- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бойко М.Н. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Профилактическая программа
по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде
«ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
с.Кочубеевское
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одногруппниками, неприятности во взаимоотношениях с преподавателями.
Цель: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в коллективах обучающихся; формирование у студентов интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.
Задачи программы:
понижение тревожности;
понижение агрессии;
коррекция личностных социальных установок:
-
повышение самооценки (отношение к себе)
-
понижение конфликтности (отношение к окружающим)
развитие качеств и способностей подростков:
-
коммуникативности
-
креативности
-
эмпатии.
Принципы построения программы:
1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
2. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
3.Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
Программа рассчитана на подростков 15 - 17 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:
- проявляющих повышенную агрессивность;
-
имеющих трудности в общении;
-
с крайне ограниченными духовными интересами.
Специфика участников группы такова, что многие не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков. Занятия проводятся как с классным коллективом, так и отдельной группой подростков. Число участников группы не должно превышать 15-20 человек.
Занятия можно проводить в аудитории, а для тренингов необходимо просторное помещение (можно использовать рекреацию после окончания занятий). Для проведения мероприятий необходимы двое ведущих - психолог и помощник. В роли помощника может выступать второй психолог , социальный педагог или куратор группы. При выборе помощника нужно помнить о доверительной атмосфере занятий, подростки должны чувствовать себя комфортно, чтобы максимально раскрыться.
В программе используются основные методы психологии: наблюдение, беседа; виды психологической помощи: психодиагностика, психологическое просвещение; а также способы и приемы оказания психологической помощи: информирование, установление логических взаимосвязей, позитивный настрой, социальные пробы и релаксация.
Программа состоит из тренинга, 2-х занятий, 2-х классных часов (для диагностических исследований) и рассчитана на 7 астрономических часов.
Ожидаемые результаты:
-
снижение уровня тревожности у подростков;
-
развитие эмоционально-волевой сферы подростков;
-
расширение форм общения подростков.
Тематический план
№
Тема занятия
Цель
Кол-во часов (астроном)
Диагностика
Тест Басса-Дарки
Выявление особенностей межличностных отношений в коллективе.
Диагностика показателей и форм агрессии
1
Урок-общение "Почему люди ссорятся?"
Познакомить с понятием "конфликт"; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации
1,5
Занятие «Эффективные приемы общения»
Повышение коммуникативной компетенции обучающихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
1,5
Тренинг формирования команды
Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей.
2
Повторная диагностика
Тест Басса-Дарки
Выявление особенностей межличностных отношений в коллективе.
Диагностика показателей и форм агрессии
1
Итого
7
Урок-общение
"Почему люди ссорятся?"
Цели: Познакомить с понятием "конфликт"; Определить особенности поведения в конфликтной ситуации; Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.
Материалы: мяч, плакат с правилами.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия "Я очень рад тебя видеть"
2. Работа по теме занятия.
1) Психолог задает вопрос всем участникам: "Почему люди ссорятся?"
Всем предлагается подумать и записать ответы в тетрадях, а затем перейти к обсуждению. Все варианты ответов записываются на доске:
-
Не понимают друг друга.
-
Не владеют своими эмоциями.
-
Не принимают чужого мнения.
-
Не считаются с правами других.
-
Пытаются во всем доминировать.
-
Не умеют слушать других.
-
Хотят умышленно обидеть друг друга.
Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако, очень трудно бывает фиксировать свое состояние.
2) Игра "Разожми кулак".
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
3) Игра "Да и нет".
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию "да" и "нет". Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
4) После игр проводится обмен мнениями:
-
Какие испытывали эмоции?
-
Было ли ощущение напряжения и раздражения?
-
Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
-
Что помогло избежать конфликта?
3. Обучение выходу из конфликта.
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.
Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав.
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Анализ занятия.
-
Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
-
Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
-
Что для вас было самым трудным на занятии?
Домашнее задание.
Подумайте дома над высказыванием и постарайтесь его объяснить: "Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены".
Ритуал прощания.
Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.
Занятие
Эффективные приемы общения
Цель: повышение коммуникативной компетенции участников (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.
Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники участника.
Ход занятия:
Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.
Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.
Введение в тему.
- Тема нашего занятия сегодня «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним что такое общение, а также виды и функции общения.
- Общение - это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".
- Виды общения.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
- Функции общения.
-
Эмоциональный обмен
-
Побуждение
-
Информирование
- Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.
Разминка
Упражнение: "Эстафетная палочка" Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.
Основная часть занятия.
- Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?
Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)
Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".
Рисунок 5
Каждый участник на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.
Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:
А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.
Упражнение: "Что помню?" Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.
- А сейчас мы с вами разомнемся.
