Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактическая программа

по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде

«ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»













с.Кочубеевское



Пояснительная записка


Актуальность программы.

Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одногруппниками, неприятности во взаимоотношениях с преподавателями.

Цель: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в коллективах обучающихся; формирование у студентов интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.

Задачи программы:

понижение тревожности;

понижение агрессии;

коррекция личностных социальных установок:

  • повышение самооценки (отношение к себе)

  • понижение конфликтности (отношение к окружающим)

развитие качеств и способностей подростков:

  • коммуникативности

  • креативности

  • эмпатии.

Принципы построения программы:

1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

2. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);

3.Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).

Программа рассчитана на подростков 15 - 17 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:

- проявляющих повышенную агрессивность;

  • имеющих трудности в общении;

  • с крайне ограниченными духовными интересами.

Специфика участников группы такова, что многие не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков. Занятия проводятся как с классным коллективом, так и отдельной группой подростков. Число участников группы не должно превышать 15-20 человек.

Занятия можно проводить в аудитории, а для тренингов необходимо просторное помещение (можно использовать рекреацию после окончания занятий). Для проведения мероприятий необходимы двое ведущих - психолог и помощник. В роли помощника может выступать второй психолог , социальный педагог или куратор группы. При выборе помощника нужно помнить о доверительной атмосфере занятий, подростки должны чувствовать себя комфортно, чтобы максимально раскрыться.

В программе используются основные методы психологии: наблюдение, беседа; виды психологической помощи: психодиагностика, психологическое просвещение; а также способы и приемы оказания психологической помощи: информирование, установление логических взаимосвязей, позитивный настрой, социальные пробы и релаксация.

Программа состоит из тренинга, 2-х занятий, 2-х классных часов (для диагностических исследований) и рассчитана на 7 астрономических часов.

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня тревожности у подростков;

  • развитие эмоционально-волевой сферы подростков;

  • расширение форм общения подростков.

Тематический план

Тема занятия

Цель

Кол-во часов (астроном)

Диагностика

Тест Басса-Дарки

Выявление особенностей межличностных отношений в коллективе.

Диагностика показателей и форм агрессии

1

Урок-общение "Почему люди ссорятся?"


Познакомить с понятием "конфликт"; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации

1,5

Занятие «Эффективные приемы общения»


Повышение коммуникативной компетенции обучающихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

1,5

Тренинг формирования команды

Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей.

2

Повторная диагностика

Тест Басса-Дарки

Выявление особенностей межличностных отношений в коллективе.

Диагностика показателей и форм агрессии

1

Итого


7

Урок-общение

"Почему люди ссорятся?"

Цели: Познакомить с понятием "конфликт"; Определить особенности поведения в конфликтной ситуации; Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Материалы: мяч, плакат с правилами.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия "Я очень рад тебя видеть"

2. Работа по теме занятия.

1) Психолог задает вопрос всем участникам: "Почему люди ссорятся?"

Всем предлагается подумать и записать ответы в тетрадях, а затем перейти к обсуждению. Все варианты ответов записываются на доске:

  • Не понимают друг друга.

  • Не владеют своими эмоциями.

  • Не принимают чужого мнения.

  • Не считаются с правами других.

  • Пытаются во всем доминировать.

  • Не умеют слушать других.

  • Хотят умышленно обидеть друг друга.

Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако, очень трудно бывает фиксировать свое состояние.

2) Игра "Разожми кулак".

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его(нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

3) Игра "Да и нет".

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию "да" и "нет". Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

4) После игр проводится обмен мнениями:

  • Какие испытывали эмоции?

  • Было ли ощущение напряжения и раздражения?

  • Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?

  • Что помогло избежать конфликта?

3. Обучение выходу из конфликта.

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.

На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.

Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:

1) Выслушать спокойно все претензии партнера.

2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3) Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Анализ занятия.

  • Можно ли постоянно контролировать свое состояние?

  • Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

  • Что для вас было самым трудным на занятии?

Домашнее задание.

Подумайте дома над высказыванием и постарайтесь его объяснить: "Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены".

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

Занятие

Эффективные приемы общения

Цель: повышение коммуникативной компетенции участников (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого участника.

Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники участника.

Ход занятия:

Приветствие.

- Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.

Введение в тему.

- Тема нашего занятия сегодня «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним что такое общение, а также виды и функции общения.

- Общение - это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".

- Виды общения.

Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Рисунок 1

Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Рисунок 2

Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Рисунок 3

Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»
Рисунок 4

- Функции общения.

  • Эмоциональный обмен

  • Побуждение

  • Информирование

- Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.

Разминка

Упражнение: "Эстафетная палочка" Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

Основная часть занятия.

- Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?

Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)

Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".

Профилактическая программа по предупреждению межличностных конфликтов в подростковой среде «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ»Рисунок 5

Каждый участник на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.

