- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Методическая разработка Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Методическая разработка Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гребенюкова М.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально - опасном положении.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
-
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
-
незнание их интересов и потребностей;
-
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
-
усиление влияния псевдокультуры;
-
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
-
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
-
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
-
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
-
"эпидемия" разводов;
-
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы "трудных" семей:
-
Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
-
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
-
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
-
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
-
Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей;
-
Социально-медицинские:
-
физические недостатки, патологии самих родителей;
-
физические недостатки, патологии ребенка;
-
психические растройства одного из родителей;
-
психические заболования ребенка;
-
алкоголизм, наркомания и т.п.;
-
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
-
-
Социально-педагогические:
-
гиперопека ребенка;
-
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
-
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
-
языковый барьер (двуязычие).
-
-
Социально-психологические:
-
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
-
конфликты в семье.
-
-
Социально-экономические:
-
низкий материальный уровень семьи;
-
плохие жилищные условия;
-
низкая предметная обеспеченность.
-
-
Социально-юридические:
-
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
-
юридическая некомпетентность.
-
Этапы работы с семьей:
-
Диагностика проблем семьи.
-
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
-
Содействие в получении социальной помощи.
-
Диагностика результатов работы.
Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи:
-
повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
-
содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
-
коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы применяемые в работе с семьей:
-
повышение пристижа здоровой семьи;
-
повышение активной жизненной позиции;
-
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
-
поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
-
социальное партнерство всех служб;
-
изучение и распространение новых технологий;
-
профилактика проблем.
Методы:
-
патронаж
-
беседа
-
диагностика
-
консультирование
-
занятия
-
тренинг
-
информационность
-
просвещение
Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
-
принимать активное участие в жизни семьи;
-
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-
уважать право ребенка на собственное мнение;
-
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
-
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Таблица №1
Типы проблемных семей
Задачи классного руководителя
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
-
Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
-
Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
-
Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
-
Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
-
Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
-
Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
-
Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
-
Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
-
Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
-
Пробудить интерес к самообразованию.
-
Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
-
Изменить жизненную ориентацию родителей.
-
Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
-
При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
-
Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
-
Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
-
Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в воспитании
ПЛАН
работы с неблагополучными семьями
№
Мероприятия
Сроки
Сверка и списков.
сентябрь
Обновление картотеки.
в течение года
Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей.
в течение года
Рейды по неблагополучным семьям
в течение года
Подготовка материала на КДН и ЗП
по необходимости
Постановка и снятие с ВШУ
в течение года
Приглашение на заседания Совета профилактики.
в течение года
Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики.
в течение года
Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями.
в течение года
Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе)
в течение года