Интеллектуальный турнир Знаешь ли ты свои права?

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 34»











Методическая разработка

интеллектуального турнира

для среднего школьного возраста

«Знаешь ли ты свои права?»









Выполнила:

социальный педагог

первой квалификационной категории

Смирнова М.Н.



ЧЕРЕПОВЕЦ

2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т.е. направляют их туда, куда нужно и полезно.

Высшая цель воспитания в том, чтобы чувства и разум не входили в противоречие, чтобы понятия «хочу» и «должен» максимально совпадали.

У такого человека больше гарантий быть здоровым и счастливым, больше возможностей добиваться успеха в любой сфере деятельности. Аристипп

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных позиций в аспекте развития правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими угрозами, преступностью. Посредством знаний о правах человека решается ряд внутренних, международных задач. Права человека обнаруживают свое присутствие во всех сферах жизнедеятельности людей и носят политико-орентированный, культурно-этнический, духовно-нравственный, психолого-педагогический, социально-экономический, образовательно-воспитательный характер.

Основная цель изучения прав человека в школе заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества.

Важная роль при обучении правам человека отводится внеклассной и внешкольной работе. В ее содержание входят такие направления деятельности, как развитие школьного самоуправления: участие в работе школы, создание ученических советов. В отличие от учебных занятий, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Вместе с тем, здесь возможна живая практика с настоящими результатами, реально влияющими на действительность. Обучающиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. В основе - идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества.

Цели и задачи мероприятия

- актуализация знаний обучающихся по нравственно-правовой тематике;

- развитие интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношения к праву как общественной ценности;

- способствовать пониманию ответственности за свои слова, действия и поступки через осознание возможных последствий правонарушений;

- воспитание чувства моральной ответственности за свои поступки, умения работать в команде.

Условия и особенности проведения

Мероприятие проводится с орудийным применением компьютерных технологий. В ходе подготовки и реализации была разработана и использована мультимедийная презентация, с помощью компьютера изготовлены и распечатаны афиши, тестовые задания, оценочные листы.

Оборудование

Тестовые задания, 3 коробки фломастеров, 3 листа с заданиями для командиров команд, простые карандаши, шариковые ручки, оценочные листы для жюри, мультимедийное оборудование, презентация.

Возраст участников

Интеллектуальный турнир предназначен для обучающихся 6 - 7 классов.

Количество участников - 15 - 25 человек.

Длительность - 45 - 50 минут.

Место проведения: актовый зал МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34».

Предварительная работа

Исследовательская работа с Законами РФ:

  • Конституция РФ;

  • Гражданский Кодекс РФ;

  • Кодекс об Административных правонарушениях РФ;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Декларация прав ребенка;

  • Семейный Кодекс РФ;

  • Уголовный кодекс РФ.









Ход мероприятия

Слайд 1. Социальный педагог: Здравствуйте, уважаемые участники игры. Посмотрите, пожалуйста, на план нашего мероприятия и постарайтесь определить его тему (Ответы: права и обязанности подростков, ваши права и обязанности).

Игра состоит из 6 туров:

Первый тур - «Представление команд».

Второй тур. Разминка. Найди ответ.

Третий тур. «Ваши права и обязанности».

Пятый тур. Блиц-турнир для капитанов.

Шестой тур. Викторина «Правоград».

Седьмой тур. «Ситуации».

Слайд 2. Правильно, «Знаешь ли ты свои права?» - так называется интеллектуальный турнир, который мы проводим в рамках дней правовых знаний.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами. Эта проблема всегда волновала людей. И волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о юридических законах - значит думать о счастье, свободе, справедливости.

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Давайте подробнее познакомимся с вашими правами и проведем соревнование между командами, где будут разобраны некоторые статьи из Декларации прав человека.

В турнире участвуют 3 команды 8-х классов. Каждая команда находится за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество баллов.

В игре принимает участие Ученый совет в составе … Он же сегодня выполняет и роль жюри.

Слайд 3. Итак, первый тур - «Представление команд».

Задание: придумать название своей команде, девиз, выбрать капитана и нарисовать эмблему. Максимальное количество баллов - 3.

Представление команд. Аплодисменты.

Слайд 4. Второй тур. Разминка.

Из предложенных слов выберите нужный ответ-определение (ведущий раздает листы с заданиями). За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Гражданин

  2. Декларация

  3. Закон

  4. Конвенция

5. Конституция

6. ЮНЕСКО

7. ЮНИСЕФ

8. ООН

1. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к ним присоединились (4).

2. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений, не имеющее обязательной силы (2).

3. Принята в декабре 1993 г. Ее вторая глава - «Права и свободы человека и гражданина» отражает требования «Всеобщей декларации прав человека» (5).

4. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства (1).

5. Обязательные для всех правила. Принимаются государством, которое следит за их выполнением (3).

6. Создана в 1945 г., представляет собой организацию, объединяющую на добровольной основе государства, с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами (8).

ЮНЕСКО - (UNESCO) - The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНИСЕФ - детский фонд ООН (англ. United Nations Children's Fund; аббр.: офиц. рус. ЮНИСЕФ; англ. UNICEF) - международная организация, действующая под эгидой Организации Объединённых Наций.

Слайд 5.Третий тур. «Права и обязанности».

