Методические рекомендации педагогам по жестокому обращению с детьми

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации педагогам о жестоком обращении с детьми

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы учителями по отношению к ученикам.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Виды эмоционального насилия:

  • - насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

  • - отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (ребенку отказываются что-либо объяснять, если ему не понятно, не берут в игры, в походы и т.д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

  • К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Формы жестокого обращения

Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)- это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:

• следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);

• следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

• запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

Учитель, унижающий или бьющий ребенка, точно знает, что нарушает свои обязанности, Конституцию страны и еще массу законов.

Это его не останавливает.

Почему?

По данным фонда «Права ребёнка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого.

Пример: В Красноярском крае передано в суд дело учителя одной из школ Минусинского района, который обвиняется в жестоком обращении с детьми. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе краевого ГУВД, действия 50-летнего преподавателя сотрудники милиции квалифицировали по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Таким образом, педагогу грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трёх лет. В настоящее время он уволен из школы. Как показало расследование, учитель, в частности, вывел одного из учеников из класса, с силой скрутив ему ухо, другую ученицу педагог, выгоняя из класса во время перемены, толкнул. Девочка упала и ударилась.

Было установлено, так учитель вёл себя постоянно, причём на глазах всего класса.

Некоторые учителя бьют линейками, сбрасывают тетради, награждают подзатыльниками, навешивают различные прозвища.

Законодательное регулирование и ответственность

Запрет методов применения физического и психического насилия в образовательных учреждениях прямо предусмотрен российским законодательством:

Пункт 6 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

  • Увольнение: в силу п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ, применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника является основанием для расторжения трудового договора с педагогом.

  • Уголовная ответственность:

- Статья 156 УК РФ предусматривает наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в частности, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

- Уголовная ответственность может также наступить за причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117), оставление в опасности (ст. 125 УК), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), оскорбление (ст. 130 УК).

  • Гражданско-правовая ответственность: при причинении ребенку физических и нравственных страданий его законный представитель будет вправе требовать возмещения вреда, причиненного личности или имуществу (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ), а также возмещения морального вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

  • Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.

  • Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Статья 156 УК РФ Мы остановимся подробнее на указанной выше статье 156 Уголовного кодекса РФ, поскольку она предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Совершение такого преступления наказывается:

• штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо

• обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо

• исправительными работами на срок до двух лет, либо

• лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Учителю запрещено:

  • Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

  • Выгонять ученика с урока.

  • Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

  • Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Ведь это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности.

Исключением из этого правила может быть только ситуация, когда то, что лежит в кармане ученика, представляет опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья окружающих. Чрезвычайность ситуации дает право учителю отобрать, например, взрывоопасный предмет, ядовитую жидкость и пр. Но в любом случае в действиях учителя не должно быть ничего такого, что унижало бы человеческое достоинство ученика.

  • Отобрать что-либо у другого человека и положить к себе в карман, то есть присвоить, нельзя. Даже если это пачка сигарет или жевательная резинка. А вот сообщить родителям, что их ребенок носит с собой в школу сигареты, учитель обязан.

Курящий в школе ученик сам нарушает установленные запреты, и к нему могут быть применены различные меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, но даже в этом случае отобрать сигареты нельзя. Нарушителю может быть лишь предложено добровольно выбросить или отдать их учителю для последующей передачи родителям.

  • Ни личные досмотры учеников в школе, ни изъятие личных вещей ученика кем-либо из сотрудников школы не допускаются. Ведь это считается нарушением конституционного права на личную неприкосновенность и права собственности.

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

  • Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми.

  • Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

  • В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Рекомендации: .
Общение между учителем и учениками:

  • Будьте внимательны к своим ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении.

  • Обратите внимание на изменение работоспособности ученика.

  • Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность. Побеседуйте с родителями.

  • Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам.

  • Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо: наблюдать за детьми, обращать внимание на их поведение, понимать выражение глаз, их мимику и жесты.

  • Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников.

  • Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалить

Нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57

  • Трудовой кодекс РФ, ст. 21

  • Конституция РФ, ст. 43

  • Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65

  • Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19




© 2010-2022