Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

В методическом пособии представлен опыт организации проектной деятельности в процессе интеграции уроков по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, внеурочной деятельности, педагогической практики. В пособии представлены проекты по формированию толерантности студентов первых курсов педагогического колледжа в 2013-2014 гг., в 2014-2015 гг. и младших школьников. Методическое пособие предназначено для студентов, классных руководителей педагогического колле...
Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

51

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………...3

1. Понятие толерантность. Виды толерантности…………………………….4

2. Проект, как средство формирования толерантности……………………...7

3. Организация и проведение проекта «Колледж - планета толерантности» среди студентов первого курса Владимирского педагогического колледжа……………………………………………………………………….15

4. Организация и проведение проекта «Уважая себя, уважай других» с детьми младшего школьного возраста………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………29

Приложения…………………………………………………………………...31





Пояснительная записка

В настоящее время в нашем обществе появились проблемы, связанные с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

В связи с этим перед современными образовательными учреждениями Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ставят цель: воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности. Один из путей достижения этой цели - организация проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.

Проект - это интегративное средство развития, обучения, воспитания; овладения общими и профессиональными компетенциями обучающимися в соответствии с ФГОС.

В методическом пособии представлен опыт организации проектной деятельности в процессе интеграции уроков по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя, внеурочной деятельности, педагогической практики.

Старшекурсники внедряют проекты в группах первого курса. В результате они овладевают навыками и умениями проектной деятельности для работы с младшими школьниками, которые реализуют в ходе педагогической практики в начальной школе.

В пособии представлены проекты по формированию толерантности студентов первых курсов педагогического колледжа в 2013-2014 гг., в 2014-2015 гг. и младших школьников.

Методическое пособие предназначено для студентов, классных руководителей педагогического колледжа; учителей начальных классов.

1. Понятие толерантность. Виды толерантности.

Понятие «толерантность» (от латинского «tolerantia» - терпение) в Большой советской энциклопедии трактуется как способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. [4]

Согласно Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 года) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, которая проявляется в праве всех граждан на самобытность, индивидуальность; в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждению, обычаям и верованиям. [7]

В русском языке существует два слова со сходным значением - терпимость и толерантность, причем первое из них появилось в русском языке гораздо раньше второго.

«Толковый словарь русского языка» В. Даля обращает внимание на многозначность «терпимости», которая имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность[6]. Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость»[13]. В этимологическом словаре «Этнос. Нация. Общество» читаем, что «в социальном аспекте толерантность лежит в основе культурных измерений человеческой субъективности, является «барометром», который в той или иной мере позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения, согласия и мира. Толерантность требует определенного самоограничения, бывает принципиальной, т.е. базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же прагматической, т.е. целесообразной (ситуационной) практикой отношений»[15].

Более полное определение, раскрывающее нравственную суть толерантности (терпимости), дано в «Словаре по этике»: «Терпимость - моральное качество, характеризующее терпимое отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признание за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я»[12].

Наиболее точна, на наш взгляд, в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.З. Вульфовым. Она определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».[5]

В ситуации кризиса или конфликта именно толерантность становится тем условием, при котором кризис не обостряется и заканчивается началом нового витка в развитии личности. Мы придерживаемся такого мнения, так как любой кризис личности - это кризис идентичности, потеря себя на какое-то время и поиски ответа на вопрос: "Кто я? Какой я?". Мы полностью разделяем точку зрения Н.Н. Федотовой о том, что "толерантность - инструмент адаптации в условиях смены или кризиса идентичности, способ приспособления к новой социальной среде" [13, с.19] и, следовательно, можем сделать вывод, что толерантность, как внутренняя так и внешняя, есть условие развития личности.

Г.Оллпорт отмечает, что характерной чертой толерантной личности является знание самого себя, признание своих достоинств и недостатков. Зная о своих достоинствах, толерантные люди хорошо осознают свои недостатки, что обусловливает высокий потенциал для саморазвития, так как они менее удовлетворены собой, чем интолерантные люди.

Толерантные личности обычно чувствуют себя в безопасности, они не стремятся защищаться от других людей и групп, т.е. они открыты окружающему миру. Открытость оптимально функционирующих личностей проявляется в дружелюбии к любому достойному человеку вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик.[12]

Анализируя различные источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности: этническая, коммуникативная, политическая и др.

Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

Политическая толерантность - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность - это взаимоотношение между людьми и личности к людям. Восприятие человека таким, какой он есть.


