Статья Многомерность социокультурной среды, как фактор становления конкурентоспособного специалиста

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Социокультурная среда, как фактор становления конкурентоспособного специалиста»

Образование современного общества является основным средством становления личности, так как обучающиеся большую часть своего времени проводят в социокультурной среде техникума, занимаясь учебным процессом, включая все его составляющие: информационное окружение, общение, досуг, уклад жизни студентов, предметно-пространственное окружение.

Задача современного обучения состоит в сообщении знаний и в превращении их в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности, а, качество личности, заключается в способности, опираясь на освоенный социальный опыт, самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности.

Современное общество нуждается в специалистах обладающих творческими способностями, мобильностью (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), проявляющие активность, креативность (проявляется в творческой направленности, стремлении к созиданию нового, развитию творческих умений), коммуникативность (положительный эмоциональный настрой в процессе взаимодействия с другими людьми, толерантность), саморегуляция поведения (осмысление норм поведения и её коррекция).

Учебно-воспитательный процесс в техникуме является важным этапом, здесь происходит формирование личности будущего специалиста, который будет обладать профессиональными и общими компетенциями, который сможет реализовать себя в трудовой деятельности, независимо от специальности, готового к трудностям и умеющего применять свои знания в различных сферах жизнедеятельности. На первом курсе, задача перед педагогическим коллективом заключается в формировании у студентов в первую очередь, нравственно-личностных качеств, а затем и формирование индивидуально-личностного результата.

Социокультурная среда имеет сложную структуру, состоит из различных типов и видов деятельности. Социокультурная деятельность становится систематической и приобретает творческий характер. В современных условиях к деятельности образовательных учреждений предъявляются повышенные требования к организации процесса взаимодействия педагогов и обучающихся на основе субъект - субъектных отношений, гуманизации социокультурной среды, предполагающей диалог в общении, которая обеспечит активизацию внутреннего потенциала каждого обучающегося.

По содержанию социокультурную деятельность в системе образования подразделяет на познавательную, ценностно - ориентированную, практико - преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности. Участие обучающихся в различного рода олимпиадах, слётах, конференциях, приобретения опыта публичных выступлений.

Ценностно - ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков. Это участие в научно-исследовательской деятельности техникума и за его пределами.

Практико - преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических действий. Со второго курса начинается практическая деятельность, которая основывается на первичных приобретённых знаниях, а на последующих курсах начинаются практики по профилю специальности, на четвёртом курсе студенты проходят преддипломную практику на производстве.

Творческое начало присуще всем видам и формам социокультурной деятельности, так как каждая работа, выполненная обучающимися, носит индивидуальный характер и отражает творческий потенциал и внутреннее мировоззрение.

У преподавателей разных дисциплин одна задача это - создание в своём учебном процессе в группе личностно-развивающей среды, которая предполагает гуманные взаимоотношения и сотрудничество, признание права студента на свою точку зрения, конструктивный диалог, эмоциональную поддержку.

Работа социально-психологической службы заключается в создании условий личностно-развивающей среды для детей сирот, а также, для проблемных обучающихся со сложным поведением. Социально-психологическая служба организуются различные тренинги и занятия для преподавателей, где обсуждаются подход к таким обучающимся и особенности работы с ними.

Применение здоровье сберегающих технологий на занятиях физкультуры даёт возможность для развития и укрепления физической подготовки молодых специалистов. Ежегодная «Осенняя спатракиада» собирает обучающихся на городском стадионе, где ребята показывают свои достижения в различных видах спорта. Весной проводится День здоровья для обучающихся и преподавателей на озере «Ямное», обучающие получают удовольствие от общения в непринужденной обстановке как с преподавателями так и друг с другом.

При таком всестороннем подходе формируется такая важная составляющая как психологическое здоровье студентов, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, умением правильно относиться к себе и другим людям.

Литература

  1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России, 2-е изд., стер. -М., Феникс, 2005 - 448с.

  2. Красильников Ю. Д., Социокультурная деятельность: основные тенденции развития на современном этапе lihachev.ru

  3. Хилько Н.Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи / ic.omskreg.ru

© 2010-2022