Проект по реализации инклюзивного образования

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Республики Крым

Отдел образования Сакской райгосадминистрации









Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве Лесновской общеобразовательной школы I- III ступеней Сакского районного совета



Выполнила:

учитель Лесновской общеобразовательной

школы I-III ступеней

Фадеева Юлия Владимировна

















Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве Лесновской общеобразовательной школы

Сакский район называют не только солнечным рекордсменом,

но и рекордсменом реабилитации.

Бальнеологические факторы, опыт и мастерство врачей,

проверенные методики оздоровления реально и фигурально поднимают людей на ноги.



Сакские курорты, будучи бальнеологической панацеей, являются, при этом,

панацеей психологической.

Многие из инвалидов, приехав в наш регион однажды на лечение,

стремятся переехать сюда на постоянное местожительство,

сюда, где не только климат, грязи и оздоровительные методики,

но такая территория и такая среда,

где ты - свой, обычный, не изгой по факту непохожести.

Взрослые люди, передвигающиеся на колясках, не вызывают неприятного любопытства.

Маленькие дети, даже невоспитанные маленькие дети, не показывают на них пальцем.

Им стараются помочь, предупредить и выполнить просьбу.

Множество нуждающихся приезжают к нам в Сакский район, надеясь на чудо, но мы никогда не забываем о своих людях, особенно о детях. Как и все дети на планете Земля они с надеждой и интересом смотрят в будущее и наша задача помочь им в осуществлении их заветной мечты. Мечты - быть как здоровые дети! Мечты иметь друзей, ходить вместе с ними в школу, увидеть чудеса окружающего мира

В настоящее время в автономии проживает более 4 тыс. детей и подростков от 3 до 18 лет, являющихся инвалидами. Из них 70% обучается в общеобразовательных учебных заведениях, большинство из них в индивидуальном обучении. В специальных общеобразовательных учебных заведениях, в том числе школах-интернатах обучается 470 детей данной категории, в дошкольных учебных заведениях - 196.

В соответствии с Конституцией Украины и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве Лесновской общеобразовательной школы I-III ступеней» предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях обычной сельской школы.

В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.

Цель проекта: разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.

Задачи:

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности.

2. Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.

3. Разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области инклюзивного образования.

4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей).

5. Создание системы просвещения родителей.





Реализация проекта рассчитана на 2012-2013 гг. с выделением подготовительного, основного и заключительного (рефлексивного) этапов. Данные этапы определены в соответствии с целевой установкой и содержанием деятельности по реализации проекта на каждом этапе.

В качестве результатов проектной деятельности образовательного учреждения предполагаются:

1. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

2. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.

3. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов области инклюзивного образования.

4. Повышение информационной компетентности родителей учащихся и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы

СЛЕДУЕТ отметить важность активного вовлечения родителей в реализацию проекта. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные в ходе реализации проекта знания.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Разработка модели инклюзивного образовательного пространства школы.

2. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.

3. Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.

4. Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области инклюзивного образования.

5. Повышение информационной компетентности родителей детей ограниченными возможностями здоровья.

6. Разработка серии научно-практических семинаров по теме проекта.







  1. Правовая основа для инклюзивного образования

  • Общая декларация прав человека (1948г.):

«Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно быть направлено на полное развитие личности человека и на увеличение уважение прав человека и основных свобод. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (ст.26).

  • Конвенция прав ребёнка (1989г.):

«Запрещена дискриминация детей (ст.2); доступ детей с инвалидностью к услугам в сфере образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, возобновления здоровья и доступа к средствам отдыха таким образом, которые приводят к наиболее полному привлечению ребёнка в социальную жизнь и достижения развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребёнка (ст.23).

  • Конвенция ООН про права инвалидов (2006г.) закрепила права инвалидов и включила вопросы инвалидности в общие вопросы развития.

  • Ратификация Конвенции ООН про права инвалидов Верховной Радой Украины (2009г.).

  • Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994г.):

«Школа должна принимать всех детей, несмотря на их физические, языковые, интеллектуальные, социальные, эмоциональные или другие особенности» (пункт 3).

  • Джонтенская декларация (1990г.) определила своей целью образование для всех.

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 г. №872 «Про утверждение порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных школах».

  • Постановление Кабинета Министров Украины от 29 июля 2009г. №784 «Про утверждение плана мероприятий, касаемых создания беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения на 2009-2015 года «Безбарьерная Украина».

  • Приказ от 01.12.2009 №479 «Об утверждении Плана действий по внедрению инклюзивного образования в учебных заведениях Автономной Республики Крым на 2009-2012 годы».

  • Инструктивно-методическое письмо «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного образования» Кабинета министров Украины от 15 августа 2011 года №872.

