Внеклассное мероприятие Наркомания - опасное пристрастие

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областной конкурс методических разработок по проведению интернет - урока антинаркотической направленности «Имею право знать!»













Классный час

Наркомания - опасное пристрастие









Тульская Ольга Кузьминична

учитель биологии МКОУ Ударниковская ООШ

Бутурлиновского муниципального района

Телефон: 8(47361) 54-1- 81











2014 год

Девиз:

«Не дай пагубным пристрастиям сделать себя рабом».



Содержание

  1. Историческая справка.

  2. Влияние наркотиков на организм человека.

  3. Свойства, классификация наркотиков.

  4. Опасность и вред наркотиков.

  5. Уголовная ответственность.

  6. Формирование жизненных навыков.

  7. Анкета анонимная по проблеме наркомании.

  8. Заключение.

Пояснительная записка



В последнее время прогрессирует одна из проблем, стоящая перед нашим обществом вообще и перед школой в частности, - наркомания и токсикомания молодежи и подростков.

Нужна разъяснительная работа среди подростков. Однако следует помнить, что работу нужно вести крайне осторожно, чтобы не прийти к обратному эффекту - ребята могут захотеть попробовать на себе действие наркотиков и других веществ. Использовать материалы и отклики ровесников Всероссийского интернет - урока антинаркотической направленности «Имею право знать!»

Требуется серьезный разговор со школьниками.

Я разработала и провела внеклассное мероприятие «Наркомания - опасное пристрастие».

Цели:

  • Показать подростку, чес чревато для человека это опасное и рискованное желание «попробовать все»;

  • Помочь подросткам осознать пагубность зависимости отпсихоактивных веществ и ее последствия;

  • дать обучающимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье;

  • формировать стойкое неприятие к наркотикам;

  • ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании;

  • формировать жизненные навыки, умение сказать «нет»;

  • пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи:

  • обосновать опасность наркомании для здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, особенно для развивающегося организма;

  • побуждать интерес подростков выступать против вредных привычек;

  • помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию.

Ход занятия:

Учитель:

Ребята, важно задуматься, что такое жизнь, в чем ее смысл?

(Слайд 1-3)

В чем смысл жизни - риторический вопрос,

Который каждый мыслящий с собою нес.

А смысл в том - чтоб смысл обрести.

Себя, спасая - мир спасти.

Жизнь. У этого слова немало значений:

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.

Учитель:

Все они плотно переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без пения птиц?

А разве можем мы жить без Отечества, без Родины и Отчего края? Мы нужны нашей России морально и физически здоровые. И все зависит от нас с вами, ребята.

Сегодня на классном часе мы поговорим о страшной беде, которая устойчиво обосновалась в нашем обществе - это наркомания. О причинах, о влиянии наркотиков на организм человека, о свойстве наркомании, об уголовной ответственности за наркотики.

Но сначала обратимся к истории и познакомимся с историей появления термина «наркотик».

Легенда о Нарциссе.

Однажды, Нарцисс, сын богини, заблудился в густом лесу. Во время охоты увидела его нимфа Эхо. С восторгом смотрела Эхо на стройного красавца юношу, скрытая от него лесной чащей. Протягивая руки, спешит к Нарциссу нимфа из леса, но гневно оттолкнул ее прекрасный юноша. Ушел он поспешно от нимфы и скрылся в лесу. И Нарцисс остался по-прежнему гордым и самовлюбленным, отвергнув любовь многих нимф.

Разгневалась богиня любви Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Вода его была чиста и прозрачна. Как в зеркале, отражалось в ней все вокруг. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками о камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе.

Тут-то и настигла его кара Афродиты. В изумлении смотрит он на свое отражение в воде, и сильная любовь овладевает им. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, не отрываясь, любуется самим собой, не ест, не пьет, не спит. Покидают силы Нарцисса и чувствует он уже приближение смерти, но не может оторваться от своего отражения. Наконец, измученный, слабеющим голосом воскликнул Нарцисс, глядя на свое отражение: «Прощай!»

Склонилась голова Нарцисса на зеленую прибрежную траву, и мрак смерти покрыл его очи. Умер Нарцисс. Плак4али в лесу нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы юному Нарциссу могилу, но когда пришли за телом юноши, то не нашли его, а на том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти: нарциссом зовут его.

