Проектирование социально-педагогической деятельности в ГБПОУ «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование социально-педагогической деятельности в ГБПОУ «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова»

Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.

Применение проектных технологий в социально-педагогической работе позволяет решить задачи воспитания и развития студентов.

Проектирование социально-педагогических проектов - это средство решения проблемы повышения качества педагогического процесса и развития профессионально-инновационной деятельности, методологической и методической подготовки педагога и социального педагога к социализации и социальной реабилитации обучающегося, а также развития разнообразных форм взаимодействия техникума и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве.

Проектирование состоит из следующих компонентов:

1. Цель.

Определение: цель - идеальный образ будущего результата. Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка. Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Цель должна соответствовать следующим критериям:

  1. конкретность;

  2. достижимость;

  3. измеримость;

  4. компактность.

2. Субъект.

Определение: субъект - носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

3. Объект.

Определение: объект - тот, на кого направлена активность.

Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно:

- размер группы.

- композицию группы:

- состав по полу.

- соотношение индивидуальных психологических характеристик.

- неофициальную систему группы.

- групповые нормы.

- уровень сплоченности группы.

- уровень конфликтности группы.

4. Содержание.

Определение: содержание - наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?». Содержание должно соответствовать следующим критериям:

- соответствие цели;

- практическая значимость;

- новизна;

- проблемность;

- эмоциональная значимость фактов и идей;

- доступность (понятий, объемов)

- полимодальность;

- непротиворечивость фактов и идей.

5.Средства.

Определение: средства - методы, при помощи которых реализуется цель; отвечает на вопрос «Как это сделать?». Средства должны отвечать следующим критериям:

-избыточность;

-полимодальность.

6. Взаимодействие.

Стратегии взаимодействия.

1. Центрация на себя. Объективная парадигма. Авторитарный стиль взаимодействия.

2. Центрация на решение задач.

3. Акциональная парадигма. Стратегия манипулирования.

4.Центрация на других. Субъективная парадигма. Стратегия партнерского взаимодействия.

7. Ожидаемый результат.

Основной критерий для результата -степень его осуществления.

Такая структура проектирования инвариантна и может применяться в разных сферах. Эта деятельность имеет функциональную организацию, проявляющуюся в закономерной последовательности сменяющих друг друга фаз, часто повторяющихся с коррекцией и обогащением: мотивационно-целевая ориентация, выявление или построение ориентировочной основы деятельности, уточнение и конкретизация целей вплоть до представлений о конкретных ожидаемых результатах, проектирование их достижения, контроль и коррекция процесса .

Преимуществами проектирования социально-педагогической деятельности социальный педагог видит в том, что в реализации проектов задействованы специалисты разных профилей и участвуют все субъекты образовательного процесса, что позволяет в рамках комплексного подхода решать основные социально-педагогические проблемы. Для эффективной проективной деятельности необходимо, по моему мнению, уметь выявлять, исследовать и формулировать социальный заказ на ту или иную деятельность, вовлекающую обучающихся, родителей и педагогов, среди различных социальных институтов и учреждений района, села, а также своевременно мотивировать общественные учреждения на совместную деятельность. То есть необходимо анализировать внутренние ресурсы техникума (педагогические, информационные, учебно-воспитательные и другие) и ресурсы социума: кадровые, творческие, материально-технические, финансовые - с целью максимального их привлечения в процесс обучения и воспитания.

Анализ проектов в ГБПОУ «Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова» позволил разработать следующие рекомендации по разработке и реализации социально-педагогических проектов в образовательном учреждении:

1. Для разработки и реализации социально-педагогических проектов в техникуме необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности. С этой целью возможно создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, антропологических центров, методических служб, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах и способных выступить экспертами создаваемых проектов.

2. Тема социально-педагогического проекта выбирается из реальных социальных проблем, существующих у обучающихся и их семей, и ориентируется на обучение обучающихся важнейшим умениям саморазвития, самовоспитания, постановки и достижения разумно значимых целей, коррекции и профилактики, негативных влияний среды, что позволит им в дальнейшем успешно социализироваться.

3. Необходимо четко формулировать цели, задачи, определять объект, предмет проектирования, определять сроки, участников проекта, критерии и методы оценки эффективности проекта. Все это позволит реализовывать проекты в разных учреждениях образования.

4. Средствами реализации социально-педагогического проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель - равноправные партнеры, помощники и консультанты; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых обучающиеся исследуют, проблематизируют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач.

5. Проектирование социально педагогической деятельности будет более эффективно, если будут разрабатываться долговременные проекты, рассчитанные на участников разных возрастов и с участием широкого круга специалистов. Это позволит экономить время социальному педагогу на планирование деятельности, а коррекции его в соответствии с требованиями среды и установлению его эффективности.

6. Чтобы разработка и реализация социально-педагогических проектов в образовательном учреждении была эффективной необходимо:

- представление четкой и объективной информации о студенте, его особенностях психического, физического развития, социальном опыте и состоянии семьи;

- выявление потенциальных возможностей для развития студента;

- развитие проектировочной функции в деятельности всех субъектов образования (обучающихся, педагогов, руководителей техникума, методистов, педагогов-социологов, социальных педагогов, кураторов и других специалистов социума) и выявление общего методического и методологического поля взаимодействия по повышению профессиональной культуры и проектировочной компетентности;

- создание команды социальных партнеров по проектированию социально-педагогической деятельности в районе, что повышает качество обучения, воспитания и в конечном итоге влияет на качество жизни района.

«Список литературы»

1.Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 104 с.

2. Ерофеева Н.Ю.Проектирование педагогических систем [Международные образовательные и организационные модели ,в которые внесены изменения в России: отборочно-поточная модель, постановочная, модель "смешанных способностей",интегрированная и инновационная модели]//Завуч.-2000.-№ 3.- С.10-21.

3.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В.Шакурова. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.


© 2010-2022