Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Расти здоровым»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мариинский педагогический колледж




Утверждаю: Директор

Вербенко Б. В.

____________

(подпись)









Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

«Расти здоровым»














Составитель: Шилигина М.А.

Мариинск 2014

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Цель: Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

Возраст: 3-4 классы.

Часы: Всего - 59 часов, 2-3 часа в неделю.

Годы: 1 год (учебный).

Календарно-тематическое планирование.

Планирование составлялось из расчета 2 часа в неделю. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий на формирование здорового образа жизни.

Форма работы

Кол-во часов

Ответственные

1

Подвижные игры на свежем воздухе.

2

Кл. рук.

2

Беседа «Твой новый режим дня»

1

Вожатый

3

Экскурсия в осенний лес «Красота осенней природы».

1

Родители

Вожатый

4

Подвижные игры на свежем воздухе.

2

Кл. рук.

5

Динамическая прогулка «В гости к берёзкам».

2

Вожатый

6

Внеклассное мероприятие «Волшебница Гигиена»

1

Вожатый

7

«Уроки осторожности». Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

1

Кл. рук.

8

Знакомство с настольными играми шашки, шахматы.

1

Вожатый

9

Беседа «Сменная обувь. Зачем она?»

1

Вожатый.

10

Конкурс « Подарки осени»

1

Кл. рук.

11

Беседа «Осторожно - тонкий лёд!»

1

Вожатый

12

Беседа «Учимся не болеть»

1

Вожатый

13

Настольные игры. Шашки, шахматы

1

Кл. рук.

14

Инструктаж по ТБ «Осторожно - гололёд!»

1

Вожатый

15

Внеклассное мероприятие «Советы Айболита»

1

Вожатый

16

Подвижные игры на свежем воздухе. Строим снежную крепость.

2

Кл. рук.

17

Инструктаж по ТБ «Осторожно - Мороз!»

1

Вожатый

18

Подвижные игры на свежем воздухе. Катание на санках. Игра в снежки.

2

Кл. рук.

19

Беседа «Польза и вред воды»

1

Вожатый

20

Украшение школьного двора к празднику. Лепка и оформление снежных фигур.

2

Кл. рук.

21

Спортивные соревнования.

2

Вожатый

22

Экскурсия «Здравствуй, гостья Зима!»

1

Кл. рук. Родители

23

Беседа «Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

1

Вожатый

24

Подвижные игры на свежем воздухе. Катание на санках. Игра в снежки.

2

Кл. рук.

25

Праздник «В гостях у Мойдодыра»

1

Кл. рук.

26

Практическая работа «Здоровое питание». Примерное меню на день

1

Кл. рук.

27

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

2

Кл. рук.

28

Беседа «Твои шаги к здоровью»

1

Вожатый

29

Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. «Внимание дорога!»

1

Кл. рук.

30

Участие в общешкольном «Дне Здоровья» Соревнования на санках и лыжах

2

Уч-ль ф-ры, кл. рук.

30

Практическая работа «Законы закаливания»

1

Вожатый

32

Беседа «Наступает весна. Как ваше здоровье?»

1

Кл. рук.

33

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

2

Вожатый

34

Эстафеты с мячом

1

Кл. рук.

35

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

2

Вожатый

36

Практическая работа «Несчастные случаи. Первая помощь»

1

Приглашённый медработник

37

Беседа. «Как стать космонавтом?»

Разучиваем новую физкультминутку «Инопланетяне»

1

Вожатый

38

Экологический марафон «День Земли»

1

Кл. рук.

39

Беседа «Правильное питание - залог здоровья»

1

Приглашённый медработник

40

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

2

Вожатый

41

Беседа Сон - лучшее лекарство

1

Кл. рук.

42

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. Эстафеты с мячом

2

Кл. рук.

43

Спортивные соревнования Папа, мама, я - спортивная семья

1

Вожатый

44

Экскурсия в весенний лес. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

1

Кл. рук. Родители.

45

Беседа «Впереди лето - возможности для отдыха в летнее время»

1

Вожатый


Структура курса:

Тема 1. Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры: «Вороны, воробьи», «Белки, орехи, шишки», «Лапта».

Тема 2. Беседа «Твой новый режим дня»

Вопросы:

  • Есть ли у тебя режим дня?

  • Придерживаются ли твои родители режима дня?

  • Как ты думаешь, необходим ли режим дня для того, чтобы придерживаться ЗОЖ?

Тема 3. Экскурсия в осенний лес «Красота осенней природы».

Задания:

  • Изучить особенности деревьев;

  • Изучить особенности кустарников;

  • Обобщить полученные знания.

Тема 4. Подвижные игры на свежем воздухе.

Игры: «Вышибала», «Догонялки», «Кошки, мышки».

Тема 5. Динамическая прогулка «В гости к берёзкам».