Упражнение: "Передай другому без слов" Участник по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.
Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника
- А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило.
- Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?
Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения.
Закрепление-повторение.
Подростки сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.
- Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.
Притча: «Как важно правильно слушать». В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» - перебил царь запыхавшегося гонца. - «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
- Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? - «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? - «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
Ритуал прощания.
Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.
Тренинг формирования команды
Цель: Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей.
Материалы: магнитофон; повязки на глаза по количеству участников; шнурки или небольшие веревочки по количеству участников; 8-10 резиновых ковриков (размер - формат А4).
Ход занятия
-
Ритуал приветствия "Я очень рад тебя видеть"
-
Упражнение «Построиться по росту слепыми» (примерная продолжительность 30 минут)
Для выполнения этого упражнения потребуются повязки на глаза по количеству участников. После того как все в группе завяжут глаза, ведущий объясняет задание.
Ведущий: За время наших встреч вы хорошо узнали друг друга. Сейчас вы должны будете построиться в одну прямую линию по росту. При этом никому из вас нельзя разговаривать.
Во время выполнения упражнения ведущий и помощник следят за выполнением условия.
Обсуждение упражнения: Что помогало вам выполнить задание? Что вы чувствовали? (Также можно обсудить умение следовать за лидером).
Ведущий и помощник раскладывают на полу резиновые коврики на расстоянии шага друг от друга и проводят (мелом) условные границы болота.
-
Упражнение «Болото» (примерная продолжительность 60 - 90 минут).
Ведущий: Следующее задание должно показать насколько вы умеете договариваться и действовать как команда. Встаньте, пожалуйста, в одну шеренгу вдоль линии (указывается любая линия, обозначающая границу болота).
После того как участники построены, их ноги связывают следующим образом: левая нога первого и правая второго, левая второго и правая третьего и т.д. пока все участники не окажутся связанными в одну цепь.
Ведущий: Вы стоите на границе болота. Коврики на полу - это кочки по которым вам нужно перебраться на противоположную сторону. Заступать за линию коврика нельзя, если произошел заступ - считается, что вы утонули и команда начинает переправу снова. Задание выполнено, когда вся команда перебралась на другой берег (можно разрешить сделать не более двух - трех заступов).
Упражнение учит договариваться о движении сразу трех участников, определяет лидера умеющего предлагать решения либо руководить движением всей группы. Кроме этого участники получают заряд энергии и положительных эмоций.
-
Понравилось ли вам наше занятие?
-
Чему вы научились, что нового узнали?
-
Что было самым трудным для вас?
Ритуал прощания.
Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.
Министерство образования
Ставропольского края
Кочубеевский гуманитарно-
Технический колледж -
Филиал гоу впО «невинномысскиЙ
Государственный гуманитарнО-
Технический институт»
Торговая, 29б, Кочубеевское,
Ставропольский край, 357000
Тел: (86550) 2-07-91
Факс: (86550) 2-07-91
E-mail: [email protected]
____________2011г. №____________
На №_________ от _________
Министерство образования
Ставропольского края
Аттестационная комиссия
Рефлексивный отчет по реализации предупреждение межличностных конфликтов
в подростковой среде, программой «ВОЗЬМОМСЯ ЗА РУКИ»
за 2010-2011 учебный год
На первом и последнем занятии по программе «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ», предупреждение межличностных конфликтов в подростковой среде, используется методика Басса- Дарка
По первичным результатам методики наиболее выражен показатель физической агрессии, который составляет 58,5 %, далее следует вербальная агрессия - 54,6 %;. Это означает, что большинство учащихся негативно реагируют на замечания, события. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию учащихся. Любая критика в их адрес воспринимается болезненно и служит своеобразной провокацией на образование конфликтной ситуации. в учебной группе.
- в конце занятий результат методики показал, что преобладает физическая агрессия но с более меньшими показателями - 15%
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в начале занятий наиболее ярко проявляются черты агрессивного дезадаптивного поведения. Это связано с тем, что первые курсы находятся в условиях адаптации к новым социальным условиям. Концу занятий был уменьшен показатель агрессивности.
Классным руководителям была анкета, где они ответили на следующие вопросы:
Как Вы считаете, помогли ли занятия по программе «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ», предупреждение межличностных конфликтов в подростковой среде
- преодоление поведенческих отклонений;
- выдержанности;
- улучшить взаимоотношения с обучающимися и преподавателями.
Анкета выявила следующие результаты:
- обучающиеся стали терпимее друг с другом - 36%
- отмечается снижение страхов - 12%;
- отношения с преподавателями более сдержанным -28%;
- обучающие научились контролировать свои эмоции - 24%.
Директор КГТК - филиала НГГТИ С.В.Попов