Тренинг взаимодействия родителей и детей Учимся помогать друг другу

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

  • изменение неадекватных родительских позиций;

  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

«Первичный кодекс группы»:

  • предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей;

  • все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;

  • ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.

Содержание:

  • повышение родительской компетентности в вопросах воспитания

  • орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми

  • продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.

  • стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Идея программы:

  • формирование навыков сотрудничества с ребенком

  • признание права ребенка на выбор

  • отработка навыков общения

1. Приветствие и знакомство участников:

(Звучит приятная негромкая музыка.)

- «Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам. Надеемся что вы не пожалеете и узнаете много нового, интересно проведете время. Мы будем общаться на интересные для нас темы, играть с детьми, творить вместе, выражать свои эмоции и чувства, а также получим повод начать еще больше любить и уважать себя и своего ребенка. Мы также надеемся, что каждый участник внесет посильную лепту в то, чтобы наши встречи стали еще интереснее, радостнее. Ваши инициативы очень желательны. Если вы согласны с данными намерениями, то начнем прямо сейчас».

1.1 Знакомство

Все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:

-предлагаю вам составить правила работы в группе. Правила нашей сегодняшней встречи. Я буду зачитывать вам пословицу, а вы попробуйте из нее извлечь правило (правила записываются на ватмане)

Пословица

Правило

век живи - век учись

будь открыт для новых знаний, идей

как тут говорить, когда не дают и рта открыть

не перебивай говори по очереди

надо знать, где и что сказать

не отклоняйся от темы обсуждения

не досаждай другим, а то найдутся те, что допекут тебе

не критикуй и не осуждай

расскажи другу - пойдет по кругу

соблюдай конфиденциальность

время пошутить - время дело делать

работай в хорошем настроении

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:

-Сегодня на тренинге два правила

  • правило 3 П: принятие, признание, понимание

  • стремление к сотрудничеству

4. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка.

5. Игра «Найди своего ребенка».

Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».

6. Упражнение «Пойми меня»

Родителям и детям раздаются по два конверта («ребенок говорит», «ребенок чувствует») задача родителей сопоставить выражения из конвертов

«Пойми меня»

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, чувство не любви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

6. Притча «Семена и плоды»

Одному юноше приснилось, что он вошел в большую лавку, а за прилавком стоял ангел.

- Что вы продаете? - спросил юноша

-Все, что желаете, - вежливо ответил ангел.

Юноша начал перечислять:

- я хотел бы прекратить все войны, хотел бы справедливости для обиженных, терпимости и щедрости к чужакам, любви в семьях, работы для безработных… и…

Ангел прервал его:

- Простите, господин, вы меня не поняли. Мы не продаем плодов, только лишь семена…

Я желаю Вам, чтобы Вы сеяли в своих детях только те семена, которые с годами прорастут в плоды Ваших трудов

7. Рефлексия

8. Чаепитие, обсуждение, беседа

Литература:

  1. Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.

  2. Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г

  3. Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.

  4. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.

  5. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.

  6. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.

  7. Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.



© 2010-2022