Программа по абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

по абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Пояснительная записка.

В нашем детском доме воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. В результате чего, возникла необходимость и была создана отдельная группа, куда вошли дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, официальный диагноз и статус «ребёнок-инвалид». Возраст детей составляет 12-14 лет. В структуре заболеваний воспитанников, приведших к детской инвалидности, преобладают:

- врождённые аномалии развития - 10 %;

- психические расстройства - 100 %;

- болезни нервной системы - 100 %.

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются:

- генетическая предрасположенность;

- ухудшение экологической обстановки;

- сочетание наследственной предрасположенности с неблагоприятными внешними факторами (инфекции, травмы, бытовые интоксикации);

- нахождение в асоциальной среде (алкоголизм родителей, наркомания, условия проживания);

- высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей;

- внутриутробное повреждение плода в связи с болезнью и травмами матери во время беременности;

- отсутствие культуры здорового образа жизни.

На основании выявленной проблемы, необходимо изменить сложившуюся ситуацию по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа должна помочь ребёнку выработать умение и привычку осмысливать окружающую действительность, понимать общий ход её течения, владеть современным общением и поведением, а также сформировать способность к самообслуживанию, саморегуляции, самоконтролю и самооценке. Воспитанник рассматривается в его разнообразных связях с миром: гигиенических, эстетических, этических, правовых, половых, политических, экономических, трудовых, физических.

Настоящая программа составлена из нескольких разделов, каждый из которых включает в себя минимально необходимое число тем. По каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников. Работа по данной программе проходит в режиме дня на воспитательных часах. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала - уборка помещения (спален, игровых комнат и т.д.), уход за одеждой, обувью, навыки общения и др. - органично вплетаются в жизнь детей в детском доме.

Программа рассчитана на 2 года. Порядок прохождения тем в течение учебного года жёстко не фиксирован. Формы проведения занятий могут быть самыми разнообразными: лекции, беседы, рассказ, экскурсии, инструктаж, викторины, конкурсы, игры, чтения, дискуссии, представления и т.д. Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности. Педагог свободен в избрании формы занятий, он имеет право на вариативность тематического круга занятий. По предварительной договорённости часть тем может быть распределена между педагогом-психологом, врачом, социальным педагогом и др.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

2. Цель программы:

Комплексное решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их абилитации в социуме и интеграции в обществе.

3. Задачи программы:

  • повышение эффективности работы по предупреждению детской инвалидности;

  • внедрение новых форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • использование инновационных технологий (образовательных, медицинских и социально-психологических) при работе с детьми;

  • укрепление здоровья воспитанников, приобщение к здоровому образу жизни;

  • вовлечение ребят в природоохранную деятельность;

  • знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;

  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

  • развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;

  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

  • обучение элементарным трудовым навыкам;

  • повышение правовой культуры;

  • воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.

4. Ожидаемые конечные результаты.

Реализация мероприятий программы позволит:


  • обеспечить защиту прав и интересов детей с ограниченными возможностями и их социальной адаптации;

  • привлечь для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагогов дополнительного образования, инструкторов по трудовому воспитанию и физической культуре, медицинских работников;

  • обеспечить взаимодействие социальных партнеров в вопросах работы с детьми с ограниченными возможностями;

  • объединить усилия педагогического сообщества детского дома по решению данной проблемы;

  • научить детей анализировать свою работу и радоваться своим удачам;

  • расширить возможности общения в современном обществе;

  • сформировать положительные межличностные взаимоотношения между детьми, но основе, которых каждый ребенок смог быть успешен, социализироваться.

5. Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Закон об образовании РФ;

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ.

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Раздел

Тема

Количество часов

всего

в том числе

теорет.

практ.

1

2

3

4

5

6

1.

Культура поведения и азбука общения

1.1.Культура поведения.

1.2.Азбука общения

36

16

20

2.

Жилище. Одежда и обувь. Питание.

2.1. Жилище.

2.2. Одежда и обувь.

2.3. Питание.

36

16

20

3.

Транспорт. Торговля. Связь.

3.1. Транспорт.

3.2. Торговля.

3.3. Связь.

24

12

12

4.

Личная гигиена. Здоровье. ОБЖ.

