Программа Социализация и воспитания младших школьников

Раздел Социальному педагогу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА

«Начальная школа - детский сад № 14»

(МКОУ ШР «НШДС № 14»)






Программа

воспитания и социализации младших школьников













Разработала:

Социальный педагог

И.Л. Большедворская













Шелехов 2015 год

Программа воспитания и социализации младших школьников



Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………3

2.Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся……………3-4.

3. Ценностные установки воспитания и социализации школьников….5-6

4.Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста..7-8

5. Задачи доминанты по формированию ключевых ценностей……………8-9

6. Диагностическое сопровождение программы…………………………..10-11

7. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы…………….11-12

8. Критерии эффективности реализации воспитательной системы в начальной школе……………………………………………………………………………12-15

9. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся..15-19

10. Портрет выпускника школы………………………………………………20-21













  1. Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации младших школьников разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения, Концепцией воспитания детей Иркутской области.

Разработка программы воспитания в МКОУ ШР «НШДС № 14» обусловлена модернизацией российского образования, продиктованной социокультурными изменениями в обществе.

Человек живет и развивается в социокультурной среде. Основное содержание этой среды составляют ценности. Ценность - лично окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека.

Проблема присвоения ценностей подрастающим поколением за последние годы стала наиболее острой. Глобальный кризис, возникший в России на рубеже веков и охвативший все стороны ее жизнедеятельности, закономерно привел к актуализации в сознании российского общества проблем воспитания как одного из условий выживания и прогрессивного развития страны в 21 веке.

А.Г. Асмолов отмечает, что человек стремится выработать и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределится. В таких условиях особенно трудно приходится подрастающему поколению с его еще неустоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей.

Усвоение общечеловеческих, социальных, нравственных ценностей интенсивно происходит в период детства и под влиянием внешних и внутренних условий. Младший школьный возраст достаточно сенситивен к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством.

В Концепции сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности успешной социализации в обществе.


2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

В соответствии с требованиями Концепции, ФГОС мы определили цель программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы:

Создание условий для формирования нравственных приоритетов, основ гражданского самосознания и дальнейшего духовно-нравственного развития личности.

Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:

  1. в области формирования личностной культуры

  • формирование способности к духовному развитию - «стремление быть лучше»;

  • формирование нравственного смысла учения;

  • реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;

  • формирование основ морали - осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формировать способности формулировать и отстаивать свою (нравственно оправданную) точку зрения;

  • формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;

  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата (способности к преодолению трудностей);

  • формирование трудолюбия;

  • осознание ценности человеческой жизни.

  1. в области формирования социальной культуры

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию;

  • формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • формирование основ культуры межэтнического общения;

  • формирование демократических ценностных ориентиров и толерантности.

  1. в области формирования семейной культуры

  • формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Наше общество переживает социальные, экономические, политические обновления. В свете их требований школа призвана подготовить деловых людей - предприимчивых, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, способных к самостоятельной деятельности. При этом необходимо, чтобы это были высоконравственные люди с гражданской позицией. Однако в действительности далеко не все выпускники школы являются носителями духовно-нравственных ценностей, способны найти себя в быстро изменяющемся пространстве.

Семья сегодня частично утратила свою воспитательную функцию, родители в погоне за удовлетворением материальных потребностей зачастую не имеют времени для общения с детьми. Многие родители, находясь в условиях вахтовой работы, не могут в полной мере осуществлять воспитательный процесс в своей семье. Дети остаются на попечение друзей, уличного социума.

Многие семьи в городе живут изолировано от бабушек и дедушек. Разрушаются связи поколений, утрачиваются ценности, которые были присущи старшему поколению.

В условиях открытого неконтролируемого информационного пространства младшему школьнику насаждаются чуждые нравственные идеалы - обогащение, успех любой ценой; человеческая жизнь обесценивается.

Таким образом, перед школой ставится задача - сформировать нравственные ценности и основы гражданского самосознания подрастающего поколения.

3. Ценностные установки воспитания и социализации школьников.

Программа воспитания является документом, отражающим концептуальные основания и направления деятельности в целостном педагогическом процессе, ведущими идеями выступают:

1.Основополагающие идеи педагогической концепции «Дом, в котором «Я живу».

2.Рассмотрение воспитания как целенаправленного создания условий для разностороннего развития и саморазвития ученика, формированию у него ценностного отношения к социальным (Человек, Родина, Семья, Здоровье) и нравственным категориям (Доброта, Знания, Труд), осуществляемые в учебно - воспитательном процессе.

Целью воспитания МКОУ ШР «НШДС №14» является: воспитание творческой, культурной, гуманной, саморазвивающейся личности, способной к самореализации имеющегося творческого потенциала.