(Слайд 4)

Научное название - NarcissusPoeticus. Происходит от греческого слова «narkao» - одурманивать, ошеломлять, что вероятно связано с луковицами, ядовитые свойства которых известны с глубокой древности, или может быть связано с одурманивающим запахом цветков.

Учитель:

Наркомания - это громадный спрут, в щупальцах которого гибнет все лучшее на земле. Жизнь теряет свою ценность. Молодость, красота, здоровье становятся заложниками дозы. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркомании нашего общества.

(Слайд 5)

Статистическая информация:

- 2 % населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость;

- запоследние 10 лет наркомания среди подростков возросла в 10 раз и сегодня насчитывает более 1,5 миллиона детей наркоманов;

- 1 наркоман привлекает к наркотикам более 60 человек.

Учитель:

Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Нигде в мире наркоманию практически не умеют лечить. Дело в том, что болезнь эта не столько телесная, сколько духовная.

В чем же главная причина употребления наркотических средств?

Причина эта в духовности, в напоминании для чего и зачем живет человек на земле. Это происходит потому, что в массовом сознании подростков существуют ложные мировозренческие идеи противостоящие традиционному общественному мировозрению. И часто, идя по поводу, у этих мифов, многие подростки либо сами попадают в среду наркоманов, либо толкают на это своих товарищей.

Однако наркоман - не только жертва наркотического пристрастия, он реальная угроза для окружающих.

(Слайд 6)

Вот он тащился, чуть не умирая. Через минуту ж,

Где достал, Бог весть! -

О радостях искусственного рая,

Мир может на лице его прочесть!..

А сколько их сейчас бредет по свету,

Чья участь, то сладка, а то тяжка…

И, видимо, уже спасенья нету,

От этого простого порошка.

Е. Винокуров

Учитель:

Как же наркотики влияют на организм человека?(Слайд 7

Внеклассное мероприятие Наркомания - опасное пристрастие

Учитель:

Истощенное, с исколотыми венами тело, отрешенный взгляд ничего не выражающих глаз. Бессвязная речь, ответы невпопад на, казалось бы, самые обычные вопросы. А главное - полное безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к жизни. И все это в 12 - 16 лет! Страшная картина!

В одном из медицинских журналов рассказана такая история: «… Мы спускаемся по ступенькам в подвал жилого дома. Помещение разделено деревянными перегородками. Несколько раскладушек. Это так называемый спальный вагон, где подростки «балдели». В другой половине на стойке - бутылки с этикетками. В них химические препараты. На стенах - портреты рок - музыкантов.

Катя, ученица 6 класса, посещала этот подвал, где ее научили глотать таблетки.

- Вот, - говорит,- проглотишь эти таблетки, и у тебя перед глазами разные цветные картинки появятся, как в мультфильмах. Выпила сразу десять таблеток. После этого пришла домой. Ничего не чувствую. И вдруг вижу: моя голова от шеи отделяется и к форточке плывет. Я - за ней, а она - от меня. У самой форточки голова обернулась, показала мне язык и вылетела на улицу. Я кричу: « Стой». А дальше ничего не помню…

Жизнь наркомана - примитивна. Рассказывать нечего. Потому что нет времени, в котором она течет. Есть только забвение. Есть боль и унижение, что ты зависишь от этой боли. Ради того, чтобы она тебя не мучила, ты готов вылизывать полы в вокзальных сортирах. Самое страшное все - таки не это. Отупение - вот чего я испугался больше всего. Два года я мучился, хотел вырваться - столь же осознанно, насколько осознанно втягивался в наркоманию. Бессчетное количество раз срывался. Нет, вылечиться от наркомании нельзя. Но можно спасти от наркомании свою душу, личность.

(Из письма наркомана, отбывающего срок в местах лишения свободы, младшему брату):

Брат, так много хочется сказать, не читать нотации, а просто сказать, чтобы ты понял, что свою жизнь человек строит сам, своей головой: какое окружение, какие друзья - такая жизнь. Живой пример я - ты знаешь, что друзья у меня наркоманы - результат на лицо. Пойми, что в мире, где живут нормальные люди, такие как я и мне подобные, не нужны, мы просто отбросы, и в этом виноват я сам, раньше я этого не понимал, жаль, что понял это слишком поздно. Прошу не попадай сюда! Найди хороших друзей, поменяй круг общения, и тогда у тебя будет все нормально.