Упражнение: "Что помню?" Один из участников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.

- А сейчас мы с вами разомнемся.

Упражнение: "Передай другому без слов" Участник по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.

Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника

- А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило.

- Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?

Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения.

Закрепление-повторение.

Подростки сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.

- Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.

Притча: «Как важно правильно слушать». В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» - перебил царь запыхавшегося гонца. - «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
- Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? - «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? - «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

Тренинг формирования команды

Цель: Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей.

Материалы: магнитофон; повязки на глаза по количеству участников; шнурки или небольшие веревочки по количеству участников; 8-10 резиновых ковриков (размер - формат А4).

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия "Я очень рад тебя видеть"

  2. Упражнение «Построиться по росту слепыми» (примерная продолжительность 30 минут)

Для выполнения этого упражнения потребуются повязки на глаза по количеству участников. После того как все в группе завяжут глаза, ведущий объясняет задание.

Ведущий: За время наших встреч вы хорошо узнали друг друга. Сейчас вы должны будете построиться в одну прямую линию по росту. При этом никому из вас нельзя разговаривать.

Во время выполнения упражнения ведущий и помощник следят за выполнением условия.

Обсуждение упражнения: Что помогало вам выполнить задание? Что вы чувствовали? (Также можно обсудить умение следовать за лидером).

Ведущий и помощник раскладывают на полу резиновые коврики на расстоянии шага друг от друга и проводят (мелом) условные границы болота.

  1. Упражнение «Болото» (примерная продолжительность 60 - 90 минут).

Ведущий: Следующее задание должно показать насколько вы умеете договариваться и действовать как команда. Встаньте, пожалуйста, в одну шеренгу вдоль линии (указывается любая линия, обозначающая границу болота).

После того как участники построены, их ноги связывают следующим образом: левая нога первого и правая второго, левая второго и правая третьего и т.д. пока все участники не окажутся связанными в одну цепь.

Ведущий: Вы стоите на границе болота. Коврики на полу - это кочки по которым вам нужно перебраться на противоположную сторону. Заступать за линию коврика нельзя, если произошел заступ - считается, что вы утонули и команда начинает переправу снова. Задание выполнено, когда вся команда перебралась на другой берег (можно разрешить сделать не более двух - трех заступов).

Упражнение учит договариваться о движении сразу трех участников, определяет лидера умеющего предлагать решения либо руководить движением всей группы. Кроме этого участники получают заряд энергии и положительных эмоций.

  • Понравилось ли вам наше занятие?

  • Чему вы научились, что нового узнали?

  • Что было самым трудным для вас?

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.


Министерство образования

Ставропольского края

Кочубеевский гуманитарно-

Технический колледж -

Филиал гоу впО «невинномысскиЙ

Государственный гуманитарнО-

Технический институт»

Торговая, 29б, Кочубеевское,

Ставропольский край, 357000

Тел: (86550) 2-07-91

Факс: (86550) 2-07-91

E-mail: [email protected]

____________2011г. №____________

На №_________ от _________


Министерство образования

Ставропольского края

Аттестационная комиссия

Рефлексивный отчет по реализации предупреждение межличностных конфликтов

в подростковой среде, программой «ВОЗЬМОМСЯ ЗА РУКИ»

за 2010-2011 учебный год


На первом и последнем занятии по программе «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ», предупреждение межличностных конфликтов в подростковой среде, используется методика Басса- Дарка

По первичным результатам методики наиболее выражен показатель физической агрессии, который составляет 58,5 %, далее следует вербальная агрессия - 54,6 %;. Это означает, что большинство учащихся негативно реагируют на замечания, события. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию учащихся. Любая критика в их адрес воспринимается болезненно и служит своеобразной провокацией на образование конфликтной ситуации. в учебной группе.

- в конце занятий результат методики показал, что преобладает физическая агрессия но с более меньшими показателями - 15%

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в начале занятий наиболее ярко проявляются черты агрессивного дезадаптивного поведения. Это связано с тем, что первые курсы находятся в условиях адаптации к новым социальным условиям. Концу занятий был уменьшен показатель агрессивности.

Классным руководителям была анкета, где они ответили на следующие вопросы:

Как Вы считаете, помогли ли занятия по программе «ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ», предупреждение межличностных конфликтов в подростковой среде

- преодоление поведенческих отклонений;

- выдержанности;

- улучшить взаимоотношения с обучающимися и преподавателями.

Анкета выявила следующие результаты:

- обучающиеся стали терпимее друг с другом - 36%

- отмечается снижение страхов - 12%;

- отношения с преподавателями более сдержанным -28%;

- обучающие научились контролировать свои эмоции - 24%.

Директор КГТК - филиала НГГТИ С.В.Попов













© 2010-2022