4.1. Личная гигиена.

4.2. Здоровье и медицинская помощь.

4.3. Основы безопасности жизнедеятельности.

40

20

20

5.

Подготовка к семейной жизни.

5.1. Социальное направление.

5.2. Формирование нравственных представлений.

24

12

12

6.

Учреждения и организации.

6.1. Учреждения.

12

6

6

7.

Жизненное и профессиональное самоопределение.

7.1. Жизненное и профессиональное самоопределение.

20

10

10

8.

Ты и закон. Полезная экономика.

8.1. Ты и закон.

8.2. Полезная экономика.

20

10

10

9.

Основы экологии и краеведения.

9.1. Экология.

9.2. Краеведение.

20

10

10

10.

ИТОГО

232

112

120



Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Содержание

Общие требования /

Практические занятия

1

2

3

4



Раздел 1. Культура поведения и азбука общения

1.1.

Культура поведения.


Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

Формы обращения с просьбой, вопросами к старшим; формы выражения благодарности.

Культура разговора со старшими и сверстниками.

Благодарности. Формы поздравления.

Культура речи при пользовании телефоном.

Этикет и манеры.

Общие правила поведения в общественных местах.

Воспитанники должны знать:

- требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя;

- формы обращения с просьбой, вопросом, сопереживанием;

- выражение благодарности, поздравление;

- правила разговора по телефону;

- правила поведения в общественных местах;

- правила этикета и манеры.

Воспитанники должны уметь:

- следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

- следить за собой, своей походкой и жестикуляцией;

- правильно вести себя при встрече и расставании;

- вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять, сопереживать, благодарить;

- культурно вести себя в общественных местах

1.2.

Азбука общения

Честность в отношении друг с другом.

Плохой хороший поступок в общении.

О дружбе и товариществе.

Практические занятия:

  1. Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими, сверстниками, старшими (умение здороваться, прощаться, благодарить, оказывать помощь и заботу и т.д.).

  2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь товарищам, забота о младших, больных и пожилых (операция «Добрый поступок»).

  3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки и поступки товарищей.

  4. Игры «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое настоящая дружба», «Кого можно читать настоящим другом» и т.д.

  5. Организация совместной учебной, игровой, художественной, спортивной и другой деятельности.

  6. Проведение вечерних самоотчётов и бесед в группе, с отдельными воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему новому научились, кому помогли, где поступили правильно, что понравилось и т.д.)



Раздел 2. Жилище. Одежда и обувь. Питание.

2.1.

Жилище.

Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом, варианты квартир и подсобных помещений; виды отопления.

Помещения и службы детского дома; почтовый адрес и телефон детского дома.

Воспитанники должны знать:

- виды жилых помещений в городе, деревне, их различия;

- почтовый адрес и телефоны детского дома.

Воспитанники должны уметь:

- подписывать адрес на конверте.

Практические занятия:

  1. Экскурсия по детскому дому.

  2. Заполнение почтовых адресов на конверте.

2.2.

Одежда и обувь.


Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры.

Повседневный уход за одеждой, предупреждение загрязнения, чистка.

Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы; подготовка сезонной обуви к хранению.

Воспитанники должны знать:

- виды одежды и обуви; правила снятия мерок (размеры);

- правила ухода за одеждой и обувью.

Воспитанники должны уметь:

- подбирать одежду, головные уборы, обувь по размеру и сезону; различать их назначение (повседневная, праздничная, спортивная);

- сушить мокрую одежду и обувь, чистить и готовить одежду к хранению, подбирать крем и чистить обувь.

Практические занятия:

  1. Чистка и сушка верхней одежды и обуви.

  2. Снятие мерок, определение своего размера.

2.3.

Питание.

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и др.); разнообразие продуктов питания.

Приготовление пищи, приготовление простых и комбинированных бутербродов, обваривание яиц, приготовление яичницы, салата, винегрета, заваривание чая.

Кухонные принадлежности, приборы, посуда; правила пользования и ухода за ними. Химические средства ухода.

Сервировка стола к завтраку.

Воспитанники должны знать:

- различные меню завтрака, виды бутербродов, правила заваривания чая;

- санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола к завтраку;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств по уходу за посудой.

