно, так как дети их не замечают. Педагогу необходимо проговаривать переживания ребенка вслух: «Тебе обидно? Ты расстроился? Тебе приятно, что дети с тобой играют? Тебе приятно, что тебя похвалили?

Подростки редко рассказывают взрослым о своих проблемах.

Для ребят, которые, считают себя уже взрослыми и знающими жизнь, делиться своими проблемами, значит расписаться в своей слабости.

Надо помочь детям понять: общение - огромная нравственная ценность. Развивая коммуникативные умения, способствуем нравственному становлению ребенка, способности помогать друг другу в решении трудных жизненных задач не только в школе, но и во взрослой жизни.

Основные направления психолого - педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков.

Выделяют следующие направления:

1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социально-отклоняющегося поведения у детей:

• Подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей;

• Предупреждение ошибок в семейном воспитании;

• Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;

• Воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать нравственно-волевые качества;

• Недопущение насилие над ребенком, подавляющего волю;

• Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

• Побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.

2. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы

3. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

4. Приобщение детей и подростков к участию в позитивной деятельности (спортивной, культурно-досуговой, туристской, театральной и др.).

Таким образом, работу с детьми, с отклонениями в поведении необходимо вести во взаимодействии участников образовательного процесса: детей, педагогов, социальных педагогов, медиков, психологов и родителей

Гораздо сложнее преодолеть влияние неблагополучных семейных отношений.

Семья - это самостоятельный социальный организм, и порой трудно педагогу изменить её жизнь, но можно оказать содействие и помощь семье в воспитании детей. Свою деятельность я начинаю с диагностики семьи, цель которой: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка и установление источников влияния на детей, и возможных путей их преодоления. Изучение семьи с разных сторон помогает выявить причину проблемы и наметить пути её преодоления, выбора формы работы с семьёй. Ребенок говорил о суициде - не нужен маме. Вина пред бабушкой, бабушка напоминает об увечье. В материалах для собрания - путешествие Пети

В работе с агрессивными детьми полезны психогимнастика, изотерапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации.

Существует несколько видов психокоррекции:

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Дети активно выражают себя в музыке. Музыкотерапия может быть:

- индивидуальной (вокалотерапия)

- групповой (вокальный ансамбль, хор)

- в форме игры на музыкальных инструментах. Слушаем музыку, подпеваем, смотрим музыкальные клипы

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний и проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет детям проявлять себя и общаться без помощи слов.

Задачи психогимнастических занятий:

- уменьшение напряжения участников группы;

- снятие страхов и запретов;

- развитие внимания;

- развитие чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей;

- сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы;

- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей.

Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами, с нарушениями характера и другими нервно-психическими расстройствами. Проводят психологи

Сказкатерапия - это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.

Основные приемы работы со сказкой:

- Анализ сказок, т.е. интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией .

- Рассказывание сказок ребенком или группой от 1-го и 3-го лица для развития воображения.

- Переписывание сказок, т.е. ребенку предлагается переписать и изменить конец.

- Разыгрывание сказок с помощью кукол.

- Сочинение сказок.

В сказках главный герой переживает изменения в личности, преодолевает препятствия и борется со страхами и поэтому они дают возможность человеку эмоционально подготовиться к кризисным ситуациям. Прослушивая страшные сказки, ребенок разряжает свои страхи и его эмоциональный мир становится более гибким. Притчи

Игротерапия - это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.

Куклотерапия - это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма. Используются для профилактики девиантного поведения.

Работа с куклой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и проявлять те эмоции, которые, по каким-то причинам, ребенок проявить не может. Процесс куклотерапии проходит в 2 этапа:

- Изготовление.

- Использование кукол для отреагирования эмоций.

Благодаря куклотерапии:

- развивается речь детей,

- развивается моторная и эмоциональная адекватность,

- развиваются коммуникативные навыки,

- укрепляется союз с родителями.

Арт-терапия - это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности. Ее цели:

- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.

- Облегчить процесс лечения.

- Наладить отношения между психологом и ребенком.

- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.

Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми девиантного поведения, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Использование арт-терапевтических технологий позволяет педагогу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

.Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др. Важно еще и то, что на занятиях ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.

При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д.

Творческий, креативный процесс - это настоящее чудо. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Кружок, сядь нарисуй, оставь только то, что хотел бы видеть

Таким образом, креативные технологии с детьми девиантного поведения направлены на коррекцию девиантного поведения, так же позволяют развить фантазию, воображение,. положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей в поведении.

Заключение

Взаимодействие социального педагога, учителя, родителей важный рычаг в воспитании девиантного ребенка. Коррекция представляет немалые трудности для социальных педагогов и родителей. Поэтому лучше принять все меры, чтобы не допустить формирования у ребёнка исковерканного характера. Если родители и педагоги не учитывают возрастные закономерности развития и индивидуальные особенности детей, если мешают удовлетворению их нормальных потребностей, если подавляют их желания и навязывают собственные, если не помогают преодолеть вредные влияния и не создают условий для развития детей, то им закономерно придется иметь дело с учащимися отклоняющегося поведения.

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями. - М.: Просвещение, 2001 - 124 с.

2. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Просвещение, 2006. - 147 с.

3. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Социальное здоровье России, 2009. - 183 с.

4. Леонова И.В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - №2 - Педагогика. Психология.

5. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 2008.

6. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. - 7-е изд., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 476 с.

7. Соловьянюк-Кротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №2 - Педагогика. Психология.

8. 10 лет на службе детям… Из опыта работы социальной медико-психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. - Владимир, 2007. - 21 с.

9. Общие аспекты профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой среде [Электронный ресурс] URL: obrazovanie.lobnya.com/Mer/VR/stat22062010.pdf. (дата обращения: 10.12.2010).

10. Трошина Н.Н. Международная заочная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: «проблемы и решения» [Электронный ресурс] URL: deviatio2010.vlsu.ru/index.php?id=104 (дата обращения 10.12.2010).

Размещено на Allbest.ru



ПРИЛОЖЕНИЕ

Тренинг «Петя»

- Возьмите в руки вот этого маленького человечка. Его зовут Петя. Проживите день с этим маленьким Петей.

- Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Но мальчик все же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок.

- Оторвите кусочек от мальчика.

- А на уроке сегодня была контрольная работа. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на двойку. Здесь настроение мальчика совсем упало...

- Оторвите кусочек от мальчика.

- Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и двойку по математике. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался - родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама...

- Оторвите кусочек от мальчика. А теперь посмотрите, что осталось от этого ребенка только за один день. Кто виноват в этом? И родители, и друзья, и школа и даже собака. А с чего начался день? Будьте внимательнее к своим детям, учитесь понимать их. Может лучше лишний раз не кричать, а просто тихо, ласково сказать, погладить и поцеловать. Это будет действеннее, чем окрики, толчки и Пинки.


© 2010-2022