Наиболее значимыми ценностями при этом выступают Человек, Отечество, Природа.

ЧЕЛОВЕК

(патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).

ОТЕЧЕСТВО

(гражданская идентичность - гражданская активность, позитивное отношение к принадлежности, знания о принадлежности к данной социальной общности;

традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).

ПРИРОДА

(эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание ).

4. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка - начало младшего школьного возраста. Данный период характеризуется перестройкой всей системы отношений ребёнка с действительностью, как подчёркивал Д. Б. Эльконин.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. ) позволяет рассматривать возраст 6-11 лет как сенситивный для усвоения ценностей. В этот период складываются интеллектуальные механизмы познания ребенком окружающего мира и самого себя. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обуславливающих возможность новых устремлений и нового уровня отношений. Главным психическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы теоретического отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, особенности оперировать отвлеченными понятиями. Формируется внутренний план действий, произвольность психических процессов, личностная рефлексия. Высокий уровень развития понятийного мышления позволяет младшим школьникам усваивать понятия о ценностях; развивать личностную рефлексию, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к ценностям.

Согласно культурно-исторической теории развития ребенка Л.С. Выготского психические функции развиваются в ходе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Присвоение общественно-исторического опыта происходит в процессе перехода совместных внешних действий во внутренний план субъекта (интериоризация).

Эмоциональная сфера ребенка младшего школьного возраста характеризуется открытостью, отзывчивостью, доверчивостью, непосредственностью, что способствует процессу воспитания на основе ценностей.

У детей данного возраста происходит процесс формирования произвольного поведения, самостоятельность в регулировании собственных поступков на основе усвоенных ценностей; ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями.

5. Задачи доминанты по формированию ключевых ценностей


Человек

Формирование представлений об особенностях своего «Я»

Формирование представлений о социальной сущности человека

Создание оптимальных условий для развития культуры общения младших школьников.

Создание эмоционального благополучия, психологической защищенности ребенка в окружающем мире.

Родина

Формирование нравственного самосознания ребенка, патриотических чувств и гражданской направленности ребенка.

Формирование основ экологического сознания школьников.

Семья

Формирование уважительного отношения к семье как одной из ценностей

Развитие знаний об истории своей семьи

Природа

природа - жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

человечество - мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов.

Труд

Воспитание чувства уважения к человеку, к результатам его труда, мастерству.

Развитие умения видеть прекрасное в окружающих ребенка предметах и явлениях и создавать его.

Включение ребенка в творческую трудовую деятельность

Содержание воспитания

Направление

Содержание

Человек

«Школа - мой второй дом»

Я и мои друзья.

Готовность к сотрудничеству.

Умение выполнять общественные поручения. Участие в общественных делах

Уважение чувств, привычек, вкусов другого человека.

Школьные и классные социальные и этические нормы.

Правила поведение в школе и общественных местах.

Традиции и символика школы.

Родина

«Родники России»

Понятие родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, истории, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение.

Край, город, улица, дом, школа - моя Родина.

Природа моей Родины: люблю, ценю, берегу.

Государственные и национальные праздники, символика России.

Чувство патриотизма. Я - гражданин своей страны.

Семья

«Мама, папа, я - дружная семья!

Мои родные и я. Кого мы называем родными людьми. Как я могу заботиться о родных людях. Мой дом. Семейные обязанности, праздники в семье (традиции и обычаи). Культура общения в семье.

История моей семьи, моя родословная.

Здоровье

«Если хочешь быть здоров!»

Понятие о физическом здоровье, здоровом образе жизни. Правила личной гигиены.

Режим труда и отдыха. Организация своего рабочего дня.

Как сохранить свое здоровье.

Безопасность в школе, дома, на улице.

Спорт и здоровье.

Знания,

«Знания и труд рядом живут»


Активность и самостоятельность в учебной деятельности.

Умение красиво оформлять учебную работу.

Труд

«Путешествие по городу Мастеровых»

Труд как основа существования человека.

Труд и творчество.

Красота вокруг нас. Бережное отношение к красоте мира.

Все, что создано руками человека.

Труд на благо родины.

Доброта

«Путешествие в город Доброград»

Нравственные и безнравственные поступки, добро и зло.

Что делает человека Человеком - помощь, сострадание, сочувствие, милосердие.

Доброжелательное отношения к людям.

Потребность делать добро.


6. Диагностическое сопровождение программы


Кто изучает

Что отслеживается

методики

Педагог-психолог

Отслеживание уровня интеллектуального развития

Изучение мотивации школьников

Анкета «Мотивация пребывания в школе»

Изучение самооценки школьников

Методика «Самооценка»

Умение управлять своим поведением, умение владеть своими эмоциональными процессами.