Воспитанники должны уметь:

- резать ножом продукты для бутербродов;

- отваривать яйца, жарить яичницу;

- нарезать вареные овощи кубиками, соломкой;

- накрывать на стол с учётом конкретного меню.

Практические занятия:

  1. Приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы.

  2. Обваривание яиц.

  3. Заваривание чая.



Раздел 3. Транспорт. Торговля. Связь.

3.1.

Транспорт.

Виды транспорта, маршруты.

Правила поведения в транспорте и на улице.

Правила дорожного движения.

Воспитанники должны знать:

- наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома;

- варианты проезда разными видами транспорта;

- правила передвижения на велосипеде.

Воспитанники должны уметь:

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

- соблюдать правила дорожного движения.

Практические занятия:

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

3.2.

Торговля.

Продовольственные и промышленные магазины, универсамы, их назначение.

Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.

Воспитанники должны знать:

- основные виды магазинов, их назначение;

- виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них.

Воспитанники должны уметь:

- выбирать продукты для приготовления завтрака с учётом конкретного меню;

- оплачивать приобретённый товар;

- соблюдать правила поведения в магазине.

Практические занятия:

  1. Экскурсия в продовольственный и промышленный магазины.

3.3.

Связь.

Основные средства связи: почта, телеграф, телефон.

Виды почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы.

Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок отправки писем различных видов, написание адреса на конвертах.

Воспитанники должны знать:

- основные средства связи;

- виды почтовых отправлений;

- порядок отправки посылок, переводов и др.

Воспитанники должны уметь:

- записывать адрес с индексом на конвертах;

- составлять различные тексты телеграмм..

Практические занятия:

  1. Экскурсия на почту, отделение связи.

  2. Составление телефонограмм.



Раздел 4. Личная гигиена. Здоровье. ОБЖ.

4.1.

Личная гигиена.

Правила личной гигиены.

Уход за волосами (мытьё, причёска).

Гигиена сна.

Гигиена зрения (чтения, просмотра ТВ, выполнения домашних заданий).

Твой внешний вид.

Воспитанники должны знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью;

- правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, выполнения домашних заданий, просмотра телепередач;

- требования гигиены сна и подготовки домашних заданий.

Воспитанники должны уметь:

- выполнять утренний и вечерний туалеты, чистить зубы;

- причёсывать волосы, подбирать шампунь;

- соблюдать правила гигиены приготовления домашнего задания, гигиены зрения, сна;

- следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).

Практические занятия:

  1. Выполнение утреннего и вечернего туалета.

  2. Причёсывание волос.

4.2.

Здоровье и медицинская помощь.

Медицинские учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки. Их назначение. Работники медицинских учреждений (врачи, медсестры, регистраторы, работники аптек).

Виды медицинской помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врача на дом.

Воспитанники должны знать:

- виды медицинской помощи;

- функции основных врачей специалистов.

Воспитанники должны уметь:

- записываться на приём врачу;

- вызывать врача на дом;

- приобретать лекарства в аптеке.

Практические занятия:

  1. Экскурсия в аптеку, поликлинику.

Воспитанники должны иметь представление:

- о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки;

- о порядке записи к врачу, приобретения лекарств;

- о порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом.

4.3.

Основы безопасности жизнедеятель-ности

Формирование умений и навыков ориентирования в дорожной обстановке.

Переход через улицу. Правила обхода транспорта на остановке.

Домашние опасности, электробытовые приборы.

Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и пожаре. Простейшие средства пожаротушения.

Благо и вред от использования лекарств, средств бытовой химии. Отравление, первая помощь. Порядок вызова медицинской помощи.

Меры предосторожности при общении с животными.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

Поведение на улице в грозу, туман, гололёд, вечернее время.

Воспитанники должны знать:

- источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе;

- правила поведения при возникновении стихийных бедствий;

- правила обращения с электробытовыми приборами;

- правила поведения в транспорте;

- правила поведения с незнакомыми людьми, домашними животными.

Воспитанники должны уметь:

- обращаться с электроприборами повседневного пользования;

- действовать по сигналу опасности;

- ориентироваться на местности;

- пользоваться ножницами, ножом, иглой и т.д.;

- оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.п.