Задания:

  • Посчитать все берёзы на пришкольном участке;

  • Изучить особенности берёз;

  • Провести игру «Большая берёза».

Тема 6. Внеклассное мероприятие «Волшебница Гигиена».

Проведение викторины на тему «Волшебница гигиена».

Тема 7. «Уроки осторожности».

Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.

Тема 8. Знакомство с настольными играми шашки, шахматы.

Объяснение правил данных игр, проведение игр.

Тема 9. Беседа «Сменная обувь. Зачем она?»

Вопросы:

  • Всегда ли ты ходишь в школу со сменной обувью? Как часто ты забываешь её дома?

  • Как ты думаешь, почему необходимо носить сменную обувь?

  • Как ты следишь за сменной обувью?

Тема 10. Конкурс « Подарки осени».

Конкурсы:

  • Аппликация на скорость (2 мин).

  • Загадки об осени

  • Конкурс капитанов

  • Конкурс пантомим

Тема 11. Беседа «Осторожно - тонкий лёд!»

Вопросы:

  • Знаешь ли ты, как вести себя в период замерзания льда?

  • Что делать, если ты попал на тонкий лёд?

  • Знаешь ли ты, что делать, если ты или твой друг провалился под лёд?

Тема 12. Беседа «Учимся не болеть»

Вопросы:

  • Какие зимние болезни ты знаешь?

  • Знаешь ли ты, что делать, если ты вдруг заболел?

  • Знаешь ли ты правила профилактики зимних болезней?

Тема 13. Настольные игры шашки, шахматы.

Проведение данных игр, соревнования за титул «Гроссмейстер».

Тема 14. Инструктаж по ТБ «Осторожно - гололёд!»

Проведение инструктажа, объяснение правил поведения при гололёде.

Тема 15. Внеклассное мероприятие «Советы Айболита»

Викторина о здоровом образе жизни.

Тема 16. Подвижные игры на свежем воздухе. Строим снежную крепость.

Игра «Салочки». Эстафета. Строительство снежной крепости.

Тема 17. Инструктаж по ТБ «Осторожно - Мороз!»

Проведение инструктажа, объяснение правил поведения при морозе.

Тема 18. Подвижные игры на свежем воздухе. Катание на санках. Игра в снежки.

Эстафета. Катание на санках. Игра в снежки.

Тема 19. Беседа «Польза и вред воды»

Вопросы:

  • Какие свойства воды ты знаешь?

  • Как ты думаешь, чем вода может навредить?

  • Что полезного в воде?

Тема 20. Украшение школьного двора к празднику.

Лепка и оформление снежных фигур.

Тема 21. Спортивные соревнования.

Конкурсы:

  • Прыжки в мешках

  • Эстафета на санках

  • Зимний футбол

Тема 22. Экскурсия «Здравствуй, гостья Зима!»

Задания:

  • Изучить особенности деревьев

  • Пронаблюдать за птицами

  • Повесить кормушки на деревья

  • Подвести итоги

Тема 23. Беседа «Грипп и другие инфекции как с ними бороться»

Вопросы:

  • Знаете ли вы, что такое грипп?

  • Назовите другие инфекции, которыми можно заразиться в зимний период.

  • Знаете ли вы, как бороться с этими инфекциями?

Тема 24. Подвижные игры на свежем воздухе. Катание на санках. Игра в снежки.

Игры: «Царь горы», «Царь Горох». Катание на санках, игра в снежки.

Тема 25. Праздник «В гостях у Мойдодыра».

Концертная программа с конкурсами. Конкурсы:

  • Чистюля;

  • Конкурс мимов;

  • Конкурс капитанов;

  • Эстафета.

Тема 26. Практическая работа «Здоровое питание». Примерное меню на день

Составление примерного меню на день.

Тема 27. Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Игры: «Царь горы», «Царь Горох». Катание на санках, игра в снежки.

Тема 28. Беседа «Твои шаги к здоровью».

Вопросы:

  • Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?

  • Есть ли у вас режим дня? Соблюдаете ли вы его?

  • Как вы питаетесь? Правильная ли это еда?

Тема 29. Просмотр и обсуждение мультфильмов на спортивную тему. «Внимание! дорога!».

Просмотр мультфильмов. Вопросы:

  • Знаете ли вы, как правильно вести себя на дороге?

  • Знаете ли вы правила дорожного движения?

Тема 30. Участие в общешкольном «Дне Здоровья» Соревнования на санках и лыжах.

Лыжная эстафета. Соревнования на санках и лыжах.

Тема 31. Практическая работа «Законы закаливания».

Изучение правил закаливания. Тесты на тему «Закаливание».

Тема 32. Беседа «Наступает весна. Как ваше здоровье?»

Вопросы:

  • Как ваше здоровье сейчас, когда наступает весна?

  • Как предотвратить весенние заболевания?

