Статья К вопросу о нравственном воспитании в учреждениях дополнительного образования

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Осипова Наталья Валентиновна

К Вопросу о нравственном воспитании в учреждениях

дополнительного образования.

"Воспитывать совесть у человека - это

прежде всего раскрывать перед нашими

воспитанниками то прекрасное, что есть

в человеке и что способно пробудить у

каждого подростка, юноши, девушки

желание быть настоящим человеком"

Сухомлинский В.А.

В современном обществе проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна, так как утрачены нравственные идеалы. Дети и подростки с самых первых своих шагов сталкиваются с проявлением низменных человеческих чувств, наше общество буквально пропитано культом насилия, наглости, обмана… Кто должен заниматься воспитанием растущего человека? Разумеется семья и школа. Но в настоящие дни многие родители либо не могут тратить свое время на воспитание детей (из-за занятости на работе), либо сами не имеют достаточного уровня воспитанности. Школа же в основном старается решить задачу образования, а воспитанию уделяет мало внимания. По мнению многих специалистов наиболее эффективное внедрение социально-значимых моделей поведения в сознание детей происходит в учреждениях дополнительного образования, потому что, во-первых, отношения в них строятся на взаимной заинтересованности и подростки учатся проявлять себе в социально-ориентированной деятельности, во-вторых, сам факт занятия ребенка в таком учреждении отвлекает его от улицы, а вместе с ней и от пороков общества. О результативности воспитательного потенциала говорит в своей книге в частности Л.И. Маленкова. Она выделяет специфические в отличие от школы условия его реализации:

- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе (группе, кружке, секции, объединении клубного типа), активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

- творческий характер деятельности, ибо в подобные объединения

приходят, как правило, люди увлеченные, нацеленные на творчество;

- высокий уровень профессионализма, ибо отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально подготовленные люди, мастера дела;

- многопрофильность: в одном объединении кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной работы; это позволяет пришедшему сюда подростку выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного занятия к другому, общаться с разными людьми;

- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с интересными людьми, творческими личностями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений;

- опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, ибо созданы условия для проявления и развития всех, ее признаков;

- учреждения дополнительного образования могут успешно компенсировать недостатки и разрешать противоречия школьной системы воспитания (обязательной, регламентированной, авторитарной): например, нередко трудные дети, изгои школьного коллектива находят себя и успешно занимают позиции лидеров в учреждениях дополнительного образования (Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 284 ).

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, также подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. То есть основными задачами системы дополнительного образования являются (по Маленковой Л.И.):

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей детей (подростков) к различным видам деятельности;

- оказание помощи в выборе учреждения дополнительного образования, кружка, секции, клуба, формы участия в нем;

- создание условий для развития ребенка (подростка) в избранной сфере внеурочной деятельности - материальных и духовных средств (атмосферы, психологического климата…);

- создание опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- создание необходимых условий и обстоятельств для реализации приобретенных знаний, умений и навыков (обмен опытом, отчетные концерты, опубликование работ, участие в смотрах, вечерах, конкурсах, ярмарки-продажи произведенной продукции, подарки в благотворительных целях и т.д.) (Маленкова Л.И. Указ. соч. - С. 283-284) С помощью этих задач решается первостепенная задача дополнительного образования профилактика правонарушений несовершеннолетних, безнадзорности и других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. Если есть задачи, то должен быть и человек, который будет их выполнять, таким человеком является педагог.

Современный педагог дополнительного образования должен обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной и воспитательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа, кроме всего выше перечисленного он должен быть примером в поведении для своего воспитанника. То есть в идеале учитель в учреждениях дополнительного образования - это:

- профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде деятельности;

- организатор образовательного и воспитательного процесса;

- воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;

- носитель ценностных отношений к миру - отношений, оцениваемых с позиций истины, добра и красоты;

- личность способная помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

- а также создатель и лидер детского коллектива, среда которого способствует эффективному социальному становлению каждого его члена (о позитивном влиянии организованного педагогом коллектива на личность ребенка писал еще Макаренко А.С.).

"При этом отношения педагога и воспитанника максимально лишены формализма, разница социальных статусов сглажена, почти полностью растворена в содержании совместных отношений и деятельности; школьник практически на равных общается с руководителем, видя в нем не столько педагога, сколько старшего и мудрого наставника, опыт которого он хотел бы перенять и сделать своим"(Репринцев А.В. Учителю об эстетическом воспитании подростков. - Курск: Курский государственный педагогический университет, 1998. - С. 106). Все эти качества педагога, несомненно, положительно влияют на воспитательный процесс.

Какие же изменения происходят с ребенком в учреждении дополнительного образования, в его коллективе?

"Прежде всего, данная деятельность обеспечивает тренинг его способностей, развитие природных задатков. Уровень предъявляемых к школьнику требований, как правило, оказывается несколько выше его сегодняшних возможностей, и он, мобилизуя свою волю, напрягая себя, концентрирует усилия на достижении предлагаемой ему цели. Происходит переход внешних требований (даже не всегда осознаваемых в качестве таковых) во внутренние мотивы и установки самой личности, мощный импульс обретает потребность в самовоспитании, самосовершенствовании за счет стремления ребенка соответствовать той высокой и ответственной роли, которую ему предлагает коллектив. Значимым, референтным оказывается и сам коллектив, поскольку в нем ребенок получил не только признание своих творческих возможностей, достаточно высокий социальный статус, но и ценимую им социокультурную среду, ценности и идеалы которой становятся достоянием и нормативной базой его собственных взаимоотношений с окружающим миром"( Репринцев А.В. Указ. соч. - С. 102)

Некоторые педагоги, однако, не проводят воспитательную работу, не стремятся сформировать и сплотить детский коллектив, происходит это по ряду причин:

- не осознают ее необходимость и важность для формирования детской личности;

- из-за ограниченности во времени (то есть общение осуществляется только в процессе занятий) воспитательную же работу с детьми вне учебных занятий педагог зачастую проводить не может или не хочет. В итоге ребенком не усваиваются социально-значимые нормы, правила, ценности. Не происходит воспитание его совести, а ведь именно совесть определяет нравственность, а из нравственности вырастает мировоззрение и поведение. Кроме того, не стоит забывать, что коллектив учреждения дополнительного образования может быть тем единственным местом, где ребенок может приобщиться к культуре и получить основы воспитанности, нравственности, духовности.

Литература:

  1. Воспитание школьников во вне учебное время под. ред. Л.К. Балясной М., Просвещение, 1980

  2. // Воспитание школьника 2005 №4 З. Каргина Воспитание коллективом в учреждениях дополнительного образования

  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Р.Ф до 2010 года

  4. Л.И. Маленкова Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России, 2002

  5. А.В. Репринцев Учителю об эстетическом воспитании подростков Курск, 1998

  6. \\ Народное образование 2006 №3 Д.С. Лихачев Прошлое - будущему


© 2010-2022