• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Доклад по истории социальной педагогики на тему Деятельность социально-педагогический комплексов и социально-реабилитационных центров в социально педагогической практике в конце ХХ начале ХХI века в России

Доклад по истории социальной педагогики на тему Деятельность социально-педагогический комплексов и социально-реабилитационных центров в социально педагогической практике в конце ХХ начале ХХI века в России

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Всё это требует со стороны общества особого внимания и создания особых субъектов социального воспитания.

На протяжения многих веков в обществе существовали различные проблемы, связанные с отчуждёнными, беспризорными детьми и, следовательно, это требовало создание новой науки - социальной педагогики.

Развитие педагогических знаний является социо-культурной предпосылкой становления социальной педагогики. Появляются детские суды. Дальнейшее развитие получает внешкольное образование детей и взрослых. Появляются новые формы социального воспитания. Особую роль в пропаганде ценностных аспектов теории и практики этих форм выполняют педагогические и детские журналы.

В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно в стране в конце 20 начале 21 века рождалось около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являлись инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Глава 1. Общая характеристика процесса становления системы социальной работы

С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране стала складываться социальная работа как профессиональная деятельность.

В 1991 г. в России появились профессии социального работника, специалиста по социальной работе, социального педагога. Становление их было сопряжено со сложным и противоречивым процессом реформирования России, перехода отечественной экономики на рыночные механизмы хозяйствования.

С января 1992 г. независимая Россия приступила к либерально-радикальным реформам, в ходе которых рычаги государственного регулирования экономики были сведены до минимума. Началось разрушение не только существовавшей экономической системы, но и гарантированной системы социального обеспечения. Предполагалось, что вхождение России в рынок путем отпуска цен будет молниеносным, а возникшие в связи с этим социальные трудности «быстро-проходимыми» .

Российская власть стремилась компенсировать социальные издержки форсированного рыночного реформирования, получившего название политики «шоковой терапии». Однако социальные меры, проводившиеся в стране в 1992--1993 гг., были недостаточными и неадекватными тем социальным тяготам, которые обрушились на большинство россиян.

Реформирование системы социальной защиты населения, осуществлявшееся в России во второй половине 90-х -- в начале 2000-х гг., должно было обеспечить социальную стабильность в обществе, сократить масштабы бедности, сохранить важные социальные права граждан. Предполагалось, что этому будет способствовать экономический рост в стране. Но устойчивых позитивных результатов в экономике получить не удалось.

Августовский (1998 г.) финансовый кризис, усиление сырьевой ориентации нашей экономики, слабое развитие производственной сферы привели к инфляционным всплескам и сохранению низкого уровня жизни основной массы населения России. В результате и по сей день не удается обеспечить прочной социальной стабильности в обществе и существенно изменить к лучшему социальную ситуацию в стране.

Социальная работа, будучи частью социальной, политики и важным механизмом обеспечения социальной защиты, развивается в соответствии с общим социально-экономическим курсом, осуществляемым в государстве. Стратегия реформационного процесса, его концепция во многом определяют направленность преобразований в области социальной защиты, формируют соответствующую модель социальной работы.

В условиях складывания в нашей стране олигархического варианта либеральной общественной системы социальная политика не стала, да и не могла стать, приоритетной. Все это соответствующим образом отразилось на системе социальной защиты и возможностях социальной работы. Их противоречивый характер является реальностью нашего времени. Он проявляется в наличии как позитивных, так и неблагоприятных тенденций развития этой сферы.

К числу первых можно отнести: создание разветвленной сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; организацию социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков (приютов, реабилитационных центров); создание специализированных служб социальной помощи семье и детям; развитие разнопрофильных социально-консультативных служб и др.

На рубеже 1990--2000-х гг. в Российской Федерации сформировалась новая социальная инфраструктура. По данным профессора С.А. Беличевой, она включает в себя более 3 тыс. государственных разноведомственных учреждений социального обслуживания, где безвозмездно получают психологическую и психосоциальную помощь самые разные, и прежде всего малообеспеченные, слои населения. Если же учитывать все многообразие социальных служб, не ограничиваясь учреждениями, оказывающими специализированную психологическую поддержку, то их насчитывалось в несколько раз больше названной цифры.