Назовите права и обязанности детей, как граждан России. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Права детей, согласно Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Семейному кодексу: на жизнь; жилище, на имя, отчество и фамилию, гражданство, на медицинскую помощь, на отдых и досуг, на заботу и воспитание родителями в семье, на защиту своих прав и законных интересов родителями, на получение содержания от своих родителей, право собственности на доходы, полученные им, на подаренное имущество, на другое имущество, приобретенное на средства ребенка. С 6,5 лет до 8 лет ребенок имеет право на поступление в школу, на совершение мелких бытовых сделок (покупка канцелярских принадлежностей), распоряжение деньгами, которые тебе дали родители, права детей-инвалидов - на особую заботу и социальную защиту, право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия.

Слайд 6. Обязанности.

Соблюдать все законы страны, старательно учиться, овладевать прочными знаниями и практическими навыками, быть дисциплинированным, не унижать достоинства детей, достойно вести себя в школе и за ее пределами, беречь родную природу трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Ученый совет объявляет предварительные результаты игры.

Слайд 7. Пятый тур. Блиц-турнир для капитанов "Закончи мудрое изречение".

Капитаны выходят на сцену. Задание: закончить мудрое изречение (выдаются листы с изречениями). За каждый правильный ответ - 1 балл.

Народ без законов подобен человеку (без принципов). (Захария)

Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, (чтобы они соблюдались). (Дж.Локк)

Всуе законы писать, коли (их не исполнять). (Народная мудрость).

Законы святы, да исполнители (супостаты). (Народная мудрость).

Кто закон пишет, тот его и (ломает). (Народная мудрость).

Величайшее поощрение наказания - (безнаказанность). Цицерон.

Слайд 8. Шестой тур. Викторина «Правоград».

Вопросы задаются командам поочередно. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (с 14 лет - за тяжкие преступления: убийство, умышленное причинение тяжких телесных повреждений, изнасилование, кража, грабеж, разбой).

2. С какого возраста наступает административная ответственность? (с 16 лет за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах, оскорбление, нецензурная брань, курение, азартные игры и т.д.).

3. С какого возраста подросток имеет право работать? (с 14 лет - с согласия родителей).

4. Когда мы отмечаем День защиты детей? ( 31 июня).

5. Когда отмечается День борьбы со СПИДом? (1 декабря).

6. Назовите время, после которого вы должны находиться дома. (До 16 лет - 22.00. После 16 лет - 23.00.)

7. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (ООН).

8. До какого возраста человек является несовершеннолетним ребенком? (до 18 лет)

9. Что говорит Федеральный закон № 15 о курении?

Слайд 9. Седьмой тур. «Ситуации»

Каждая группа получает карточку с заданной ситуацией, которая объясняется с точки зрения административной или юридической ответственности.

Два балла за правильный ответ.

Проблемные ситуации.

1. Гражданин М. перешел улицу на красный сигнал светофора. Какое правонарушение совершил гражданин М.? (Гражданин М. совершил административное правонарушение: нарушение ПДД и соответственно должен нести административную ответственность)

2. Андрей ночью разбил стекло газетного киоска и похитил несколько значков. Какое преступление совершил Андрей? С какого возраста наступает ответственность за это преступление? (Андрей совершил кражу имущества; уголовная ответственность с 14 лет).

3. Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, ранее судимого, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Позже они испугались и принесли в милицию товар. Что с ними будет?

(Смягчающие обстоятельства - несовершеннолетние впервые совершили преступление, явились с повинной; отягчающее обстоятельство - совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних лицом ранее судимым).

В завершение нашего мероприятия ответьте на следующие вопросы.

1. Понравилось ли вам мероприятие?

2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные знания?

СЛОВО УЧЕНОГО СОВЕТА.

Много слов мы с вами сегодня говорили о государственных законах, ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.
Но нельзя так просто уйти с нашего мероприятия, не поставив в нём точки. Итак, подведем итоги игры. Со счетом ... победила команда ... (награждение команд).

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) - М.: Эксмо, 2011.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20.09.11г. - М.: Эксмо, 2011г.

  3. Гражданский Кодекс РФ. - М.: Эксмо, 2011г.

  4. Кодекс об Административных правонарушениях РФ. - М.: Эксмо, 2011г.

  5. Конвенция ООН о правах ребенка;

  6. Семейный Кодекс РФ. - М.: Эксмо, 2011г.;

  7. Обществознание в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс».

Методические рекомендации

Данный сценарий предназначен для обучающихся 6 - 7 классов. Разработан с применением компьютерной поддержки, в соответствии с ФГОС второго поколения, на основе системно-деятельностного подхода. Основой данного подхода является принцип деятельности, который заключается в том, что ученики, получают знания не в готовом виде, а, добывают их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.

В ходе подготовки мероприятия была создана мультимедийная презентация, которая и была использована в проведении. Также с помощью компьютера был оформлен необходимый дидактический материал, афиши с объявлением времени проведения.

Во время проведения мероприятия необходимо четко объяснять условия и содержание конкурсов. Также необходимо объявлять промежуточные результаты туров.

В турнире участвовали три команды 7-х классов по 5 человек в каждой. В целом, игра прошла успешно, задания вызвали интерес у подростков. Затруднения, в основном, вызвали туры «Знаете ли вы свои права?» и конкурс командиров. На выполнение конкурса "Представление команд" участникам потребовалось довольно много времени, поэтому будет целесообразно перед игрой давать домашнее задание. Команды были награждены дипломами 1, 2 и 3 степеней.

Количество туров и заданий можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности игроков. К работе в жюри можно привлекать обучающихся старших классов, представителей актива, что и было сделано при проведении игры.

Интеллектуальный турнир «Знаешь ли ты свои права?» способствует развитию познавательных способностей учащихся в области своих прав, логики мышления. Основан на принципе состязательности в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

11


© 2010-2022