  • Как нужно одеваться весной? Ответ обоснуйте.

Тема 33. Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Эстафета. Катание на санках. Игра в снежки.

Тема 34. Эстафеты с мячом.

Эстафета.

Тема 35. Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Игры: «Море волнуется», «Царь Горох», «Обезьянки», эстафета с мячом.

Тема 36. Практическая работа «Несчастные случаи. Первая помощь».

Изучение правил первой помощи пострадавшему, применение полученных знаний на практике (тренировка на манекене).

Тема 37. Беседа. «Как стать космонавтом?», разучиваем новую физминутку «Инопланетяне».

Вопросы:

  • Как ты думаешь, какие качества необходимы человеку. Чтобы быть космонавтом?

  • Ты смог бы стать космонавтом? Почему?

  • Что, по-твоему, должен делать космонавт в космосе? Возможны ли полеты к другим планетам, в другие галактики?

Разучивание новой физминутки.

Тема 38. Экологический марафон «День Земли».

Забег в честь «Дня Земли».

Тема 39. Беседа «Правильное питание - залог здоровья».

Вопросы:

  • Как ты думаешь, что такое здоровое питание, и из чего оно состоит?

  • Чем питается твоя семья? Здоровое ли это питание?

  • Как ты думаешь, почему надо питаться правильно?

Тема 40. Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

Игры: «Салочки», «Скоростная мышка», «Море волнуется», «Карлики и великаны».

Тема 41. Беседа «Сон - лучшее лекарство»

Вопросы:

  • Сколько часов в сутки ты спишь?

  • Спишь ли ты днем?

  • Как ты думаешь, чем полезен сон?

Тема 42. Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. Эстафеты с мячом

Игры: «Море волнуется», «Царь Горох», «Обезьянки», эстафета с мячом.

Тема 43. Спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья».

Конкурсы:

  • Бег в мешках;

  • Скачки;

  • Вилка-розетка;

  • Великий поварёнок.

Тема 44. Экскурсия в весенний лес. Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

Задания:

  • Изучит особенности природы в весенний период.

  • Разделиться на команды и придумать свои правила поведения в лесу.

  • Сохранив разделение, поучаствовать в играх.

Игры: «Вышибала», «У медведя во бору».

Тема 45. Беседа «Впереди лето - возможности для отдыха в летнее время»

Вопросы:

  • Чем вы планируете заниматься летом?

  • Как вам кажется, отдых должен быть полезным для здоровья?





Литература для учителя

  1. Аранская, О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни [Текст] / О.С. Аранская. - М.: Просвещение, 2002.- №5. - 54 с.

  2. Поровская, Г.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. [Текст] / Г.А. Поровская. - М.: Просвещение, 2004.- 102 с.

  3. ФГОС Примерные программы начального образования. М.: «Просвещение», 2009.

  4. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. М.: «Просвещение», 2009.

  5. Антропова, М.В. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. [Текст] / М.В. Антропова, И.П. Кузнецов, И.К. Смирнов. - М.: Владос, 2002. - 167с.

  6. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2007. - 208 с.

  7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. 1-11 классы [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2007. - 194 с.

  8. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ [Текст] /З.И. Невдахина. - М.: Народное образование, 2007. - 134 с.

  9. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с.

  10. Логинова, Л.В. 365 уроков безопасности [Текст] / Л.В. Логинова. - М: Айрис Пресс, 2000. - 201 с.

Литература для обучающихся

  1. Маюров, А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух [Текст] / Н.А. Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 72 с.

  2. Трофимова, Г.В. Помоги себе сам [Текст] / Г.В. Трофимова. - М.: Просвещение, 2003. - 74 с.

  3. Тихомирова, Л.Ф. Зимние подвижные игры: 1-4 классы [Текст] / А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2009. - 56 с.

  4. Обухова, Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2007. - 144 с.

  5. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры: 1-4 классы [Текст] / А.Ю. Патрикеев. - М.: ВАКО, 2007. - 93 с.

  6. Колемаскина, Л.В. Игры для динамической паузы [Текст] / Л.В. Колемаскина, Н.М. Акимова // «Начальная школа». - 2012г, №11, с.18.

  7. Волина, В. Как себя вести [Текст] /В. Волина. - Санкт-Петербург: «Дидактика плюс», 2004. - 126 с.

  8. Логвиненко, Г.М. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры [Текст] / Г.М. Логвиненко. - М.: Мир Книги, 2003. - 93 с.

  9. Литвинов, М.Ф. Русские народные подвижные игры. [Текст] / М.Ф. Литвинов. - М.: Просвещение, 1986. - 156 с.

  10. Былеев, Л.В., Сборник подвижных игр. [Текст] / Л.В. Былеев. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.



Результатом практической деятельности по программе «Расти здоровым»» можно считать следующее:

  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, района.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Расти здоровым»



© 2010-2022