Программа по сохранению психического здоровья педагогов

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ


Зам. директора по УВР Директор __________Т.Н. Борзова

______________Т.Н. Пашала

Приказ от 1 сентября 2015 года №









Программа

по сохранению психического здоровья педагогов














Разработал педагог-психолог Алферова И.И.

2015-2016 учебный год

2. Пояснительная записка

программы по сохранению психического здоровья педагогов.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья ( далее ПЗ) педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

2.1 Цели и задачи программы.

Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи :

• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;

• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

3. Содержание адаптированной программы.

3.1 Перечень учебно-методического и программного обеспечения.

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М., 2002.

Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. - М., 1997.

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. - М., 1999.

.Битянова В.Н. Психология личностного роста. - М., 1996.

Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60-90-х гг.). - Новосибирск, 1993.

Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. - М., 2001.

Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

Гримак Л.П. Общение с собой. - М., 1991.

Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974.

Дмитроченкова И.П., Ланина Н.В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.

Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - Л., 1990.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1988.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 2000.

Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. - Омск: ООИПКРО, 2002.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2000.

Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001. Макшанов С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 1998.

Маркова Л.М. Психология труда учителя. - М., 1993.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. - М., 1994.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. - М., 1991.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - М., 2002. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. - Т. 12, 1991, № 1, с. 47-55.

Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

Прохоров А.О. Психология самоуправления. - Казань, 1997.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 1999.

Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку / Под ред. С.С. Харина. - Минск, 1999.

Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002.

Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М., 2002.

Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.

Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. - М., 1996.

Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 13/2005.

3.3 Содержание программы.

Этапы реализации адаптированной программы:

1.Психопросвещение педагогов.
2. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.

На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.

Второй этап деятельности - психодиагностический. Цель этого этапа - определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у учителей эмоционального выгорания, разработан и опробован на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.

Нарушения психического здоровья (ПЗ) - это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.

Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.

Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:

1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.
3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.

Для успешной реализации задач данного блока могут использоваться элементы таких методов, как арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, позитивная психотерапия, релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.

Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога - заключительный этап программы.

В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.

В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.

Важным направлением деятельности практического психолога образования является психологическое консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.

Консультирование - это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.

Задача консультанта - помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.

Несомненно, что деятельность педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога является важной и необходимой в образовательном учреждении. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности. Однако деятельности одного психолога недостаточно.

В качестве профилактики личностной и профессиональной дезадаптации и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психологической помощи:

- разработка и внедрение в учебные программы педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования курсов по формированию психологической культуры, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;

- разработка и внедрение психотерапевтической, тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;

- разработка рекомендации по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.

4.Ожидаемые результаты.

В ходе реализации адаптированной программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

• улучшается психологический климат в коллективе;

• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;

• повышается самооценка и уверенность в себе.

5. Тематическое планирование.

Диагностическая работа


№ п/п

Содержание и виды работы

Сроки выполнения

1

Диагностирование «Оценка уровня развития эмпатии»

декабрь

2

Индивидуальные диагностирования «Мои педагогические затруднения» (мо­лодые специалисты, аттестующиеся учителя).

По запросу, в течение года

3

Диагностирование «Ваши суицидальные наклонности»

октябрь

4

Диагностирование «Оценка удовлетворенности работой»

март

5

Наблюдение за деятельностью педагогов на уроках

в течение года


Консультативная работа


1

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам обучения и развития детей.


в течение года

2

Индивидуальные консультации по вопросам психолого-педагогической диаг­ностики обучающихся по предметам (учебным дисциплинам).

в течение года

3

Индивидуальное консультирование аттестующихся учителей и молодых спе­циалистов.

в течение года

4

Проведение консультаций с учителями -предметниками, работающими с обучающимися детьми -инвалидами.

в течение года


Развивающая и коррекционная работа


1

«Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе-интернате»


ноябрь

2

«Синдром профессионального выгорания»

январь

3

«Коррекция ненасильственных взаимоотношений педагогов с учащимися» (заня­тие по формированию модели ненасильственного общения)


март

4

Коррекционная работа с молодыми специалистами, имеющими трудности в общении с учащимися

в течение года

5

Цикл практико-ориентированных семинаров:

Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми

Психологические особенности суицидального поведение подростков

Синдром профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагогов

Формирование стрессоустойчивости у педагогов

Профилактика конфликтов


ноябрь

январь

февраль


март


май


6

Проведение видеолектория:

Антинаркотический документальный фильм «Мамочки»

«Чижик-пыжик -пьющие дети»

«Я больше не могу…»

Наркомания


в течение года


Просветительская работа


1

Организация и проведение ежегодных семинаров по проблемам наркозависимости несовершеннолетних

в течение года

2

Выступление на педсовете «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»

январь

3

Выпуск буклетов для педагогов «Как организовать работу с родителями», «Как организовать работу по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»,

«Эффективные методы профилактики конфликтов» и другие по запросу

в течение года

4

Открытое занятие по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»

апрель





© 2010-2022