  • Приказ №60 от 17.02.2011года Отдела образования Сакской райгосадминистрации « О ходе выполнения плана действий по внедрению инклюзивного образования» (прил.1)

  • Приказ № 283 от 01.09.2010 года Отдела образования Сакской райгосадминистрации «Об организации методической работы по непрерывному образованию педагогических кадров в 2010/2011 учебном году» (Лесновская общеобразованельная школа I-III ступеней утверждена как опорное заведение для внедрения инклюзивного образования (прил.2)



  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Выявление детей с ограниченными возможностями.

В с. Лесновка проживают два ребёнка с ограниченными возможностями: Вилл Николай и Вилл Вячеслав. У Николая детский церебральный паралич и умственная отсталость, а у Вячеслава - задержка психического развития. В 2013/2014 учебном году они должны прийти в Лесновскую школу в 6 класс.

  1. Создаётся информационная база в которой собраны нормативные документы, касающиеся инклюзивного образования: приказы, законы, литература и педагогический опыт других школ.

  2. Сделан пандус возле школы (рис.1)

Проект по реализации инклюзивного образования

Рис 1. Лесновская ОШ I-III ступеней. Пандус



  1. Проведён социальный опрос родителей, детей и педагогов на предмет готовности к интеграции детей с особыми потребностями в образовательную среду школы. Опрос проводился два раза: в мае месяце до старта проекта и в октябре, после проведённой информационной работы. В ходе опроса рассматривались такие вопросы как готовность принять детей с ограниченными возможностями в обычные классы и компетентность в вопросах инклюзивного образования. Социометрические данные были обработаны и отражены в виде гистограммы (рис.2)

На гистограмме видно, что в ходе реализации подготовительно этапа компетентность учащихся, педагогов и родителей в данном вопросе значительно выросла, что определялось в ходе повторного опроса родите6лей, детей и педагогов. Однако следует отметить, что работу необходимо продолжать, особого внимания требует работа с родителями учащихся Лесновской общеобразовательной школы. Несмотря на то, что положительное отношение к созданию инклюзивных классов выросло с 40% до 79% , данный показатель является недостаточным и в ходе реализации проекта в 2012/2013 учебном году работа по формированию компетентности будет продолжена.

Проект по реализации инклюзивного образования

Рис 2. Повышение компетентности в вопросах инклюзивного образования в ходе реализации проекта



  1. Проведена просветительская работа с родителями, детьми и педагогами:

  • С родителями - родительские собрания, лектории по темам:

Дата

Тема родительского собрания

25.11.10

«Берегите своё здоровье и здоровье детей»

07.11.11

«Психологический климат в классе»

18.05.11

«Воспитание у детей чуткости и внимательности»

11.04.12

«Этика семейного общения»

19.09.12

спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»



  • С детьми - классные часы, круглые столы

Дата

Тема мероприятия

16.11.2010

«несмотря на недуг» о достижениях людей с ограниченными возможностями

20.01.11

«Час доброты»

22.03.12

«Сможем вместе»

16.10.12

«Не допускай инвалидности в душу»



  • Психолог Романенко О.А. провела психологические тренинги на тему:

Дата

Тема тренинга

23.02.11

«Дети с особыми потребностями в инклюзивном пространстве общеобразовательной школы». (рис.3)

05.03.12

«Лепесток доброты» (рис.3)



  • В планирование уроков 10 и 11 классов психологического профиля включены темы, освещающие инклюзивное образование.

Учащиеся старших классов являются активными помощниками в реализации проекта «Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве Лесновской общеобразовательной школы I-III ступеней»; проведены конкурсы рисунков «Мы разные - мы равные»

Проект по реализации инклюзивного образования

Рис 3. «Лепесток доброты» в 7 классе

  • С педагогами школы - педагогические советы, чтения психологические тренинги.

Дата

Тема мероприятия

29.10.2010

«Организация учебно-воспитательного процесса с инклюзивным и интегрированным обучением детей с особыми образовательными потребностями» (рис.4)

15.12.10

«Развитие познавательной и деятельностной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья»

14.09.11

«Изучение правил составления индивидуальных программ для работы с детьми с особыми потребностями и критерии оценивания их учебных достижений»

12.12.12

«Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Проект по реализации инклюзивного образования

Рис 4. Проведение педагогического совета «Организация учебно-воспитательного процесса с инклюзивным и интегрированным обучением детей с особыми образовательными потребностями» 29.10.2010г.



  1. Организация совместной работы с дошкольным учреждением с. Лесновка. Проведение совместно с работниками ДУЗ семинаров, тренингов, обмен информационными материалами.

Дата

Тема мероприятия

В течение года

Создание общего банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья

27.01.11

Семинар «Особенности психофизического развития детей с ДЦП»

12.12.12

Консилиум «Готовность детей к школе»

08.11.12

Семинар «Проблемы развития речи, пути их преодоления»

7. В школе успешно работают психолог Романенко Ольга Александровна и логопед Шураев Сергей Иванович, качественно осуществляющие коррекционную работу.