Стала реальностью и практика оказания разноплановой социально-медицинской помощи инвалидам, одиноким пожилым, тяжелобольным людям. В ряде ЦСО при местных органах социальной защиты населения созданы специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому. Действуют и специальные учреждения (отделения) хосписного типа. Позитивной стороной развития социальной работы в современной России стало оформление системы социально-реабилитационных служб для дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят специализированные центры, социальные приюты и др. Многие социально-реабилитационные центры для беспризорных и безнадзорных содержат при себе приюты их временного пребывания или же сами выполняют функции таких приютов. Временным местом пребывания дезадаптированных детей, где им оказывается медицинская, психологическая помощь и решаются вопросы их дальнейшего жизненного устройства является социальный приют. В социальном приюте оказывают экстренную помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, включая тех, кто находится под влиянием улицы и криминальных структур.

Помимо специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, ориентированных непосредственно на дезадаптированных детей и подростков, большую работу с семьями проводят территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи и другие службы. Важным компонентом профессиональной социальной работы является консультационная деятельность.

В современной России получили развитие разнопрофильные социально-консультационные службы. Среди лиц, нуждающихся в консультационной помощи, особое место занимают люди пожилого возраста и инвалиды. Специалисты территориальных центров социальной помощи семье и детям, кризисных центров по роду своей деятельности занимаются семейным консультированием, которое становится все более востребованным в условиях современной России.

На профессиональном уровне консультационную помощь по вопросам трудоустройства и переподготовки оказывают работники центров занятости населения. Отмечая положительный опыт становления и развития социальной работы, отдавая должное некоторым позитивным явлениям в области социальной защиты, все же нужно признать, что пока здесь сохраняются и негативные тенденции.

Среди них следует, прежде всего, выделить: ослабление государственной поддержки сферы социальной защиты и снижение объемов ее финансирования; нарастание сложностей в пенсионном реформировании; развертывание процесса децентрализации системы социальной защиты без обеспечения необходимыми государственными гарантиями; наращивание усилий по коммерциализации социальной сферы и расширению платности социальных услуг в условиях массовой бедности населения; усиление рестриктивной направленности политики в сфере занятости; слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся.

Несмотря на определенные позитивные сдвиги в деле социальной защиты населения, в организации профессиональной социальной работы, российским властям так и не удалось существенно изменить к лучшему положение в социальной сфере. Форсированная приватизация, проводившаяся в нашей стране в 90-е гг. XX в., с одной стороны, позволила быстро создать социальную опору новой власти -- тонкий слой, имеющий огромные средства, а с другой, привела к утрате государством ресурсов, необходимых для прогрессивного развития общества и проведения социально ориентированной политики.

По этому поводу хорошо высказался недавно председатель Счетной палаты Российской Федерации СВ. Степашин. «Обвальная приватизация, -- отмечал он, -- лишила российское общество ресурсов, необходимых для развития. И прежде всего для обеспечения внешней безопасности и развития сферы, общественных благ (образования, здравоохранения, отдыха)».

К этому перечню вполне можно добавить и социальную защиту, стержень которой составляет социальное обеспечение. В нашей стране произошло ослабление государственной поддержки данной сферы и снижение объемов ее финансирования. Преодолеть эту тенденцию не удается и поныне.

Установка на ограничение государственной поддержки сферы социальной защиты наглядно проявилась в ходе подготовки и реализации в России печально известного Закона о монетизации льгот, вышедшего в свет под номером 122-ФЗ в августе 2004 г. Введению монетизации должна была предшествовать реформа доходов населения.

Непродуманность закона о монетизации льгот заключается и в том, что в нем не был в необходимой мере предусмотрен поэтапный и избирательный характер нововведений. На деле произошло, так сказать, шараханье из стороны в сторону.

К 2005 г. стали нарастать сложности и в пенсионном реформировании, что дало основание некоторым аналитикам говорить о пробуксовке пенсионной реформы, называть ее неудавшейся.

Несмотря на то, что с начала пенсионной реформы произошло определенное увеличение размера пенсий, их средняя величина остается все еще крайне низкой, не отвечающей минимальным потребностям пожилых граждан.