Материнская боль: Дорогие мои! Тяжело терять детей. Поверьте, ни одна мать и ни один отец не хотят зла своему ребенку. Не замыкайтесь в себе, поделитесь бедой и горем со старшими. Ребенок - наркоман - это страшно! Дети не умирайте стократно, не делайте нас несчастными! Не обманывайте нас больше, не катайтесь в муках от боли! Мы хотим, чтобы наркомания не губила жизни наших детей!

Останови, планета, бег,

Набат услышав поминальный.

Умер человек еще один

Изгой. Опальный.



Классификация наркотиков.(Слайд 8)

Человечеству давно известны наркотические вещества. Во многих восточных культурах вполне обычно употребление психотропных веществ. Табак, кофе, алкоголь - несомненно, самые распространенные психотропные вещества, потребляемые в обществе. Это, так называемые, разрешенные наркотики. Употребление же других подобных средств строго запрещено. Вот они:

  • Кокаин получают из листьев южно - американского кустарника коки.

Человек, находящийся под воздействием кокаина, чувствует себя сильным и деятельным, он ясно видит жизненную перспективу,

  • Амфетамины - сильные возбуждающие средства. Употребление их в первое время создает ощущение физического благополучия, человек чувствует себя в форме, он уверен в себе. Длительное употребление этих веществ приводит к психотическим проявлениям параноидного типа: человек чувствует себя затравленным, бредовые идеи сопровождаются слуховыми галлюцинациями.

  • Опиаты - продукты переработки мака. Активные компоненты опиума - морфин, кодеин, героин. Все эти вещества действуют на головной мозг, блокируя болевые синдромы и активизируя центры удовольствия. Употребление героина вызывает ощущение блаженства, чувство благополучия. К сожалению, очень быстро приходит физическая и психическая зависимость, из-за которой наркоман вынужден постоянно увеличивать дозу.

  • Марихуана и гашиш - продукты переработки конопли. Это самые распространенные наркотики, они одновременно обладают галлюциногенным, возбуждающим и эйфоризирующим действием. Большие дозы могут вызвать агрессивное поведение. Оно часто бывает результатом непреодолимых импульсов или бредовой мысли о преследовании.

Это далеко не все виды наркотиков, но сколько бы групп не выделили, все они опасны.

Давайте подумаем… В чем заключается опасность и вред наркомании?

(Слайд 9)



  • Во-первых, наркоманы плохие работники;

  • Во-вторых, наркоманы думают только лишь о наркотиках и как бы их добыть;

  • В-третьих, из-за наркоманов происходит слишком много случаев на транспорте, в производстве, вызывая аварии;

  • В-четвертых, они создают невыносимые условия для всей семьи, лишают ее средств к существованию;

  • В-пятых, они совершают преступления по отношению к своему потомству. Дети наркоманов имеют врожденную патологию;

  • В-шестых, наркоманы деградируют физически и морально, не оправдав ожиданий родителей. При этом успевают втянуть в этот поток других людей;

  • В-седьмых, употребление наркотиков безнравственно само по себе. Для наркомана понятия добра и справедливости утрачивают свою значимость;

  • И наконец, наркоманы наносят обществу моральный ущерб, совершая правонарушения - воровство, грабежи, проституция, растраты и т.д

Кроме того они несут уголовную ответственность.

(Слайд 10-14)

Статья 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ -наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных веществ - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 15 лет.

Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет.

Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества - наказывается лишением свободы на срок от 2 до 8 лет.

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующий или ядовитых веществ в целях сбыта - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет.

И помните, незнание закона, не освобождает от ответственности.

Формирование жизненных навыков.

Очень часто среди подростков можно услышать такие выражения: есть «легкие наркотики», «есть наркотики, которые не вызывают привыкания», «можно курить травку, от этого ничего не будет». А так ли это.

Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость.

Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли.

Только вопрос в том стоило ли вообще пробовать наркотики.

Может проще сказать сразу «не наркотикам!» «Да! Здоровому образу жизни!»

Игра «Скажи наркотикам НЕТ».(Слайд 15)

Давайте с вами на практике попробуем сказать «нет».

  1. На, попробуй разок, знаешь, какие глюки интересные;

  2. На, попробуй, не бойся, с одного раза ничего не будет, не понравиться - бросишь;

  3. На, попробуй. Ты же сам говорил: «Все в жизни надо попробовать»;

  4. На, сказал, что все надо попробовать, вот и пробуй.

