ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









"ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ УЧЕТЕ"





























В связи с тем, что именно в семье ребенка складывается его нравственный облик и характер, его отношение к действительности, усвоение общепринятых норм и культурных ценностей, работа школы по программе «Семья» является одной из важнейших.

Основной целью проведения данной программы является взаимодействие семьи и школы, создание благоприятных условий для полноценного со­циального становления, воспитания и обучения детей.

Задачи программы:

■ Профилактика бродяжничества, совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними.

■ Индивидуальная работа с семьями СОП и группы риска, «трудными» уча­щимися.

■ Информационное обеспечение родителей и детей.

■ Обеспечение качественного образования учащихся.

■ Формирование нравственности и культуры поведения учащихся.

■ Формирование потребности в здоровом образе жизни.

■ Оказание социальной, психологической, педагогической помощи родите­лям и детям.

На наш взгляд, работа с семьей не должна сводиться только лишь к при­менению контролирующих и административных форм работы, необходим вы­бор конструктивного подхода в решении проблем семьи с привлечением потен­циала внешкольных учреждений.

На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, нацио­нальность, уровень образованности родителей нашей школы. Преимуществен­но это служащие, рабочие, домохозяйки, которые имеют возможность уделять больше времени детям.

Но, тем не менее, и во внешне благополучных семьях существуют про­блемы: отсутствует эмоциональная связь поколений. Родители заботятся толь­ко о материальном достатке семей, многие не интересуются нравственными сторонами воспитания, успехами ребенка в школе.

В результате анализа социального состава семей по различным катего­риям мы установили устойчивую тенденцию к увеличению количества много­детных, неполных, малообеспеченных семей и семей, оказавшихся в социаль­но опасном положении.

Поэтому наша работа с семье строится по следующим направлениям.

Методическая и информационная работа:

■ Постоянно готовятся информационные стенды для родителей по темати­ке: «Родителям о детях», «Права человека и его обязанности»; «Родите­лям об ответственности за воспитание детей», «Советы психолога».

■ Проводятся заседания МО классных руководителей по вопросу работы с семьей, основным формам и методам.

■ Вопросы модернизации образования освещаются на общешкольных ро­дительских и классных собраниях.

Работа с родительской общественностью:

На протяжении четырех лет работа с родителями учащихся проводится по программе «Повышение педагогической культуры родителей». Согласно календарно-тематическому планированию данного документа проводятся класс­ные и общешкольные родительские собрания.

В школе работают общешкольный родительский комитет, Совет школы, Совет по профи­лактике правонарушений несовершеннолетних.

Администрация школы и педагогический коллектив активно сотрудничают с родителями учащихся, оказывают помощь в решении возникающих проблем, привлекают родителей к организации учебно-воспитательного процесса и жиз­ни школы.

Работа с родителями по сохранению жизни и здоровья детей, выпол­нению Федерального Закона № 120-ФЗ РФ «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает следующее:

■ Контрольное посещение семей, состоящих на внутришкольном учете и семей группы риска.

■ Постановку на учет семей, требующих особого педагогического внимания.

■ Первичное обследование жилищно-бытовых условий асоциальных семей и семей, вновь поставленных на учет.

■ Принятие мер административного характера к родителям, недобросове­стно выполняющим или не выполняющим родительские обязанности по воспитанию детей.

■ Организацию и проведение рейдов в семьи учащихся совместно с инспекторами ИДН.

■ Вызов родителей на заседание школьного Совета по профилактике пра­вонарушений несовершеннолетних, заседания КДН ад­министрации поселка.

■ Проведение бесед с родителями, вынесение официальных предупрежде­ний о недопустимости халатного отношения к детям.

Большую роль в работе с семьей играет сотрудничество с Центром соци­альной помощи семье и детям "Родничок". На стенде, оформленном специалистами Центра в на­шей школе, имеется вся необходимая информация в этом направлении.

Чрезвычайно важной формой работы является ранняя диагностика семей.

Главная задача диагностики - установить семью, которая требует особого педагогического внимания, с целью своевременной охраны жизни и здоровья ребенка.

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии и поведении, трудностями обучения и школьной адаптацией, нарушениями в эмоционально-личностной сфере, другими особенностями развития определяет в настоящее время необходимость выделения консультативного процесса как особого вида психокоррекционной работы с семьей. Возрастающая сложность нарушений и отклонений в развитии вызывают, в свою очередь, необходимость комплексного подхода к диагностической и коррекционной работе с такими детьми и их родителями, привлечения всех специалистов, работающих в школе.

В нашей школе психокоррекционная работа с семьей психологической службой школы проводится ежегодно. В сентябре месяце планово проводится диагностика детско-родительских отношений с учащимися 9-х - 12-х классов. Цель данного обследования - выявление нарушений внутрисемейных отношений. Диагностика проводится по методике М.И.Рожкова и М.А.Ковальчук. Высокие баллы по шкале «Детско-родительские отношения» свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:

• напряженной ситуацией в семье;

• родительской неприязнью;

• необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;

• страхом перед родителями и т.д.

