Из опыта реабилитационной работы с детьми группы риска

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование нравственной личности

посредством театрализованной деятельности».

( из опыта работы с воспитанниками центра)

Условия возникновения становления: Одной из важных задач нашего «Социально-реабилитационного центра» является формирование нравственной личности ребенка. В настоящее время много говорят о проблеме социального сиротства, но решить её пока не удаётся, а ведь любому государству нужна талантливая, здоровая, активная смена. Такую смену может обеспечить только нравственно благополучная семья, воспитывающая детей на принципах любви, взаимопонимания, уважения, готовых учиться, работать и растить здоровое поколение. В последние годы отмечается рост отчуждения между детьми и родителями, вплоть до полного самоустранения родителей от выполнения своих воспитательных функций - отказ от родительских прав. Дети оказываются брошенными на произвол судьбы, вынужденные любыми способами выживать.

Придя работать в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних воспитателем, я поняла, что работа здесь имеет свою специфику, т. е. разновозрастные группы детей и временное пребывание детей в центре, все эти составляющие требовали иного подхода к проведению занятий. Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. Оно зависит от трёх переменных: взрослые, дети и отношения между ними. В своей работе я стремлюсь использовать различные методы и приемы, опираясь на собственное творчество, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Одним из методов является театрализованная деятельность.

Актуальность опыта: в современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами. Домашние дети живут в семьях, ходят в ясли, детские сады, школы и другие учебные заведения, по вечерам и выходным проводят время с родителями. Другие дети живут в домах ребёнка, в детских домах, в реабилитационных центрах. Да, с ними занимаются, их готовят к школе, обучают различным профессиям, они участвуют в развлечениях и праздниках… А вечером? Домашние дети проводят вечера в общении с родителями, бабушками, дедушками. Папе можно рассказать о том, как быстро бегал и ловко прыгал, маме - как хорошо пел, бабушке - пожаловаться или повиниться в чем-то. Бабушка пожурит, объяснит, почему так делать нельзя, пожалеет и расскажет сказку. Нашим детям, оставшимся без попечения родителей, не хватает многого, в том числе ласки и внимания. Изо дня в день эти дети живут в большом коллективе, рядом с ними всегда кто-то бегает, кто-то смеется, а кто-то тихонько плачет… Все проблемы решает воспитатель, и не всегда, как кажется ребенку, справедливо… Обидно! Но…. Появляется домовёнок Кузя (или другой сказочный герой)! Оказывается, он живет рядом, все видит и все слышит! Он переживает, когда кто-то ссорится или громко кричит, если в школе что-то не получается или мальчики обижают девочек…. В своей работе я активно использую различных героев сказок, это и домовёнок Кузя, клоун Филя, Буратино и других героев. И вот домовёнок Кузя приглашает ребят на посиделки, которые так и называются «В гостях у сказки». Горит свеча, на столе самовар со сладостями, звучат слова, завораживающие детей - сказочные, добрые. А вот и сама сказка! Каждые посиделки - это сказка, это кукольный или настольный театр, это перевоплощение самих детей в сказочных героев. Подготовка к спектаклю обычно захватывает всех «актеров». Создаются все условия самовыражения, воспитанников объединяет совместная деятельность, повышается активность, что позволяет ребенку легче адаптироваться в центре, так же появляется возможность познакомиться с навыками релаксации и саморегуляции.

Педагогическая идея опыта. Жизнь требует от воспитателя умения вовремя замечать позитивные и негативные проявления детей, понимать причины их возникновения, мотивы того или иного поступка, знать пути их преодоления. На посиделках проводится анализ содержания сказок, а еще домовёнок учит своих подопечных сочинять сказки! В роли домовенка или другого сказочного героя выступает воспитатель, уединяется ребенок со сказочным героем и начинается сотворчество. Беру каждый раз какую - нибудь новую тему разрабатываю ее в рамках сюжета сказки. Сказочный герой помогает детям решать их жизненные проблемы, побуждает находить наиболее точные, образные слова, выражающие сопереживание, сочувствие, удовольствие, радость или наоборот, печаль. Одна из задач - расширить словарный запас детей, помочь перенести полученные жизненные представления в самый любимый ими жанр - сказку. Из опыта работы могу сделать вывод, чтобы сочинить сказку, нужно оживить, очеловечить все окружающее, особенно природу, ведь она о многом может поведать….

Этапы работы над опытом. Чтобы научить воспитанников регулировать свое поведение нравственной нормой, способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности, формировать понимания добра и зла, развивать эмпатию, отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь, мне как воспитателю необходимо правильно понимать причины отклонения в поведении ребенка. Выбрать целесообразные методы и приемы для предупреждения или преодоления негативных проявлений, это отражается в этапах моей работы.

I этап - Организационный: выявление проблем, постановка целей и задач, выбор метода и приёма работы, разработка перспективно - тематического плана, создание условий для развития у воспитанников нравственных качеств.