  1. Членами краеведческого кружка Лесновской общеобразовательной школы разработан маршрут «Обыкновенное чудо, или Необыкновенный маршрут» для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Данный маршрут позволяет детям с ограниченными возможностями увидеть красоты Крыма и, в то же время, учит всех участников необыкновенного маршрута дружбе, милосердию и взаимовыручке (прил.3)

  2. В 2012 году ученица 10 класса Калинина Анастасия стала участником конкурса социальных проектов «Инклюзия - равный доступ к качественному образованию» (прил.4)



2.2.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ (2012/2013 учебный год):

Включает следующие направления:

1.Организационно-управленческое обеспечение:

  • продолжить создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах (в течение года);

  • продолжить формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы (в течение года);

  • создание консультативно-справочных стендов по организации инклюзивного образования в школе (февраль 2013 года)

  • приобретение и распространение в школе различных изданий по инклюзивному образованию (в течение года).

2.Научно-методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам (декабрь 2012 года);

  • мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди учащихся, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки программы. Январь, март, май, октябрь 2013 года);

  • обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования (в течение года);

  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов (декабрь 2012года, февраль, апрель, сентябрь, ноябрь 2013 года);

  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам инклюзивного образования (март-апрель 2013 года)

  • совершенствование научно-методической базы в школе по реализации программы инклюзивного образования (в течение года);

  • внедрение в практику работы Лесновской школы новых форм и методов деятельности классного руководителя и учителя-предметника в соответствии с программой инклюзивного образования январь-май 2013 года).

3.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • организация работы школьных психолого-педагогических консилиумов с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям (январь, май, сентябрь 2013 года)

  • разработка тематических образовательных программ, учебно-методических пособий по взаимодействию школы и семьи ребёнка с особыми образовательными нуждами (январь- март 2013 года)

  • организация постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для учителей и родителей по основам детской и подростковой психологии и проблемным вопросам (ежемесячно);

  • проведение районной конференции по теме «Актуальные вопросы инклюзивного образования» на базе школы с привлечением специалистов (апрель 2013года);

  • организация методического сопровождения процесса инклюзивного образования;

  • организация и проведение мониторинга по проблемам инклюзивного образования (март, сентябрь 2013года);

  • подготовка и публикация на школьном сайте lesnovka.klasna.com/ материалов по вопросам инклюзивного образования;

4.Взаимодействие школы :

- с родительской общественностью:

  • организация работы совета по формированию и развитию толерантного отношения к процессам инклюзии (ноябрь 2012 года);

  • организация и проведение родительских собраний с отделом социальной защиты населения, психологической службы школы, детского сада, района по вопросам инклюзии(декабрь 2012 года, февраль, май, сентябрь, ноябрь 2013 года);

  • организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах инклюзивного образования;

  • уроки права для родителей;

  • родительский клуб( 1 раз в 3 месяца);

  • организация и проведение различных конкурсов среди обучающихся и их родителей по правовым вопросам;

  • творческие мастерские (родители + дети);

  • родительские мастер-классы по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном пространстве школы (январь-декабрь 2013 года)..

-с организациями и структурами района, автономии и города:

  • детская поликлиника г. Саки;

  • отдел социальной защиты района;

  • Крымский республиканский институт последипломного педагогического образования

-с учащимися общеобразовательного учреждения:

  • внедрение программ воспитания толерантного отношения детей и подростков к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам;

  • организация работы по информированию подростков и их родителей об основах законодательства, о возможностях получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (в течение года);

  • организация и проведение в школе различных конкурсов среди учащихся по правовым вопросам (ноябрь 2012 года, январь, март, май, октябрь 2013года);

  • проведение профориентационной работы, организация встреч с представителями ВУЗов Крыма (в течение года).

Проект по реализации инклюзивного образования

Рис5. Рекреация Лесновской общеобразовательной школы I-III ступеней







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данном этапе проекта достигнуты следующие результаты:

  1. Улучшена материально-техническая база Лесновской общеобразовательной школы.

  2. Значительно повышен профессиональный уровень педагогов школы.

  3. Рост положительного отношения к созданию инклюзивных классов со стороны учащихся Лесновской общеобразовательной школы и родительской общественности.

  4. Создана база детей с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Создана информацинная база, включающая в себя законодательные акты, методические и информационные пособия по вопросам инклюзивного образования.

Что такое для нас ребёнок? Ребёнок - это целый мир, полный волшебства и загадок! Множество детей…множество тайн и чудес…самых важных для нас, с ними не сравнится ни одно чудо Вселенной! Сколько детей видим мы - педагоги! И каждый из этих детей становится для нас самым родным, самым хорошим, умным и любимым! Все их заботы, горести и тревоги мы пропускаем через своё сердце и твёрдо верим в их счастливое будущее. Взявшись за реализацию данного проекта мы хотим показать ВСЕМ людям красоту и важность души КАЖДОГО ребёнка, независимо от состояния его здоровья, вероисповедания и языка на котором он говорит!







© 2010-2022