Коммуникативные навыки умения

Диагностика «Коммуникативные навыки и умения»

Классный руководитель, воспитатель ГПД

Социометрия

Социометрия

Отслеживание занятости в учреждениях дополнительного образования

наблюдение

Изучение уровня воспитанности учащихся

Карта личностного роста учащихся

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте для младших школьников» (Н.Е. Щуркова)

Изучение отношения к ценностям

Игра «Магазин», анкета на выявление ценностных предпочтений учащихся

Изучение семейных отношений школьника

Тест «Мое место в семье»

Степень сформированности ЗОЖ

Наблюдение

Степень сформированности классного коллектива и коллективных форм деятельности

Анкета «Крестики-нолики»

Удовлетворенность воспитательным процессом в школе, классе.

Анкета

Учителя- предметники

Отслеживание сформированности ЗУН

Наблюдение

Социальный педагог

Отслеживание и обработка социального паспорта школы

Наблюдение

Отслеживание особенностей социума

Наблюдение

Изучение воспитания в семье учащихся группы риска

Наблюдение

Примерная тематика и формы работы


Формы

Мероприятия

1 уровень

(1 класс)

Беседы


классные часы





участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов




спортивные соревнования



сюжетно-ролевые игры,



Родительская конференция


Встреча с

интересными людьми


Летопись


проектная деятельность

«Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться- всегда пригодиться», «Твое здоровье».

«Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Все мы разные, все мы равные» «Моя семья», «Моя малая Родина»,«Народные приметы», «Мой домашний любимец».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Школьная страна талантами полна», «Благотворительная ярмарка», «День здоровья» «Новогодняя сказка», «Леди и джентльмены», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

«Прощание с букварем», конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,

«Правила безопасности», «Музей сибирской старины».

«Когда добро на благо», «Воспитание в семье»

«Живая история», «Мая бабушка»

«Из истории класса»

«Я и мир вокруг меня».

2 уровень

(2-3 класс)

Беседы




классные часы




участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов


спортивные соревнования,



сюжетно-ролевые игры


учебно-исследовательские

Конференции


Родительская конференция


Встреча с

интересными людьми


Летопись




проектная деятельность

«Здравствуй, школа», «Все мы-дружная семья», «Христианские праздники», «Что такое -Конституция ?»

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Название моего поселка», «Моя любимая книга».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Школьная страна талантами полна», «Благотворительная ярмарка», «День здоровья» , «Леди и джентльмены» «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,


«Первый шаг»

«Когда добро на благо», «Воспитание в семье»

«Живая история», «Мая бабушка»

«Из истории класса»


«Я и мир вокруг меня».

3 уровень

( 4 класс)

Беседы



классные часы








участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов




спортивные соревнования




учебно-исследовательские

Конференции


Родительская конференция


Встреча с

интересными людьми


Летопись




проектная деятельность


проектная

деятельность

«Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств », «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий»,

«А гражданином быть обязан» , «Память сердца...», «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», цикл мероприятий «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит-быть полезным людям?».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Школьная страна талантами полна», «Благотворительная ярмарка», «День здоровья» «Новогодняя сказка», «Леди и джентльмены», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики»,«А, ну- ка, девочки»,


«Первый шаг»

«Когда добро на благо», «Воспитание в семье»

«Живая история», «Мая бабушка»

«Из истории класса»


Я -гражданин России», «Я и мир вокруг меня».

7. Совместная педагогическая деятельность семьи и школы


Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу нравственного поведения человека. Огромная роль в воспитании детей отводится родителям. Однако в силу ряда причин (неопытность, молодость, незнание основ педагогики и психологии) не все родители в должной степени могут оказывать положительное влияние на своих детей. Одним из условий благотворного взаимодействия семьи и школы является повышение педагогической культуры родителей.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • опора на положительный опыт семейного воспитания;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через следующие формы работы:

  • родительское собрание,

  • общешкольные конференции,

  • индивидуальные консультации педагога,

  • родительский лекторий,

  • семейная гостиная,

  • встреча за круглым столом,

  • вечер вопросов и ответов,

  • тренинг для родителей,

  • посещение неблагополучных семей на дому,

  • дни открытых дверей,

  • семейная олимпиада,

  • проведение профилактических бесед с привлечением работников медицины, милиции, психологов и др. специалистов,

  • организация просветительской работы: информационные стенды, памятки, тематические выставки.

Обязательно родители вовлекаются в организацию учебно-воспитательного процесса через совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы школы. А также в управление школой через совет школы, родительские комитеты классов.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Работа с родителями (1 класс)


Мероприятия

Формы и методы работы

Сроки проведения

I четверть

Ознакомление родителей с правилами внутреннего распорядка школы, правилами поведения учащихся.

