- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Программа Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайнетдинова Э.С. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________ С.В. Смирнов
Приказ №__ от ___________
Программа
по работе с детьми,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Пояснительная записка.
Семья как микро модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.
Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Данная программа разработана на 5 лет. На основании анализа работы вносятся изменения и дополнения. В программу включены совместное планирование с другими социальными службами.
Цель программы снижение количества детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой.
- ранее выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь
- усилить работу по правовой грамотности
- пропаганда здорового образа жизни
-
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
-Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
-
2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.
-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;
-Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);
-Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
-Раннее выявление неблагополучных семей;
-Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.
-Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
4. Социально-педагогическое консультирование.
-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
-Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.
-Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
-Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);
-Способствование пропаганде здорового образа жизни.
6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности.
-Работа в службах социальной защиты, службе занятости;
-Благоустройству поселка, двора, памятников культуры и друге, все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
7. Организационно- методическая деятельность.
-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
-Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по соц. педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:
-в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
-налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
-на гуманном отношении к личности;
-уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;
-оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
-поощрении её творческой самореализации.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
-установление отношений открытости;
-сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Ожидаемые результаты:
- уменьшение количество учащихся стоящих на внутришкольном учёте
- снятие с учёта уч-ся в ОДН
- уменьшение количество семей СОП
- снизить количество пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися
- увеличить количество детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.)
-своевременная координация действий с социальными службами района по оказанию помощи детям
Мониторинг:
-статистические отчёты по школе и в разные ведомства
- аналитические записки в органы социального взаимодействия
- анкетирование
- опрос
- наблюдение
При планировании работы, социальный педагог опирается на нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях, Жилищный кодекс РФ.
Литература:
- «Справочник социального педагога 5-11 кл.» Шишковец Т.А.-«ВАКО» Москва 2005г. Педагогика. Психология. Управление.
-«Социальная педагогика» Деловой журнал для социальных работников и педагогов.- «Сплайн» г. Москва. Народное Образование.
Рассмотрено и принято педагогическим советом школы
(Протокол № 1 от 29.08.2014г.)