Раздел 5. Подготовка к семейной жизни.

5.1.

Социальное направление

Что такое семья?

Состав семьи, родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя и др.)

Дальние и близкие родственники.

Необходимость заботы и уважения друг к другу.

Правила поведения в семье.

Семейные праздники. Подарок.

Воспитанники должны знать:

- различия между близкими и дальними родственниками;

- правила поведения в семье.

Воспитанники должны уметь:

- различать родственные отношения в семье.

Практические занятия:

  1. Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учёта состояния другого человека, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье.

  2. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины в семье, навыки, необходимые в семейном быту.

5.2.

Формирование нравственных представлений.

Сказки нардов мира о любви (чтение).

Человеческое тело - образец пропорции и красоты (репродукции известных картин, греческая, римская скульптура).

Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народов мира о любви и семье в целях:

- развития у детей эталонов семейных отношений;

- закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений.

Практические занятия.

  1. Тренинги и игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

- тренинг по управлению эмоциями,

усвоению навыков релаксации;

- тренинг выражения чувств (словами,

жестами, мимикой и др.)



Раздел 6. Учреждения и организации.

6.1.

Учреждения.

Детский сад, школа, дом культуры, библиотека. Их назначение.

Воспитанники должны знать:

- виды детских учреждений, их назначение;

- адреса местного дома культуры и библиотеки, их назначение;

- правила поведения в доме культуры и библиотеке.

Воспитанники должны уметь:

- правильно вести себя во время игр, просмотров фильма, чтения книг, журналов.

- обратиться к работнику дома культуры, библиотеки.

Практические занятия.

  1. Экскурсии в библиотеку, дом культуры.



Раздел 7. Жизненное и профессиональное самоопределение.

7.1.

Жизненное и профессиональное самоопределение.

Твой режим дня.

Время - богатство, друг и враг.

Можно ли планировать свою жизнь.

Твой жизненный план (первоначальное представление о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.).

Мир труда (основные группы и типы профессий).

Интересы, склонности, задатки и способности.

Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:

  1. Встречи с людьми разных профессий.

  2. Вечера «Защиты профессии».

  3. Викторины по миру профессий, экскурсии.

  4. Комплексные сюжетно-ролевые игры.



Раздел 8. Ты и закон. Полезная экономика.

8.1.

Ты и закон.

Правила поведения в детском доме.

Ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).

Что такое правонарушение?

Права и льготы выпускников детского дома.

Зачем нужно знать законы?

Символы нашего государства.

Наша малая Родина.

Зачем нужны полиция, суд, армия?

Воспитанники должны знать:

- правила поведения в детском доме (права, обязанности и ответственность воспитанника);

- ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная);

- права и льготы выпускников детского дома;

- символы нашего государства.

Воспитанники должны уметь:

- рассказывать о своей малой Родине.

- отвечать за свои дела и поступки.


8.2.

Полезная экономика.

Понятие бюджета в семье.

Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды, обуви культурные потребности и др.).

Расходы на питание и содержание жилища. Оплата коммунальных услуг.

Воспитанники должны знать:

- основные статьи расходов в семье;

- правила учёта расходов;

- периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг;

- примерную стоимость одежды, обуви, мебели и др.

Воспитанники должны уметь:

- подсчитывать расходы;

- производить коммунальные и другие платежи.



Раздел 9. Основы экологии и краеведения.

9.1.

Экология.

Значение природы как условие жизни людей.

Охрана природы.

Лес и его жизнь.

Экология и здоровье человека.

Воспитанники должны знать:

- правила поведения в лесу, на природе

Воспитанники должны уметь:

- ориентироваться на местности.

Практические занятия.

  1. Прогулка в лес с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности.

9.2.

Краеведение.

Природа родного края.

Растительный и животный мир нашего района.

Климат, сезонные явления. Экологические проблемы.

Воспитанники должны иметь представление:

- о климате, сезонных явлениях.

Воспитанники должны уметь:

- рассказывать о природе, растительном и животном мире своего района, края

Практические занятия.

  1. Экскурсия в краеведческий музей п. Чегдомын, Новый Ургал.

  2. Прогулка в пригородный лес.


17


© 2010-2022