Родительское собрание «Ваш ребенок пошел в школу», Экскурсия

Сентябрь

Составление социального паспорта класса.

Анкетирование родителей. Посещение семей.

Сентябрь

Выборы родительского комитета

голосование

Сентябрь

Ознакомление родителей с трудностями адаптации ребенка к школе. Советы психолога.

Родительское собрание. «Адаптация первоклассников». Памятки с рекомендациями психолога.

Октябрь

II четверть

Проведение беседы с родителями по вопросам ЗОЖ.

Родительское собрание "Режим дня и его влияние на качество обучения.

Ноябрь

Проведение воспитательного мероприятия «День матери».

Выставка декаративно - прикладного творчества. Мастер класс. дискуссионная площадка, тренинг

Ноябрь

Ознакомление родителей с Конвенцией о правах ребенка.

Информационно-тематический стенд

Декабрь

III четверть

Проведение беседы с родителями о психологическом климате семьи, о принципах эффективного воспитания в семье с привлечением школьного психолога.

Родительское собрание «Стили семейного воспитания», круглый стол, дебаты.

Февраль

Проведение праздника «А ну-ка мальчики».

Соревнование. Выставка фотографий «Мой папа».

Февраль

Проведение праздника 8 Марта.

Концерт. Конкурс сочинений «Моя мама», кл. часы.

Март

IV четверть

Ознакомление родителей с итогами адаптационного периода, его динамика.

Родительское собрание. Анкетирование родителей.

Апрель

Составление родословной своей семьи. «День семьи».

Презентация родословных.

Май

Подведение итогов года. «Перелистывая страницы учебного года».

Родительское собрание. Выставка достижений.

Май

В течение года ведется индивидуальная работа с родителями по мере возникновения проблемных вопросов.

8. Критерии эффективности реализации воспитательной системы в начальной школе


Оценка уровня воспитанности обучающихся по опроснику «Личностный рост» Степанов П.В., Степанова И.В.

Результаты изучения личностного роста школьников

Таблица 1.

Характер отношений школьников к ОТЕЧЕСТВУ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

64

61

Устойчиво позитивное

36

39

Таблица 2.

Характер отношений школьников к ЗЕМЛЕ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

13

10

Устойчиво позитивное

87

90

Таблица 3.

Характер отношений школьников к МИРУ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

46

39

Устойчиво позитивное

54

61

Таблица 4.

Характер отношений школьников к ТРУДУ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

67

59

Устойчиво позитивное

33

41

Таблица 5.

Характер отношений школьников к КУЛЬТУРЕ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

24

35

Устойчиво позитивное

76

65

Таблица 6.

Характер отношений школьников к ЗНАНИЯМ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

17

10

Устойчиво позитивное

83

90

Таблица 7.

Характер отношений школьников к ДРУГИМ ЛЮДЯМ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

43

41

Устойчиво позитивное

57

59

Таблица 8.

Характер отношений школьников к ИНЫМ ЛЮДЯМ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

22

34

Устойчиво позитивное

78

66

Таблица 9.

Характер отношений школьников к СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ (в %)

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

55

57

Устойчиво позитивное

45

43

Таблица 10.

Характер отношений школьников к ВНУТРЕННЕМУ МИРУ

СВОЕГО «Я»

Характер отношений

Устойчиво негативное

-

-

Ситуационно негативное

-

-

Ситуационно позитивное

13

18

Устойчиво позитивное

87

82

Таким образом, диагностика выявляет высокую положительную оценку к труду, культуре школьников, знаниям, отношений школьников к иным людям и характер отношений к внутреннему миру своего «Я»

9. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
• знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;
• системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
• понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
• уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
• знание национальных героев и важнейших событий истории России;
• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
• умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
• ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правилполоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
• чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
• умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
• готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
• умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
• понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.
• понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивныхвеществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
• опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;
• понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• представление об искусстве народов России;
• опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Критериями эффективности реализации образовательным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

10. Портрет выпускника школы

Ценностный потенциал:

1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность.
2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребность делать добро.
3. Уважение к своей Родине - России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников.
4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах.
5. Участие в школьном самоуправлении.
6. Тактичность
7. Реализм.
8. Потребность общения с прекрасным.

Познавательный потенциал:

1. Знание своих психофизических особенностей.
2. Абстрактно-логическое мышление.
3. Стремление к познанию Истины.

Творческий потенциал:

Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.

Коммуникативный потенциал:

Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях

Здоровьесберегающий потенциал:

Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.

20


© 2010-2022