Нарастание сложностей пенсионного реформирования проявляется в сохранении низких ставок пенсионного замещения и прогнозировании их дальнейшего снижения. Законы рыночной экономики диктуют необходимость внедрения принципов самоокупаемости в различные области общественной жизни, включая социальную сферу. Но применительно к социальной защите недопустимо ускоренно их внедрять в России -- стране с высоким уровнем бедности и нищеты. Реалии таковы, что сегодня бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных групп населения в соответствии с утвержденным перечнем, а основной акцент делается на привлечение средств самих граждан.

В последние годы наметилась тенденция чрезмерной коммерциализации в социальном обслуживании. Нередко в перечень дополнительных платных услуг, оказываемых населению Центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, стали попадать и обязательные, гарантированные государством услуги.

Реальностью современной России является все еще слабое развитие организованной благотворительности, направленной на оказание социальной помощи и поддержки. Благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность помогать неимущим занимает особое место в общественной жизни.

В целом в развитии социальной защиты и социальной работы в современной России наблюдаются различные тенденции.

С одной стороны, имеются позитивные явления, к числу важнейших из которых можно отнести создание и широкомасштабное функционирование целой сети современных учреждений социального обслуживания (ЦСО, центры психолого-педагогической помощи населению, геронтологические центры, социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др.). Здесь многие нуждающиеся могут на профессиональном уровне получить необходимую помощь, совет, поддержку.

Но, с другой стороны, социальная направленность так и не стала основополагающей составляющей в практической деятельности государственной власти нашей страны.

Установка на ускоренную либерализацию в социально-экономической области, активно осуществлявшаяся в 1990-е - начале 2000-х гг., привела к ослаблению регулирующей роли государства. А это обернулось снижением государственной поддержки сферы социальной защиты, уменьшением объемов ее финансирования. Внедрение принципов самоокупаемости в систему социальной помощи, наращивание усилий по ее коммерциализации в условиях массовой бедности оборачивается ограничением возможностей значительных слоев населения в получении необходимых социальных услуг.

Глава 2. Становление российской модели социальной защиты населения в конце XX столетия.


СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - стратегия государственной политики в переходный период в 90-е годы в РФ по поддержке и защите наиболее незащищенных групп населения: детей, инвалидов, пенсионеров, женщин, малоимущих и др.; система гарантированных государством экономических организационных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации.

Изменение социально-экономической жизни в стране потребовало перестроить систему помощи и поддержки. Прежняя система социального обеспечения не могла реагировать на возникающие проблемы, связанные с новыми рыночными отношениями. Вот почему в 1991 году создается Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. С 1991 по 2001 год в РФ произошла полностью модернизация системы поддержки человека в трудных жизненных условиях.

Система социального обеспечения была заменена системой социальной защиты, которая позволяла достаточно оперативно реагировать на проблемы, возникающие в процессе трансформации рыночных отношений. В этот период в Российской Федерации получили развитие новые учреждения, характерные для периода реформ: центры психолого-педагогической помощи, социально-реабилитационные Центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и многие другие.

Динамично развивалась система специализированных учреждений: социально-медицинских, геронтологических, реабилитации инвалидов. Проблемы инвалидов и пожилых людей стали неотъемлемой частью государственной политики, важнейших стратегий Министерства труда и социального развития.

В конце 90-х годов система социальной защиты населения РФ включала 1156 стационарных учреждений социального обслуживания на 261,7 тыс. мест, в которых проживают 240,9 тыс. человек. Несмотря на широкую сеть действующих учреждений, потребность в них оставалась высокой. Так, очередность в стационарные учреждения всех типов в 1999 году составляла более 18 тыс. человек. В системе социальной защиты населения функционировали 110 стационарных учреждений социального обслуживания. Основными тенденциями в развитии сети стационарных учреждений социального обслуживания являлась их медико-социальная специализация и повышение комфортности проживания престарелых и инвалидов. Это обусловлено тем, что в конце 90-х годов только 22 % пожилых людей были практически здоровы, остальные же страдали различными хроническими заболеваниями, в том числе 34 % имели тяжелые нарушения функций внутренних органов. Можно отметить, что на рубеже веков в РФ функционировали 10 геронтологических центров, 16 домов милосердия, более 500 домов малой вместимости.