2. Проект, как средство формирования толерантности.

В настоящее время существует несколько терминов, связанных с понятием проектная деятельность: метод проектов, проектирование, проектная культура, проектировочная деятельность. В работе мы будем использовать термины проект, метод проектов, проектная деятельность. Они идентичны. Различий между ними нет.

Метод проектов - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств: самостоятельности, ответственности, способности отстоять свою позицию, в то же время признавать право другого на свою точку зрения, сотрудничать с другими в духе партнёрства.

Кроме того, метод проектов способствует формированию культуры общения между детьми, навыков групповой работы, умения вести диалог, находить компромиссное решение обсуждаемых проблем; воспитанию терпимости к чужому мнению; созданию условий для живого общения.

Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта.

Различные источники по-разному классифицируют этапы работы над учебным проектом.

Розанов Л.Л. выделяет следующие этапы проектной деятельности:

  1. Организационно-подготовительный (выбор темы; определение задач проекта; поиск проблемы; составление предварительного плана; определение участников, методов, приемов исследования; овладение терминологией).

  2. Поисково-исследовательский (разработка программы исследования; сбор и изучение необходимой информации; непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза).

  3. Отчетно-оформительский (составление названия исследовательского проекта; изложение проекта).

  4. Информационно-презентативный (защита проекта; самооценка и оценка проектов). [10]

В. В. Николина определила следующие этапы работы над проектом:

  1. Ценностно-ориентированный (осознание мотива и цели деятельности, определение замысла проекта).

  2. Конструктивный (собственно проектирование).

  3. Оценочно-рефлексивный (самооценка деятельности).

  4. Презентативный (защита проекта). [8]

Полат Е.С. выделила следующие этапы разработки структуры проекта и его проведения:

  1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

  2. Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы ("мозговой штурм"), обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов.

  4. Работа в группах над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

  5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

  6. Выявление новых проблем. [9]

В зарубежной методической литературе также можно встретить различные определения этапов проектной деятельности.

Фрайд-Бус Д.Л. описывает три этапа работы над проектом:

  1. Планирование.

  2. Реализация проекта.

  3. Создание конечного продукта. [16]

Несмотря на разнообразие классификаций этапов проектной деятельности, можно заметить, что они отличаются незначительно. На наш взгляд, целесообразно выделить четыре основных этапа: организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов, оценивание итогов обучающимися и преподавателем.

1 этап. Организация деятельности должна начаться с коллективного обсуждения; это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов. Роль учителя на данном этапе: мотивировать учащихся, пробудить интерес к теме будущего проекта, активизировать имеющиеся знания, консультировать учащихся при постановке цели и задач. Учащиеся формируют группы, распределяют роли, определяют источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления результатов. Самое главное, что учащиеся должны стать активными деятелями с самого начала работы над проектом.

2 этап. Осуществление деятельности. Это самый длинный и интенсивный этап работы над проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель - наблюдатель и если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта. Нередко на данной стадии привлекаются родители учащихся. Они оказывают помощь в сборе информации и оформлении материалов проектной деятельности.

3 этап. Презентация результатов. Этот этап предполагает презентацию конечного продукта с помощью различных средств. Это могут быть рисунки, плакаты, схемы, газеты, макеты, сценарии и т.п. Конечный продукт (неважно как он представлен) должен быть результатом тех заданий, которые выполняют учащиеся во время работы над проектом. Без этого вся работа над проектом будет бессмысленной. В итоге участники проекта должны защитить его (продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Во время презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения.

4 этап. Оценивание итогов обучающимися и преподавателем. Завершается работа над проектом оцениванием (учителем, одноклассниками и самооценкой). Учащиеся могут оценить свой проект или проект своих товарищей через ролевые игры, интервью и т.п. В процессе оценивания учитель преимущественно акцентирует внимание на умениях и знаниях учащихся, на том, как работал каждый член группы во время выполнения проекта, на том прогрессе, которого достиг каждый. Оценивание может проходить в виде дискуссий в малых группах. Общая оценка проектной деятельности должна включать следующие моменты: понимание темы и проблемы, степень участия учителя, организация работы, исходные знания. Важнейшей составляющей данного этапа является рефлексия (самоанализ и самооценка). Каждый из участников проектирования как бы "пропускает через себя" полученную всей группой информацию, оценивает: что удалось, а что не получилось.

В процессе организации проектной деятельности необходимо учитывать особенности младших школьников.