По результатам диагностики на каждый класс составляются сводные таблицы, количественные и качественные показатели которых доводятся до сведения классных руководителей и социального педагога школы. Родители учащихся, у которых выявлены нарушения внутрисемейных отношений, приглашаются классным руководителем или социальным педагогом школы для беседы с психологом. Цель такой беседы - не только информирование родителей о выявлении факта нарушения диагностической процедурой, но и, в первую очередь, оказание психологической помощи семье, попытка взглянуть на внутрисемейные отношения, как с позиции ребенка, так и с позиции родителей, дать необходимые рекомендации. К сожалению, следует отметить тот факт, что далеко не все приглашенные родители приходят для беседы к психологу, мотивируя отказ отсутствием временной возможности, занятостью. Опираясь на опыт работы, можно выделить наиболее типичные проблемы, требующие проведения психологического консультирования, возникающие у родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков.

Вариант 1. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.

Вариант 2. Дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.

Вариант 3. Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними, употребляют спиртные напитки.

Для этого психологической службой школы, проведено диагностическое обследование 87 учащихся классов; сформирована контрольная группа детей в количестве 32 человек, находящихся в социально-опасном положении. Затем с этой группой детей началась коррекционно-реабилитационная работа. Меры реальной помощи реализовывались по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.

Социальный педагог и школьный школы глубоко изучили семейную ситуацию каждого ребенка. С этой целью были организованы рейды в семьи, практически все родители получили индивидуальную помощь, которая выражалась в правовой поддержке, содействии в получении материально-бытовой помощи. На сегодняшний день установлено, что в школе имеется:

- всего семей - 74;

- полных семей - 42;

- неполных семей - 32;

- многодетных семей - 2;

- малообеспеченных семей - 1;

- семей, где родители-инвалиды - 2;

- опекунских семей - 1;

- социально неблагополучных семей - 4;

- семей, состоящих на внутришкольном учете - 2;

- семей, состоящих учете в КДН - 2.

На каждую неблагополучную семью социальным педагогом ведутся карты учета, где имеется вся необходимая информация о семье и отражается вся текущая работа с данной семьей.

Анализ анкетирования родителей показал ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому нами был разработан ряд мероприятий. Это и специ­альный курс лекций «О вас и для вас, родители», по которому были организо­ваны выступления специалистов, проводились круглые столы,. Многие родители, бабушки и дедушки получали индивидуальные кон­сультации специалистов школы.

С учащимися проводилась индивидуальная работа, тренинговые занятия. Повторная диагностика показала позитивную динамику: снятие синдрома тревожности, повышение коммуникативности, социальной адаптации и, как следствие, повышение успеваемости учащихся контрольной группы, из­менение в поведении ребенка.

В каждой асоциальной семье ситуация находилась под контролем педаго­гического коллектива. Была оказана своевременная помощь и поддержка этим семьям. Показателем эффективности работы явился тот факт, что многие ма­мы сами стали приходить в школу и интересоваться успехами ребенка. Дети стали меньше пропускать занятия без уважительной причины, сократилось количество опо­зданий.

Работа с учащимися:

■ Проводится анкетирование, тестирование учеников с целью раннего вы­явления асоциальных семей.

■ Постоянно, в течение года, проводятся индивидуальные беседы с детьми из семей СОП.

■ Администрацией школы и социально-психологической службой (СПС) осу­ществляется контроль за посещаемостью учащихся из семей СОП и груп­пы риска.

■ Детям из асоциальных семей оказывается помощь в трудоустройстве, устройстве в различные учебные заведения.

■ В апреле-июне каждого учебного года организуется летняя занятость де­тей из семей СОП и группы риска.

■ В течение года ученики из указанных семей обеспечиваются бесплатным дополнительным горячим питанием.

■ На заседании школьного Совета по профилактике правонарушений несо­вершеннолетних рассмотрено 2 дела детей из асоциальных семей, КДН администрации поселка - 1 человек.

Взаимодействие с социумом:

Школа постоянно поддерживает тесную связь со следующими организа­циями:

■ поселковым Дворцом спорта "Олимп";

■ ИДН поселкового отделения милиции;

■ КДН администрации района.

■ Районным управлением образования.

■ Центром социальной помощи семье и детям "Родничок".

■ Поликлиникой МУ "Районная больница".

■ Домом культуры поселка.

■ Службой занятости при отделе по делам молодежи администрации.

Основным органом, регулирующим работу в данном направлении, явля­ется социально-психологическая служба школы (СПС). Проведенный анализ работы позволяет сделать вывод о хорошо постав­ленной деятельности администрации, педагогического коллектива и специали­зированных служб школы.

Учитывая все вышесказанное, основными задачами деятельности на сле­дующий учебный год являются:

■ Продолжение работы по предупреждению бродяжничества, второгодни­чества и преступлений несовершеннолетними.

■ Оказание разноплановой поддержки нуждающимся родителям.

■ Целенаправленное изучение «социального» заказа от родителей, рас­смотрение вопросов открытия новых курсов освоения профессий, кроме имеющихся (секретаря, повара, столяра, водителя, няни, автослесаря).

■ Привлечение к активной работе родительской общественности.


6

© 2010-2022