Варианты отказа:

  • Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня.

  • Спасибо, нет. Я уже пробовал, и мне это не нравиться.

  • Спасибо, нет. Ч не хочу конфликтов с родителями, учителями.

  • Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

  • Спасибо, нет. Если я это сделаю, то потеряю контроль над собой.

Как видите не так уж и легко подобрать достойные отказы, но делая это, вы формируете свои жизненные навыки.(Слайд 16)

Какие именно:

  • Умение отказаться от рискованных предложений;

  • Видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

  • Выражать правильно свои чувства;

  • Развивать уверенность в себе;

  • Управлять своими чувствами.

  • Укреплять связи с семьей;

  • Развивать критическое мышление;

  • Осознавать негативное влияние, давление и манипуляции со стороны других.

(Слайд 17-18)

Разбор жизненных ситуаций.

Ситуация 1. Мы дружим с девушкой около двух лет. В последнее время она очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, звонят друг другу, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются беззаботные и веселые. После доверительной беседы она созналась, что несколько месяцев балуется наркотиками и это ей нравиться.

Этой новостью я поделился с другом, он советует обратиться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения с девушкой. Как поступить?

Ситуация 2. Я была на вечеринке в незнакомой компании и меня уговорили принять наркотики. Мне стало интересно и я согласилась. Теперь думаю: «А вдруг я уже стала наркоманка»? Ребята из этой компании меня разыскали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. Что мне теперь делать?

Заключение

А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю.

Притча о бабочке.

В древности жил - был один мудрей, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».

Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу…

(Слайд 19)















Список литературы

  1. Вроно Е. Смерть как выход из тупика? // Воспитание школьников. 1995. №5.

  2. Ягодский В. Наркомания: знак беды.

  3. Павлова Е.А., Носкова Н.В. Вредным привычкам - нет!//Биология в школе.-2003. № 2 с.59-62.

  4. Устимович Г.И. Наркотик. Стоит ли ему доверять? // Биология в школе.- 2004. № 2 с.63.

  5. Коваленко И. Наркомания среди молодежи. // Районная газета «Призыв». №71 от 22 июня 2011года.

  6. Бортникова О. Мы выбираем жизнь! // Районная газета «Призыв». №72 от 24 июня 2011 года.

  7. Димитренко Л. Имею право знать! // Районная газета «Призыв». №103 от 20 августа 2011 года.

  8. Каданцев Я. Наркотик - белая смерть. // Районная газета «Призыв». №32 от 20 марта 2012 года.

  9. Богодуховский В. Наркотикам - нет! Скажи жизни - да! // Районная газета «Призыв». №114 от 14 октября 2013 года.

  10. Интернет - ресурсы. Официальный сайт ФСКН России ( fskn.ru).







Приложение

Анонимная анкета.

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

Ваш возраст______________ Пол _______________

  1. Что Вам известно о наркотиках?

а/ личный опыт

б/ опыт друзей, знакомых

в/ информация в СМИ

  1. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества?

а/ да

б/ нет

  1. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества?

а/ да

б/ нет

  1. Пробовали ли Вы сами наркотические или токсические вещества?

а/ да

б/ нет

  1. Если пробовали, то какие _________________________________________

  2. Что на Ваш взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

а/ одиночество

б/ любопытство

в/ влияние окружающих

  1. О каких видах наркотиков, распространенных на территории Воронежской области Вам известно? ____________________________________________

  2. Наркомания - это:

а/ преступление

б/ вредная привычка

в/ болезнь

  1. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а/ да, это диагноз на всю жизнь

б/ да, практически неизлечима

в/ нет, шанс есть всегда

г/ нет, излечение зависит от человека

  1. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

а/ психическая

б/ физическая

  1. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а/ употребление наркотиков

б/ изготовление наркотиков

в/ хищение или вымогательство наркотических веществ

  1. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков каннабисной группы (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

а/ да

б/ нет

в/ не знаю

г/ нет ответа

  1. Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

а/ сострадание

б/ нетерпимость

в/ толерантность

  1. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а/ изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б/ введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в/ усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г/ увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

  1. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молоде5жи на предмет раннего выявления наркоманов?

а/ да

б/ нет

в/ затрудняюсь ответить

  1. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными? Укажите их:





© 2010-2022