- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Тренинг взаимодействия родителей и детей Учимся помогать друг другу
Тренинг взаимодействия родителей и детей Учимся помогать друг другу
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева Е.Ф. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга»
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи тренинга:
-
усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
-
изменение неадекватных родительских позиций;
-
оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
-
предмет дискуссии - дети и способы взаимодействия с ними родителей;
-
все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины;
-
ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание:
-
повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
-
орг. коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства - орг. свободных игр с детьми
-
продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
-
стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы
Идея программы:
-
формирование навыков сотрудничества с ребенком
-
признание права ребенка на выбор
-
отработка навыков общения
1. Приветствие и знакомство участников:
(Звучит приятная негромкая музыка.)
- «Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам. Надеемся что вы не пожалеете и узнаете много нового, интересно проведете время. Мы будем общаться на интересные для нас темы, играть с детьми, творить вместе, выражать свои эмоции и чувства, а также получим повод начать еще больше любить и уважать себя и своего ребенка. Мы также надеемся, что каждый участник внесет посильную лепту в то, чтобы наши встречи стали еще интереснее, радостнее. Ваши инициативы очень желательны. Если вы согласны с данными намерениями, то начнем прямо сейчас».
1.1 Знакомство
Все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:
-предлагаю вам составить правила работы в группе. Правила нашей сегодняшней встречи. Я буду зачитывать вам пословицу, а вы попробуйте из нее извлечь правило (правила записываются на ватмане)
Пословица
Правило
век живи - век учись
будь открыт для новых знаний, идей
как тут говорить, когда не дают и рта открыть
не перебивай говори по очереди
надо знать, где и что сказать
не отклоняйся от темы обсуждения
не досаждай другим, а то найдутся те, что допекут тебе
не критикуй и не осуждай
расскажи другу - пойдет по кругу
соблюдай конфиденциальность
время пошутить - время дело делать
работай в хорошем настроении
3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:
-Сегодня на тренинге два правила
-
правило 3 П: принятие, признание, понимание
-
стремление к сотрудничеству
4. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка.
5. Игра «Найди своего ребенка».
Родителю надевают повязку на глаза, дети выстраиваются в ряд. Можно изменить прически, банты, некоторые детали одежды, чтобы труднее было узнать. Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего».
6. Упражнение «Пойми меня»
Родителям и детям раздаются по два конверта («ребенок говорит», «ребенок чувствует») задача родителей сопоставить выражения из конвертов
«Пойми меня»
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем.
Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.
Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.
Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.
Одобрение, благодарность, радость.
6. Притча «Семена и плоды»
Одному юноше приснилось, что он вошел в большую лавку, а за прилавком стоял ангел.
- Что вы продаете? - спросил юноша
-Все, что желаете, - вежливо ответил ангел.
Юноша начал перечислять:
- я хотел бы прекратить все войны, хотел бы справедливости для обиженных, терпимости и щедрости к чужакам, любви в семьях, работы для безработных… и…
Ангел прервал его:
- Простите, господин, вы меня не поняли. Мы не продаем плодов, только лишь семена…
Я желаю Вам, чтобы Вы сеяли в своих детях только те семена, которые с годами прорастут в плоды Ваших трудов
7. Рефлексия
8. Чаепитие, обсуждение, беседа
Литература:
-
Железнова Е. «Топ-топ, хлоп-хлоп»: подвижные игры (для занятий в д-р группах), М., 2006г. Аудиозапись.
-
Косякова О.О. «Логопсихология», Р-на-Д., «Феникс», 2007г
-
Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
-
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
-
Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
-
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
-
Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.