Кейсы по социальной педагогике для решения педагогических задач

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задача1

Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились.

Вопросы

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?

3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка?

Ответы

1.Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

2.Проинформировать семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Проконсультировать по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

3.Социально-психологическая поддержка и коррекция.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

Литература:

Шакурова М.В.-Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.


№1

Задача 169. Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома.

Вопросы:


  1. Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду?

  2. С чего начинается социально-педагогическая деятельность?

  3. В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом?

Ответы:

  1. а) понимание значимости работы, полезной для других, общества; б) переживание ценности, удивления, радости от результатов собственного труда; в) восхищение повседневным трудом других людей; г) наличие позитивного эмоционального фона, подкрепляющего мотивацию трудовой деятельности.

  2. Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.


  3. Педагог социальный осуществляет работу по формированию мотивации к трудовой деятельности.
    Мотивы - это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Набор мотивов трудовой деятельности у подростков может быть разнообразным: Заработок задача педагога социального состоит в том, чтобы сформировать у каждого подростка такую жизненную позицию при выборе профессии, которая соответствовала бы призванию личности и желанию достичь успеха в профессиональной деятельности. В сознании учащихся необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят им самореализоваться в профессиональной сфере.

Литература:

Галагузова Ю.Н., Социальная педагогика

М. В. Шакурова методика и технология работы социального педагога.


№ 2

Задача 197. Шестиклассник Витя К.- трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком.

Вопросы:

  1. Какие существуют категории детей группы риска?

  2. Какие особенности имеют дети группы риска?

  3. Аспекты негативного влияния на детей?

Ответы:


  1. 1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
    2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
    3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
    4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке;
    5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.


  2. 1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
    2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
    3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
    4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
    5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.
    6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
    7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
    8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
    9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
    10. В отношениях с взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

  3. Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей и т.п., поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
    Второй аспект - и именно под этим углом зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время - тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.



№3

Задача 192. Я попросился на урок к Николаю Петровичу, а он сказал:

- У меня классный час. Хотите?

И вот этот классный час. Поднимается аккуратный, тщательно причесанный мальчишка, поправляет очки на носу и ровным голосом говорит:

- Я не знаю, как другим ребятам, но мне лично кажется, что вы, Николай Петрович, ошибаетесь, защищая Неллю Викторовну...

Затем раздался крайне взволнованный голос девочки:

- Как вы, Николай Петрович, можете ее оправдывать, когда она так несправедливо поступила с нами...

По классу прокатывается легкий гул. И еще несколько выступлений:

- Вы не правы, вы заблуждаетесь, вы не должны...

Николай Петрович сидит за столом и внимательно слушает. На его лице ни тени иронии, насмешки или высокомерной снисходительности - только внимание. Класс единодушен, класс убеждает его в неправоте. Класс, можно сказать, воспитывает своего классного руководителя.

Ребята уверены, что, взяв под защиту старшую пионервожатую, Николай Петрович просто хотел отстоять честь "мундира". А дело было вот в чем. Два дня назад вожатая потребовала, чтобы ребята срочно отправились собирать макулатуру. Они отказались, потому что на этот день у них намечен культпоход в музей, просили перенести сбор макулатуры на другое время. Вожатая накричала на них, упрекнула в лени и нерадивости.

Николай Петрович слушает ребят, и временами кажется, что он сейчас согласится: "Да, пожалуй, вы правы". Но он почему-то медлит, и вдруг спрашивает негромким глуховатым голосом:

- Пионервожатая приходила к вам на большой перемене?

- Да, после алгебры.

- Половина ребят в коридор уже вышла, она обратно всех загнала...

- То есть попросила вернуться?

- Ну, попросила...

- А вы согласились не сразу? Вы еще помялись у дверей?

- Немножко помялись...

- И ей, разумеется, показалось, что вы ее совершенно не уважаете?

- Ну, может быть...

- И пионервожатая стала нервничать и повысила голос... Вы же заговорили все сразу, а она, конечно, не могла вас ни понять, ни перекричать. У нее сложилось мнение, что вам действительно идти собирать макулатуру лень, что ее просьба для вас ничего не значит... Так?

- Так, наверное...

- Нелля Викторовна, как вам известно, работает первый год. И боится уронить себя в ваших глазах, Дома она вспоминает весь свой день и заново переживает каждое не так сказанное слово... Вспомните, у кого-нибудь из вас, наверное, бывало так: скажешь что-нибудь неловкое, неуместное - потом целую неделю или даже месяц переживаешь...

Еще несколько минут назад такой категоричный, убежденный в своей правоте класс теперь потрясенно молчал. Непримиримые максималисты, они вдруг ощутили на миг душевное состояние другого человека, и их упорство показалось мелочным, ненужным, невеликодушным, наконец.

Вопросы:

  1. С помощью какого метода педагог уригулировал конфликтную ситуацию в классе?

  2. Уровни агрессивного поведения?

  3. Какие методы социальный педагог может применить для измения отношения в коллективе?

Ответы:

1. - профессиональное взаимодействие с подопечными (убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.);

2. 1) мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;
2) эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;
3) процессы саморегуляции;
4) когнитивная переработка информации;
5) внешне наблюдаемые проявления и действия.

3.

1) коррекция через игру;
2) через творческое самовыражение;
3) через сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (например, спорт);
4) через участие в тренинговой группе;
5) коррекция с помощью поведенческих методов.

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.


№4

Виктор К. в школе - один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.

Вопросы:

  1. Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме?

  2. Понятие социального патронажа и надзора?

  3. Какие виды консультирования может предложить педагог?

Ответы:

1. Вседозволенность:

  • Ребенку можно все, пока у нас, взрослых, хватит нервов и сил. Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.

  • Взрослый запрещает любое принуждение по отношению к личности ребенка.

  • Единственная задача взрослого заинтересовать ребенка.

  • Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.

  • Позиция снизу - интересы ребенка выше интереса взрослого.

2. Социальный патронаж - это форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье. Срок социальный патронажа ограничен от 4 до 9 месяцев. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа:
- Знакомство. Договор с семьей.
- Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
- Сбор информации о семье.
- информации о семье.
- Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с Анализ семьей.
- Выход из семьи.

3. Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе, которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Методы, приёмы консультирования:
- беседа;
- включенное обсуждение;
- убеждение;
- одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
- приём активного слушания;
- приём парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.
- использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
- прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения.
- приём Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента.
- метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашёл выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать её, ходатайство; защита прав клиента.
Социальный патронаж. Патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому.

Литература:

Методика и технология работы социального педагога Голоухова Г.Н.

А.В. Мудрик социальная педагогика

© 2010-2022