Совместно с органами здравоохранения создавались гериатрические центры, больницы и отделения. Одним из самых распространенных видов помощи и поддержки являлось социальное обслуживание на дому. В целом из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием были охвачено примерно 280 человек. Отделениями социального обслуживания на дому, которых к 1999 году насчитывалось более 11,3 тысячи, были оказаны услуги более 1 млн. человек. В целом по РФ на январь 2000 года были приняты на обслуживание свыше 15 тыс. человек, хотя во многих регионах произошло некоторое снижение численности обслуживаемых граждан. Более динамично в конце 90-х годов развивалась сеть специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Их количество увеличилось более чем на 100, а численность обслуживаемых возросла на 10 тыс. человек. Можно наблюдать как с 1994 по 2000 год численность учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе органов социальной защиты населения субъектов РФ выросла в 21 раз и составляла на начало 2000 год 2240 учреждений, действующих в 87 субъектах РФ. Быстрыми темпами развивались социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (1995 год - 61, 2000 год - 276), центры социальной помощи семье и детям (1995 год- 92, 2000 год- 334), реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (1995 год - 94, 2000 год - 182).

На начало 2000 года на территории России в ведении органов социальной защиты населения субъектов РФ функционировали 10 кризисных центров для женщин, 33 кризисных отделения для женщин, действующие как структурные подразделения учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Можно отметить, что в 2000 году сеть социального обслуживания семьи состояла из 2240 учреждений, было оказано 23 438 426 услуг всех видов (социально-психологической, социально-бытовой, социально-педагогической и т. д.). Однако можно отметить, что система учреждений социального обслуживания семьи и детей не обеспечивала необходимого уровня социальной поддержки. В социальной помощи нуждалась большая часть российских семей, а не только кризисные семьи.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - система государственного попечения для наименее защищенных групп населения. Основные виды С. п.: материальная, финансовая, пенсионная, протезно-ортопедическая, кредитная.

К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации К 2000 году в 89 субъектах Российской Федерации насчитывалось более 2 млн. граждан, уволенных с военной службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих запаса и в отставке. К концу XX века в Российской Федерации насчитывались 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны, около службы в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и сверхсрочнослужащих запаса и в отставке. К концу XX века в Российской Федерации насчитывались 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны, около 45 тысяч инвалидов боевых действий на территориях других государств, а также Чеченской Республики, 14 тысяч ветеранов подразделений особого риска. Можно отметить, что система мер социальной защиты ветеранов имела достаточно широкий спектр поддержки в эти годы. Она находила отражение: в дополнительном пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, в социальной поддержке детей-сирот и вдов военнослужащих; в дальнейшем развитии системы специализированных учреждений социальной адаптации, а также учреждений комплексной реабилитации инвалидов.

Однако были достаточно острыми проблемы социального обеспечения инвалидов военной службы. По состоянию на 1 января 2000 года в Российской Федерации проживали 788 493 инвалида военной службы, включая 491 788 инвалидов Великой Отечественной войны вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период прохождения военной службы, 27 280 инвалидов боевых действий в Афганистане, 26 370 инвалидов из числа бывших военнослужащих - участников чернобыльских событий, около 12 тыс. бывших военнослужащих, получивших инвалидность вследствие ранений в ходе боевых действий в Республике Таджикистан, Че- ченской Республике, Республике Дагестан. Положение с обеспечением жильем военнослужащих, уволенных с военной службы, продолжало ухудшаться. Среднее время ожидания квартиры после увольнения составляло 6 лет. По состоянию на 1 января 2000 года на учете в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации состояли 164 434 семьи бывших военнослужащих. Здоровье населения относится к наиболее значимым социальным ценностям. Одним из показателей состояния здоровья населения является инвалидность. В то же время инвалидность - это индикатор уровня цивилизованности страны, ее экономического развития, социально-политического состояния, степени заинтересованности государства и общества в здоровье и соблюдении гражданских прав каждого его члена.

Инвалидность как статистический показатель зависит не только от здоровья нации, но и от многих социальных факторов, методов сбора информации, нормативно-правовых основ для оформления инвалидности. Например, на динамику инвалидности влияют конъюнктурно-мотивационные факторы - расширение льготно го обеспечения для инвалидов способствует увеличению обращаемости больных с целью установления группы инвалидности. Социально-экономические изменения, такие как рост безработицы, падение уровня жизни, миграционные процессы стимулируют рост потребности населения в дополнительной социальной защите, которую дает статус инвалида.

