- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Семинар Взаимодействие соц. педагога с классными руководителями по профилактике правонарушений
Семинар Взаимодействие соц. педагога с классными руководителями по профилактике правонарушений
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мардян Н.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Отдел образования администрация Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Семинар
«Актуальные проблемы организации работы образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Тема выступления
«Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
по вопросам профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
Подготовила
Социальный педагог
МКОУ «СОШ № 21» ИМРСК
х. Спорный
Мардян Нарине Артаваздовна
Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
по вопросам профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном и классном коллективах, по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, повышение качества воспитательной работы, нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеурочное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися, посещение уроков.
Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя и социального педагога.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя и социального педагога, которые лучше других знают своих подопечных. Основная (наша) задача - классного руководителя и социального педагога - скоординировать все воспитательные влияния по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений :Взаимодействие соц. педагога и классного руководителя можно разделить на несколько этапов:
1. Составление социальных паспортов класса и школы(списки многодетных, неполных, и.тд), составление личных карточек где отражается мотивация учебной деятельности, самооценка, особенности темперамента, характерологические особенности по отношению к себе, к другим людям, в отношении со сверстниками, в отношении к делу, в отношениях со взрослыми. В дневниках классным руководителем на отдельном табеле в середине четверти отражается текущая успеваемость учащегося, а также ведется табель успеваемости по четвертям.
Социальный педагог и классный руководитель ведут индивидуальную работу с учащимися состоящих на ВШУ, с их семьями (посещение семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий , знакомятся с жилищными условиями учащегося, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений.
Роль кл. руководителя и соц. педагога при работе с родителями , учащимися создавать доверительные отношения. Также в работе с учащимися создать атмосферу взаимоподдержки в классе, что тоже немаловажно в работе по профилактике правонарушений. При составлении плана воспитательной работы класса планируется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, классные часы на правовые темы. «Поговорим об ответственности» **** родительские собрания,*** посещения на дому, контроль посещаемости занятий.
2. Контроль посещаемости занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. В школе ведется ежедневный учет посещаемости учебных занятий. Социальным педагогом проводится сверка с фельдшером посетивших медпункт учащихся.Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски. Социальным педагогом пишется справка посещаемости по четвертям.
Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. В нашей школе функционируют такие кружки как : Военно-спортивное объединение «Юнармия», кружок «Спортивные игры», от ЦДТТ - объединение «Мореход» и «Автолюбитель», отДЮСШ - секции борбы «ДЗЮДО», кукольный театр «Скворушка», также образовательное учреждение взаимодействует с сельским домом культуры решают проблему занятости школьников во внеучебное время. Всего посещают кружки и секции - 122 учащихся, активно вовлекаются в мероприятия различного уровня.
4. Профилактика наркомании и токсикомании. В школе спланирована и проводится работа по профилактике наркомании и токсикомании.
В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является проведение классных часов, бесед, тренингов, анкетирования., конкурс плакатов и рисунков. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.
Важным компонентом в системе профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника - учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию. Здесь также порекомендовала социальным педагогам посещать уроки для прослеживания успеваемости и учебно -познавательной деятельности. ( успеваемость учащихся прослеживается и проверкой наличия школьных принадлежностей и выполнения домашних заданий).
5. В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание. Социальный педагог совместно с классным руководителями проводим дни « Правовых знаний» по возрастным группам. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Во время проведения правовых дней знаний - проводились беседы (от шалости к правонарушению), Подростки : проблемы их решения) классные часы ( Наркотики и закон, курение и его последствия, курить здоровью вредить, как воздействует алкоголь на организм человека), родительские собрания (Подростки : проблемы их решения ), велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних. В 9 классе (классный руководитель Мардян Н.А..) целями и задачами классного часа «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?» были: воспитание правовой культуры, профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, ознакомление подростков с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления, мотивация на ответственность за свои действия. Здесь я порекомендовала при проведении правовых дней организовывать встречи с инспекторами ПДН с целью просвещения учащихся законодательных аспектов.
Применяя творческий подход в работе, по взаимодействию социального педагога с кл. руководитем, ответственность за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать большому успеху в этой работе.