Методический материал по теме: Социализация подростка

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Социализация подростка: отложенный результат?..

Общеобразовательная школа. Пятиклассники. «Хорошисты» и «троечники», здоровые и состоящие на учёте у психоневролога, активные и инертные, открытые и молчуны, любящие учиться и не желающие ходить в школу… Такие дети приходят в среднюю школу. Очень разные дети из очень разных семей… И каждому из них необходимо внимание - это закон.

К концу первого полугодия обозначаются учащиеся «группы риска», те, которым просто необходимо психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является помощь каждому учащемуся в реализации его мечты (а она обязательно есть у каждого подростка!) - стать успешным. Педагог должен овладеть ситуацией в классе, определить тактику взаимодействия с каждым учащимся. Как считают психологи, важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение, индивидуальный подход, являются:

Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем: интеллектуальное развитие ребенка (уровень обучаемости, интеллектуальное развитие, креативность мышления); умственное развитие (уровень обученности, учебная успешность ребенка).

Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта, его отличие от сверстников: особенности взаимодействия с окружающими (социометрический статус, уровень тревожности); мотивации («внешняя»: хорошие отметки для мамы, похвала, престижность; «внутренняя»: мотивация содержанием, процессом обучения).

Индивидуальные особенности личности, составляющие внутреннюю физиологическую и психологическую основу: тип темперамента; ведущая модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики).

Октябрь, ноябрь… Время идёт незаметно. Были поход, чаепитие, трудовой десант, первые отметки, беседы с учениками, встречи с родителями, «отличники» и «троечники» в 1 четверти, психолого-педагогическая диагностика по предложенным администрацией тестам и наблюдения, наблюдения, наблюдения…

«Новенький» из Таджикистана успешно адаптировался, хорошо учится, в классе нет ссор с ним и непонимания. Девочка из неполной семьи, где почти не работает мама (она постоянно на больничном), несмотря на то что одевается очень скромно, зато самая добрая и улыбчивая, самый лучший друг для всех, она отвечает в классе за цветы. Гиперактивный подросток, хотя и бросает по-прежнему всё, что начинает, постоянно «забывает» про дежурство, но выручает команду на соревнованиях по футболу и получает «заработанные» тройки… Учащиеся с диагнозом ММД практически не отличаются по успеваемости и поведению от остальных: всем нравится в старшей школе.

Всё идёт, казалось бы, неплохо, но вот третья четверть 6 класса. Начинаются «непонятные» вещи: социальный статус у нескольких подростков становится ниже: кто-то попал в группу «отвергаемых», кто-то «малопринятых», а вот и тот, с кем никто ни при каких обстоятельствах не хочет сидеть рядом или приглашать его на день рождения… Успеваемость падает, пресловутое качество тоже. Приготовила презентацию для родителей к собранию, раздала памятки о подростковом кризисе, поговорила (и не раз!) с учеником, его родителями. Социальная ситуация развития для детей остаётся прежней - учёба в школе, домашние задания, а ведущая деятельность теперь иная - это общение. Особую значимость приобретает и уважение сверстников, окружения - тех, кто входит в референтную группу. Родители часто предпочитают не замечать видимых изменений: «У нас дома всё нормально!» И они правы: «пробы» начинаются чаще всего в той области, где можно (и необходимо!) предъявить свою «взрослость».

7 класс. Физика, геометрия - интересно, но трудно: «Не понимаю!» Музыка, ИЗО - надоело: «Мы не маленькие». Физкультура: «А у меня справка» (если не получается, если ученик стесняется своего тела). Девочки подкрашивают глазки, мальчики пошли в тренажёрный зал на «качу», а та, которая лучше всех, перестала выходить гулять и практически не общается с ним. Рассуждаем о «новом» на классных часах, на литературе сопоставляем события и проблемы, стараюсь поговорить по душам с учеником, а он такой «колючий», как ёршик… Трудно. Трудно ему, трудно учителю. Происходят изменения и в нормах, что регулируют жизнь детей. Ограничения и правила, которым они раньше подчинялись, теперь не нравятся школьникам. Возникает ориентация на мнение приятелей. Происходит кризис самооценки, резко возрастает количество отрицательных отметок. Но - обостряется потребность в общей положительной оценке своей личности другими (всеми другими!).

Что делать? Опять наблюдения, диагностика, опять беседы, опять убеждение в том, что он может быть и будет успешным, если чуть-чуть постарается: ведь он любит обществознание и так хорошо рассуждает, а по математике в классе ему нет равного, только надо домашние работы делать, чтобы «случайных» двоек не получать, и уровень обучаемости у него тоже высокий, как и у той, которая всем нравится…

Общеизвестны так называемые «созидательные приёмы» взаимодействия с «трудным» подростком, которые помогают установлению потерянного контакта между учителем и учеником. Это прежде всего проявление доброты, внимания, заботы; частое обращение с просьбами и поощрение; "авансирование" - высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает, а аванс побуждает к лучшему; защита ученика от обвинения коллектива. «Тормозящие приёмы» воздействия как прямые, так и косвенные тоже помогают в определённых ситуациях: осуждение - открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; предупреждение; проявление возмущения и наказание, которое действует только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Подростки часто воспринимают демократический стиль общения педагога и родителей как либеральный, попустительский. Требовательность должна быть доброй и непреклонной, отношение к проступку (только к проступку!) жёстким и понимающим. Сколько слов-антонимов можно здесь употребить… Главное же для «трудного» ученика - это создание ситуации успеха: всегда, везде, во всём! «Потери» в подростковом кризисе должны быть минимальными!

На улице почти апрель. Взросление продолжается. А результат - воспитанный, умный, социализированный и всё понимающий подросток - где он? Социализация, адаптация к новым условиям, к самому себе происходит, но происходит трудно, она почти незаметна, прячется где-то в глубине души, в глубине «характера». Надо пережить ещё восьмой класс, пережить всем: подросткам, родителям, учителям. Скорее всего, не только восьмой… Но руки опускать нельзя: без участия и заботы учителя, без работы по самовоспитанию самого подростка результаты будут неутешительными.

© 2010-2022