К концу 90-х годов наблюдался устойчивый рост первичной инвалидности по трем классам заболеваний: болезням эндокринной системы и расстройствам питания; по туберкулезу и психическим расстройствам. Такие болезни относятся к разряду социальных и отражают социально-экономическое (снижение качества жизни, ухудшение питания и пр.) и социально-психологическое неблагополучие в стране. Отмечается рост психических заболеваний, по длительности сроков инвалидности они занимают первое место. Большинство психически больных, утративших трудоспособность, становятся инвалидами в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70%-до 40 лет). Среди всех лиц, впервые признанных инвалидами, лица трудоспособного возраста составляют 51,3 % и на протяжении 90-х годов можно было отметить тенденцию, что инвалидами становились люди во все более молодом возрасте. Можно отметить, что тенденция роста инвалидизации сохранилась до конца столетия, ежегодно признавались инвалидами свыше 1 млн. человек, половина из которых - лица трудоспособного возраста. Восстанавливали способность к труду лишь 2,2% инвалидов. Можно отметить как позитивные, так и негативные тенденции этих лет.

Среди позитивных сдвигов можно отметить наличие достаточного количества государственных программ, позволяющих решать проблемы различных категорий нуждающихся, ранее не учитывавшихся: инвалидов локальных военных конфликтов, психиатрических больных, детей-инвалидов, девиантных семей и т. д. Рост учреждений системы социальной защиты и объемов финансирования - позитивный момент в развитии российской государственности. Можно отметить, что в 90-х годах была развита действенная сеть профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. Созданная инфраструктура социальной защиты получила квалифицированный контингент профессионалов, развертывающих свою деятельность в различных направлениях от реабилитации до организационно-практической деятельности, от консультирования до оказания поддержки клиентам в ситуации кризиса и дезадаптации.

Вместе с тем можно наблюдать, как институты социальной защиты не в полной мере реагировали на проблемы общества. Подход к финансированию отрасли по остаточному принципу не позволял развивать перспективные стратегии социальной защиты, ее учреждения, не в полной мере удовлетворял потребности различных групп населения. Можно отметить, что социальные технологии реабилитации не находили достаточно широкого применения на практике, в результате чего медикаментозные подходы имели более широкое распространение в практике, что не отвечало мировым стандартам социального обслуживания. Можно отметить, что концепция социальной защиты в 90-е годы не имела четких параметров, позволяющих контролировать развитие как самой системы, так и услуг, оказываемых учреждениями. Отсутствие норм и критериев социального обслуживания стали формировать иждивенческие настроения. Однако, как показал опыт предшествовавших лет, на рубеже веков стал складываться подход к превентивным и реабилитационным формам работы.

Глава 3. Этапы становления социальной педагогики в конце 20 начале 21 веков.

Опыт развития социальной педагогики свидетельствует о том, что она имеет все объективные основания для своего дальнейшего развития:

социально-политические основания (потребности различных групп населения и его социальный заказ);

социально-психологические основания (ожидания людей различных видов поддержки и помощи от институтов социально-педагогической деятельности);

историко-педагогические основания (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества);

научно-теоретические основания (теоретическое знание о содержании и организации социально-педагогической деятельности, полученное в ряде научно-исследовательских работ, в т.ч. и на уровне докторских и кандидатских диссертаций);

научно-практические основания (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума - людей и социальных институтов);

нормативные правовые основания (в ряде федеральных законов России содержится юридическое регулирование социально-педагогической деятельности) и т.д.

Анализ состояния социальной педагогики позволил выделить четыре этапа её развития в современном периоде.

Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности.

Советское общество в тот период находилось в состоянии, которое позже будет названо "периодом застоя". Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро - и микросоциума. В связи с тем, что науке такая задача не могла быть поставлена по политико-идеологическим причинам, предпринимались попытки поиска путей решения этих проблем на смежных направлениях в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к преобладанию воспитательной проблематики в педагогической науке, а с другой - к появлению в теории воспитания социально-педагогической тематики.

Знакомство с основными выводами некоторых исследований позволило сделать вывод о том, что в них, в целом, верно были определены те теоретические положения, которые впоследствии стали играть роль методологических оснований последующих разработок на втором и третьем этапах развития научно-исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике в новейшем периоде ее истории.

Временные границы второго периода - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы. Несмотря на его краткосрочность, для этого этапа свойственны следующие характеристики.

