- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Служба примирения Школьная служба медиации
Служба примирения Школьная служба медиации
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полкова А.С. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Положение
о школьной службе медиации (примирения)
МБОУ «Ларьякская СШ»
1. Общие положения
-
Служба примирения является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий учащихся (воспитанников).
-
Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства РФ, настоящего Положения, Стандартов восстановительной медиации, а также в соответствии с Протоколом № 01-11 заседания Московской городской межведомственной КДНиЗП от 21 сентября 2011 г, «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 г.г.», и «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
2. Цели и задачи службы примирения
-
Целью службы примирения является:
-
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
-
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
-
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2.Задачами службы примирения являются:
-
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
-
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
-
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1.Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
-
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
-
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
-
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1.В состав службы примирения могут входить учащиеся 7-9 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программах (в модели восстановительной медиации).
-
Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог,педагог- психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.
-
Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
-
Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.
-
Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.
-
. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
-
Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
-
В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде,о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
-
Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
-
В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.
-
В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
-
Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
-
В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
-
При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.
-
Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
-
При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
-
Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
-
Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий с медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации.
-
Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
6. Организация деятельности службы примирения
-
Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
-
Поддержка и сопровождение школьных служб примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
-
Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.
-
Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
-
Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими организациями.
-
В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
-
Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
-
Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
-
В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
-
Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в школе.
7. Заключительные положения
-
Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
-
Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.
Приложения
к Положению «О службе примирения (медиации)»
Приложение № 1
1. Примерный план создания службы примирения школе
-
Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения.
-
Согласование с администрацией школы. Включение в должностную инструкцию сотрудника - куратора службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы
-
Подписание приказа о создании службы.
-
Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации
-
Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов к конфликтам)
-
Создание комиссии медиаторов, проведение установочного семинара
-
Обсуждение и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в МБОУ «Ларьякская СШ»
-
Информационные сообщения о работе службы примирения на школьном сайте.
-
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки родителей
-
Информационные сообщения (презентации) для получения одобрения и поддержки учеников
-
Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП
-
Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.
-
Доработка и принятие документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы (примирительный договор, заявка, регистрационная карточка и пр.)
-
Работа службы по разрешению поступающих конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора. Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.
-
Проведение семинаров, совещаний по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.
-
Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу
-
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности Школьной службы примирения.
-
Изучение куратором литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.
-
Включение элементов восстановительных практик в различные воспитательные формы и мероприятия
-
Прохождение тренинга для тренеров
-
Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной коммуникации и восстановительным практикам.
Приложение № 2
Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
Приложение № 3
Форма мониторинга деятельности службы примирения
Образовательное учреждение
Количество медиаторов
Количество поступивших случаев
Количество завершённых программ
Количество случаев, рассмотренных с участием специалистов из территориальных служб примирения (ТСП)
Общее количество участников программ
взрослых
подростков
Медиация
Школьная конференция
Круги сообщества
Всего
взрослых
подростков
Приложение № 4
Понятие восстановительной медиации
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Особенности службы примирения в системе образования
В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов (7 и 8 видов - в исключительных случаях), учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, вузов.
В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.
Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.
Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно.
Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения.
Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы.
Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.