II этап - Диагностический: для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей я использую методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности при поступлении ребенка в центр и при выбытии из учреждения. Использую методики такие как - «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок», «Наблюдение» и другие.

III этап - Основной: приветствие, вхождение в сказку путем преодоления какого-либо препятствия с целью создания эмоционального настроения на занятии и интереса к нему, игры-беседы с персонажами сказок, игровые ситуации с использованием загадок, считалок, поговорок, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, создание костюмов, нанесение аквагримма и др.)

IV этап - Заключительный или обобщающий: проводится анализ и оценка занятия, самопроверка, рефлексия. В сказке есть и юмор и актуальная интерактивность, и увлекательный сюжет, и симпатичные герои. И всё в таких невероятных количествах, что необходимо помочь ребенку выйти из образа героя и из самой сказки. Проводятся релаксационное упражнение и обязательно ритуал завершения встречи.

Теоретическая база опыта. Нравственность - это основа личности, что доказано многими психологами и педагогами: Л.И. Божович, А.Т. Репина, С.Г. Якобсон, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др. Основным принципом нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал принцип народности: «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому».

Новизна опыта заключается в нестандартном походе к своей работе, в обучении воспитанников центра умению использовать продукты своего творчества в различных видах деятельности, нестандартно мыслить, иметь критический взгляд на различные вещи. У воспитанников появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственная позиция строится на основе сказок и литературных произведений, которые я тщательно подбираю, потому что не каждое может дать импульс для перевоплощения в образы героев. Из своей практики я могу сделать вывод, что произведения должны иметь ясно выраженную нравственную направленность и вызывать у детей сильные чувства и переживания, содержание должно предполагать разнообразные взаимодействия нескольких героев.

Технология опыта. Работа с воспитанниками в условиях реабилитационного центра организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя нужным обществу, желанным и полезным. Вместе с тем ребёнок приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе. Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями детской деятельности и поведения. На каждой возрастной ступени развития ребёнка складывается определённый психофизиологический уровень, от которого во многом зависят результат развития, структура и функциональные возможности будущей личности. Дети которые попадают в реабилитационные центры, детские дома, как правило, не получают целенаправленной систематической поддержки, обеспечивающей развитие ребёнка. Общей характерной чертой таких детей является неравномерное развитие познавательных процессов, а также наличие трудностей в сфере общения, как правило, круг контактов в социальной сфере ограничен. Я считаю, что любое развитие должно происходить в деятельности. Мною разработан цикл занятий по нравственному развитию воспитанников посредством сказки. В эту систему были включены также психологическая и социальная помощь.

Цель данного опыта: создать условия для развития нравственных качеств, способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно - ценностного мировоззрения.

Задачи: учить ребёнка осознанно относится к своим чувствам, к своему внутреннему миру, способствовать становлению самосознания; развивать умение анализировать и углублять собственные переживания, управлять своими чувствами; дать представление о приёмах и способах работы над художественным произведением.

Ожидаемые результаты: умение решать специфические социально - нравственные (смысловые) задачи. Это ситуации проблемного типа, которые не имеют готового и однозначного ответа, в силу чего они требуют от ребёнка сложной внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку.

На мой взгляд, чтобы достичь результата в работе и в развитии нравственных качеств у воспитанников большую роль играет развивающая среда. В нашем учреждении имеются условия для реализации данной программы. При реализации опыта я использую различные методы: игровой метод, ролевой метод, проектный метод и т.д.

Результативность: Обобщая свой опыт работы, я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в школьные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно. Есть простая истина: в детстве ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание. В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое горе как своё, совсем личное. Следовательно, в человеке раздается и развивается человечность, человек начинает формироваться как Человек. Анализ результатов работы с детьми показал, постоянное участие воспитанников в традиционных мероприятиях реабилитационного центра и школы (театрализации, песенные и игровые представления и т.д.) способствовали развитию творческих способностей, повысился уровень познавательной активности. Отмечу, что у воспитанников сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека. Работая в данном направлении видны положительные результаты:

Токарева Галина - победитель во Всероссийском конкурсе «Искусство, наука и спорт» заняла 1 место в номинации «Эссе на тему «Доброта спасет мир»;

За участие в областном конкурсе рисунка и живописи детско - юношеского творчества «Памяти павших будем достойны», трое детей получили поощрительные грамоты, а второе призовое место заняла - Цикулина Алина;

За участие в областной интерактивной интеллектуальной викторине среди воспитанников социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних «Страницы Великой Победы», посвященной 70-летию Победы в ВОВ, Токарева Галина получила диплом за второе место;

Воспитанники принимали участие в районном конкурсе «Я - автор» награждены почетными грамотами, посещают с театрализованными представлениями реабилитационный центр для престарелых Корочанского района. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения в реабилитационных центрах.

Библиографический список:

- Антипова Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» - М., 2003.

- Журнал дошкольное воспитание; Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М., 1992.

- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес» - С.П. 2008.


5

© 2010-2022