В содержательном плане:

- осуществляется поиск наиболее общих, типичных, повторяющихся черт (фактов, условий, тенденций, закономерностей) в социально-педагогической практике с целью их осмысления и изучения, нашедших отражение в виде статей, методических пособий, монографий, диссертаций (в этот период завершается исследовательская работа и защищается первая докторская диссертация, ориентированная на осмысление и разработку социальной педагогики во всех ее качественных состояниях.

- происходит определение теоретических и концептуальных оснований для развития практики социально-педагогической деятельности, обеспечивающих в ней единство педагогического и социального компонентов с учетом внимания и к самому человеку, и к окружающему его социуму;

- начинается поиск взаимосвязей социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами, относящимися к социальной сфере (социальной философии, социальному праву, социальной психологии, социологии, социальной информатики и др.), выявление ее методологических и теоретико-методологических;

- проводятся исследования соотношения между социальной педагогикой и общей педагогикой; а также между социальной работой и социальной педагогикой. Разворачиваются дискуссии о том, что шире - социальная педагогика или социальная работа (в зависимости от ответов на эти вопросы начинается формирования различных научных школ);

- обосновываются функциональные обязанности социальных педагогов в различных институтах социума; развертывается практическая социально-педагогическая деятельность в различных социумах страны (О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации. - М., 1993).

В плане развития организационных форм:

- в 1990 году формируется и начинает функционировать временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) "Школа-микрорайон" под эгидой Государственного комитета СССР по народному образованию и Академии педагогических наук СССР (руководитель В.Г. Бочарова);

- в регионах Советского Союза создается около 100 опытно-экспериментальных площадок, имеющих целью отработку опытных моделей социально-педагогической деятельности специалистов и учреждений разной ведомственной подчиненности в различных условиях социума;

- формируется неправительственная (общественная) организация - Всероссийская Ассоциация социальных педагогов России (ВАСОП); в некоторых регионах СССР создаются ее отделения и первичные организации;

- возникают другие общественные объединения аналогичного или близкого направления работы - Ассоциации работников социальных служб (В.М. Панов) и т.п.;

- открывается специальность "социальная педагогика" в высших учебных заведениях России (Приказ Государственного Комитета СССР по народному образованию от 21 августа 1990 г.);

- начинается подготовка социальных педагогов и социальных работников в вузах России, создаются кафедры и факультеты социальной педагогики в педагогических вузах и университетах (формируется ее образовательный комплекс);

- создается первое Учебно-методическое объединение по специальности "социальная педагогика" на базе Свердловского государственного педагогического института;

- начинается издание журнала "Социальная работа" (а также появляются новые специализированные журналы данной проблематики);

- Правительством Российской Федерации утверждаются новая профессия "социальный педагог" и первая квалификационная характеристика этого специалиста.

Основные итоги развития социальной педагогики представлены в диссертациях, монографиях, материалах международных, российских и региональных конференций по социальной педагогике.

Серьезным событием для развития социальной педагогики и социальной работы стал международный семинар "Исторические корни, современные проблемы и перспективы социальной работы в России" (1993 г.). В этот период выходит одна из первых книг по социальной педагогике.

Третий период - период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики.

Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики.

Этому периоду присущи следующие особенности.

В содержательном плане:

- расширяется проблематика научных исследований до описания проблемного поля социальной педагогики в целом. Проведены исследования проблем социального воспитания человека в различных условиях; педагогики социальной работы; истории, методологии и теории социальной педагогики; педагогики социальной среды; теории и методики профессионального образования социальных педагогов и др. Широкое распространение получили исследования конкретных проблем социально-педагогической практики;

- разворачиваются прогностические исследования и формируется проблематика перспективных научно-исследовательских работ в целях определения предметного и задачно-целевого поля социальной педагогики как научной дисциплины и др.;

- определяются парадигмы развития социальной педагогики: педагогическая, социологическая, педагогико-социологическая, собственно социально-педагогическая;

- появляются учебные пособия и курсы лекций, рекомендованные Министерством образования России в качестве учебных пособий для студентов высших учебных.

