- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа по сохранению психического здоровья педагогов
Программа по сохранению психического здоровья педагогов
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алферова И.И. |
Дата | 21.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор __________Т.Н. Борзова
______________Т.Н. Пашала
Приказ от 1 сентября 2015 года №
Программа
по сохранению психического здоровья педагогов
Разработал педагог-психолог Алферова И.И.
2015-2016 учебный год
2. Пояснительная записка
программы по сохранению психического здоровья педагогов.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья ( далее ПЗ) педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.
2.1 Цели и задачи программы.
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи :
• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
3. Содержание адаптированной программы.
3.1 Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М., 2002.
Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. - М., 1997.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. - М., 1999.
.Битянова В.Н. Психология личностного роста. - М., 1996.
Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60-90-х гг.). - Новосибирск, 1993.
Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. - М., 2001.
Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
Гримак Л.П. Общение с собой. - М., 1991.
Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л., 1974.
Дмитроченкова И.П., Ланина Н.В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. - Воронеж, 1990.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - Л., 1990.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1988.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 2000.
Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. - Омск: ООИПКРО, 2002.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2000.
Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., 2001. Макшанов С.И. Психология тренинга. - СПб., 1997.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 1998.
Маркова Л.М. Психология труда учителя. - М., 1993.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. - М., 1994.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. - М., 1991.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - М., 2002. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. - Т. 12, 1991, № 1, с. 47-55.
Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. - М., 1982.
Прохоров А.О. Психология самоуправления. - Казань, 1997.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПб., 1999.
Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку / Под ред. С.С. Харина. - Минск, 1999.
Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. - М., 2002.
Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М., 2002.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. - М., 1996.
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 13/2005.
3.3 Содержание программы.
Этапы реализации адаптированной программы:
1.Психопросвещение педагогов.
2. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.
На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.
Второй этап деятельности - психодиагностический. Цель этого этапа - определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у учителей эмоционального выгорания, разработан и опробован на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.
Нарушения психического здоровья (ПЗ) - это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.
Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.
Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:
1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.
3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.
Для успешной реализации задач данного блока могут использоваться элементы таких методов, как арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, позитивная психотерапия, релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.
Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога - заключительный этап программы.
В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.
В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.
Важным направлением деятельности практического психолога образования является психологическое консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.
Консультирование - это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.
Задача консультанта - помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.
Несомненно, что деятельность педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога является важной и необходимой в образовательном учреждении. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности. Однако деятельности одного психолога недостаточно.
В качестве профилактики личностной и профессиональной дезадаптации и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психологической помощи:
- разработка и внедрение в учебные программы педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования курсов по формированию психологической культуры, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;
- разработка и внедрение психотерапевтической, тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;
- разработка рекомендации по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.
4.Ожидаемые результаты.
В ходе реализации адаптированной программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
• улучшается психологический климат в коллективе;
• снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• повышается самооценка и уверенность в себе.
5. Тематическое планирование.
Диагностическая работа
№ п/п
Содержание и виды работы
Сроки выполнения
1
Диагностирование «Оценка уровня развития эмпатии»
декабрь
2
Индивидуальные диагностирования «Мои педагогические затруднения» (молодые специалисты, аттестующиеся учителя).
По запросу, в течение года
3
Диагностирование «Ваши суицидальные наклонности»
октябрь
4
Диагностирование «Оценка удовлетворенности работой»
март
5
Наблюдение за деятельностью педагогов на уроках
в течение года
Консультативная работа
1
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам обучения и развития детей.
в течение года
2
Индивидуальные консультации по вопросам психолого-педагогической диагностики обучающихся по предметам (учебным дисциплинам).
в течение года
3
Индивидуальное консультирование аттестующихся учителей и молодых специалистов.
в течение года
4
Проведение консультаций с учителями -предметниками, работающими с обучающимися детьми -инвалидами.
в течение года
Развивающая и коррекционная работа
1
«Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе-интернате»
ноябрь
2
«Синдром профессионального выгорания»
январь
3
«Коррекция ненасильственных взаимоотношений педагогов с учащимися» (занятие по формированию модели ненасильственного общения)
март
4
Коррекционная работа с молодыми специалистами, имеющими трудности в общении с учащимися
в течение года
5
Цикл практико-ориентированных семинаров:
Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми
Психологические особенности суицидального поведение подростков
Синдром профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагогов
Формирование стрессоустойчивости у педагогов
Профилактика конфликтов
ноябрь
январь
февраль
март
май
6
Проведение видеолектория:
Антинаркотический документальный фильм «Мамочки»
«Чижик-пыжик -пьющие дети»
«Я больше не могу…»
Наркомания
в течение года
Просветительская работа
1
Организация и проведение ежегодных семинаров по проблемам наркозависимости несовершеннолетних
в течение года
2
Выступление на педсовете «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»
январь
3
Выпуск буклетов для педагогов «Как организовать работу с родителями», «Как организовать работу по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»,
«Эффективные методы профилактики конфликтов» и другие по запросу
в течение года
4
Открытое занятие по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
апрель