Занятие Уверенное поведение. Умей сказать нет

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пелевина Лилия Николаевна - социальный педагог

ГБОУ «Специальная (коррекционная)

школа-интернат 8 вида» г.Кашина

Профилактическое занятие, 2015 год.

«Уверенное поведение. Умение сказать «нет»

Цель занятия:

  • Формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами

  • Отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции

Задачи занятия:

  • Развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением.

  • Формировать представление о разных способах отказа

  • Расширять представление о характерных признаках уверенного и неуверенного поведения

На предыдущем занятии мы с вами говорили о праве свободно выражать свое мнение, это право прописано в статье 13 Конвенции о правах ребенка

Слайд 4

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordrepublic), или здоровья или нравственности населения.


В нашей жизни нам часто приходится от чего-то отказываться. Ситуации отказа нередко связаны с неприятными переживаниями: страхом обидеть, испортить отношения, чувством вины. Но когда мы отказываем уверенно, спокойно, убедительно, оказывается, что и наш отказ воспринимается спокойно, не вызывает отрицательных эмоций.

Отказывая, важно быть вежливым, но уверенным. Если ваш ответ неубедителен, предлагающий может подумать, что вы колеблетесь и нуждаетесь в более долгом уговаривании. Уверенный, спокойный ответ спасает вас от ненужной суеты.

  1. ИГРА «ОТКАЗ»

Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Социальный педагог: «А просто ли сказать НЕТ? Сейчас посмотрим». Выбирается ведущий (начинает педагог). Участники по очереди уговаривают ведущего пойти в кино, в лес, на дискотеку, а тот изобретательно отклоняет предложение. Игра идет с мячом: ведущий бросает мяч игроку, а тот «уговаривает», потом перебрасывает мяч ведущему, а тот не соглашается, т.е. демонстрирует детям образцы отказа.

- Делается вывод о том, что, отказывая, не всегда легко подобрать нужные слова, чтобы не обидеть человека, не вступить в конфликт, не остаться одному, не показаться слабым.

Социальный педагог: Просьба - это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Когда с вами вступают в общение вы вправе либо отказаться от взаимодействия, либо определить меру своего участия в нем.

Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком - и это важно. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом. Поэтому нужно быть очень уверенным в себе.

А как выглядит уверенный человек, а неуверенный?

Слайд 5

  1. «Скульптуры»

Цель: актуализация представлений участников о характерных признаках уверенного и неуверенного поведения.
Техника проведения:

Участники делятся на 2 подгруппы. Задание для первой подгруппы - «вылепить» из одного из ребят скульптуру неуверенного в себе человека, для второй подгруппы - вылепить уверенного в себе человека. Затем обсуждаются характерные признаки уверенности и неуверенности, отражаемые позой человека.

Слайд 6

Уверенные в себе люди характеризуются:

• независимостью;

• самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

• выглядит спокойным;

• держится с достоинством;

• открытый взгляд;

• ровная осанка;

• спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

• отстаивать свою позицию мирно;

• откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;

• отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

  • Неуверенное поведение- голова опущенная и вниз.

  • Плечи опущенные, Спина согнутая, «сутулая».

  • Руки, пальцы поправляет / подергивает/ теребит одежду или прическу.

Слайд 7

  1. «Очередь»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.
Техника проведения:

Ведущий даёт инструкцию: 4 детей встают в очередь, кроме одного, который пытается пролезть вперёд. Необходимо отказать нахалу. Эксперты оценивают, насколько удачно удалось отказать. Условие: нельзя кричать, ругаться и использовать физическую силу.

Рефлексия:
- Какие чувства возникают в момент отказа?
- В чём основная трудность отказа?
- Почему нам это трудно делать?
- Чего мы обычно боимся?

Слайд 8

4 « 5 способов отказа»


№ п/п

Вид отказа

Форма отказа

Когда можно использовать

Пример

1

Отказ-согласие

Мягкая безобидная

Когда человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие.

-Чаю?

- Нет-нет, спасибо, не хочу вас затруднять!

2

Отказ-обещание

Мягкая безобидная

Когда человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято.

- Пошли гулять!?

-Завтра - обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини.

3

Отказ-альтернатива

Мягкая безобидная

Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант

- Пошли в кино?

- Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим!

4

Отказ-отрицание

Жесткая бескомпромиссная, даже обидная

Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем.

- Пойдем в клуб!

- Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу!

5

Отказ-конфликт

Может содержать оскорбление или угрозу

Крайний вариант, когда другие не действуют

- Пошли на веранде посидим!

- Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой!



Слайд 13

6 Игра «Диалог с товарищем»

Детям раздаются варианты с просьбами. Те к кому они обращаются должны отказаться одним из предложенных способов. Группа анализирует способ отказа.


7. Портрет неуверенного человека

Дети произвольно рисуют портрет неуверенного человека, затем им предлагается сказать «Я буду уверенным человеком» и, смяв рисунок бросить его в урну.

Процедура «Коробочка»

Цель: создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.
Техника проведения:

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

Рефлексия:
- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?
- Почему вели себя так, а не иначе?
- Чем руководствовались в своём поведении?


Выводы ведущего: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту - любопытство, с другой стороны - разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны - воля.

Вы сумели себе сказать «нет», то есть проявили волю.



слайд 14

  • Надеюсь, что наше занятие помогло вам поверить в себя, сформировать навыки уверенного поведения.

  • Ребята! Помните: уверенность подобна деревьям: «вырастает» не сразу, а формируется постепенно, набирая силу и объём.

Релаксация:

Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего?

© 2010-2022