В плане развития организационных форм:

- в 1993 году в Российской академии образования создается Центр социальной педагогики; при АСОПиР и РАО формируется Квалификационная комиссия подготовки и профессионального развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы;

- открываются Комплексные программы научных исследований Российской академии образования "Социальная педагогика" (1993-1995 гг.), "Педагогика социальной работы" (1996-1998 гг.), "Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики" (1999 г.), "Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" (2000-2002 гг.);

- разрабатывается Государственный стандарт высшего профессионального образования по социальной педагогике и совершенствуется система подготовки кадров для работы в различных институтах социума, начинается ее научно-методическое сопровождение;

- развиваются и укрепляются научные сообщества с признанными лидерами (научные школы), которые сосредоточили усилия на исследовании относительно самостоятельных направлений и проблем социальной педагогики;

- получают дальнейшее развитие общественные объединения социальных педагогов и социальных работников России - создается Ассоциация преподавателей школ социальной работы (В.А. Фокин) и др.

В этот же период Центр социальной педагогики Российской академии образования был переименован в Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных исследований. Отметим, что такой шаг явился шагом назад по отношению к научной отрасли "социальная педагогика", некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.

Завершая анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное состояние.

В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.

В связи с тем, что социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится только в начале этого периода, предсказать его основные характеристики можно только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята в конце предыдущего этапа развития социальной педагогики.

Значительный прогностический материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 - 2007 годах во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.). В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что "период" является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).

Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов - социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия - не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.

В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае - невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность общаться с семьей, "трудиться" в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. Д

Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.

Заключение.


После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации.

Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уделять внимание образованию будущего поколения.

В настоящее время каждое учебное заведение компьютеризировано, ведь процесс развития человечества длинными шагами идет вперед.

Даже сейчас остаются проблемы в развитии общества и всего человечества. Большое влияние оказывает телевидение, печатные издания, желтая пресса, интернет (глобальная сеть - «паутина»). Оно разрушает все то, что создавалось на протяжении многих веков (самоуважение, дисциплину, и …).

Многие стараются в данное время отдавать детей сразу в несколько секций для увеличения объема знаний, но они не понимают, что чем больше человек вовлечен в разные процессы, тем меньше он знает. Надо конкретно с детства определить цель воспитания - чего хочет ребенок, а не чего хотите вы сами.

В настоящее время образование вновь начало разделение на разные слои: богатые и бедные. Создаются специальные школы для богатых, и массовые школы превращаются в «скудно обеспеченный отстойник» для малообеспеченных детей. Конечно, государство вновь начало задумывать о том, что вскоре может вновь произойти расслоение общества. Поэтому начинают издавать указы о бесплатных услугах для учащихся, об улучшении питания и о бесплатном образовании.

В данный момент наступил пик в высшем образовании, когда люди «ринулись» получать первое, второе, а кто и третье высшее образование. Люди-то стремятся, но сейчас в институтах не дают тех знаний, которые давали нашим родителям.

Думаю, что в будущем получение образования будет полностью компьютеризировано, и чем быстрее младшее поколение поймет, что современная техника мало дает знаний, а лишь ты сам изучаешь мир, тем быстрее станет развиваться общество, тем больше будет грамотных специалистов в той или иной области деятельности государства.

И все-таки российская школа всех степей жива. И она будет жить, пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.



Список используемой литературы

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М.: 2000. - 320 с.

2. Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. - М.: изд. центр "Академия", 1995. - 210 с.

3. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики. - Кострома: 1999. - 233 с.

4. Беляев В.И., Мардахаев Л.В., Салтанов Е.Н. История отечественной социальной педагогики: Курс лекций. - М.: Союз, 2005. - 300 с

5. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М.: 1994.- 210 с.

6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд. центр "Академия", 2001. - 272 с.

7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. - М.: изд. центр "Академия", 2000. - 440 с.

8. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.

9. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М.: 1996. - 215 с.

10. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 256 с.

11. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248 с.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2002. - 186 с.

13. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 320 с.

14. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. - М.: 2003. - 314 с.

15. Социальный педагог: Документы, программно - методические материалы для педагогических учебных заведений / Под ред. Б.М. Игошева, М.А. Галагузовой. - М.: 1991. - 251 с.

16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

17. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.Конец формы

18. Титов В.А. Социальная педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 161 с.

19. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031300 "Соц. педагогика". - Н.Новгород: Изд-во НГПУ. - 2003. - Ч.2: Отечественная история / Сост.: А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина, Г.Н. Козлова. - 2003. - 338 c.

© 2010-2022