Отношения между школьниками 1 - 2 классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения, помогают спланировать работу. К 3 - 4 классам у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей, дети могут самостоятельно планировать работу.[3,с 68]

Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь о идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.[11,с. 13]

Также имеется классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.

2)Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.[11,с. 15]

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными (разного масштаба);

  • межрегиональными (в рамках одного государства);

  • международными.[11,с. 15]

Существует классификация проектов по продолжительности.

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.[11,с. 16]






3. Организация и проведение проекта «Колледж - планета толерантности» среди студентов первого курса Владимирского педагогического колледжа.

1. Тема проекта: «Колледж - планета толерантности»;

2. Руководитель проекта: Гаврилова Т. Г., преподаватель, социальный педагог Владимирского педагогического колледжа;

3. МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»;

4. Сроки проведения:11.11 - 06.12.2013 гг;

21.10 - 11.11. 2014 гг.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан продукт: 16 -17 лет;

6. Состав проектных групп: 2013-2014 учебный год: Горина Анастасия, Кринвальд Светлана, Прокушкина Ирина; 2014-2015 учебный год: Богаткова Алена, Дыкова Екатерина, Митрофанова Олеся, Рамзинская Светлана, Фомина Галина;

7. Тип проекта: практико-ориентированный;

8. Заказчик проекта: Хартанович А. Г., зам. директора по воспитательной работе;

9. Актуальность темы.

В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах и начального общего образования указано, что образовательное учреждение «обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия необходимые для всестороннего развития и социализации личности…», осуществить «переход к стратегии социального проектирования».

С одной стороны, обучающиеся должны быть социализированы, с другой - овладеть навыками и умениями проектной деятельности для работы с младшими школьниками.

Проект «Колледж - планета толерантности» осуществляется для социализации студентов первого курса.

Толерантность - профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.

В то же время в колледже студенты не всегда ведут себя толерантно. Образ толерантного классного руководителя, воспитателя дошкольного учреждения не соответствует поведению обучающихся первого курса. Они проявляют агрессивность, конфликтность по отношению к окружающим их людям.

Проектная деятельность организуется старшекурсниками. Принадлежность студентов, проводящих классные часы, к одному поколению, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность - все это усиливает эффект работы. В то же время обучающиеся старших курсов овладевают общими и профессиональными компетенциями.

10. Цели и задачи проекта (поставлены преподавателем).

Цели:

  • Привлечь внимание воспитанников к актуальной проблеме;

  • Способствовать овладению обучающимися общими и профессиональными компетенциями в процессе проектной деятельности;

Задачи:

  • Формировать умение у обучающихся определять цель, задачи проекта, планировать и анализировать работу;

  • Способствовать осуществлению поиска, анализа и оценки информации; повышению информированности о проблемах, связанных с созданием благоприятного психологического микроклимата в группах первого курса; профессионального и личностного развития студентов;

  • Учить работать в коллективе и команде;

  • Стимулировать обучающихся к толерантному общению.

Цели и задачи проекта (поставленные обучающимися).

Цель: создание благоприятного психологического микроклимата в группах первого курса.

Задачи:

  • Формировать представление обучающихся о толерантном поведении;

  • Развивать у обучающихся самосознание, которое помогает ребятам увидеть себя и других, какие они есть на самом деле;

  • Разработать сценарий внеклассного мероприятия;

  • Оформить стенд «Планета толерантности».

Стратегия проекта.

Проект осуществляется в течении двух недель. Направление социально-педагогическое.

Результативность работы во многом зависит от четкого планирования всех этапов проектной деятельности. Этапы работы над учебным проектом описывают Л. Л. Розанов, Е. С. Полат, В. В. Николина. Несмотря на разнообразие вариантов этапов, содержание проекта отличается незначительно. Целесообразно выделить четыре основных этапа: организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов, оценивание итогов обучающимися и преподавателем.

Первый этап. Организация деятельности. Данный этап реализуется в ходе урока по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя. Преподаватель мотивирует студентов, подводит к пониманию противоречия между желаемым поведением студента и реальной ситуацией. Происходит обмен мнениями, выдвижение идей, выбор темы. В соответствии с темой студенты определяют цель и задачи, составляют предварительный план, формируют группы, распределяют роли, обозначают источники информации и предоставление результатов.

Второй этап. Осуществление деятельности. Обучающиеся работают самостоятельно.

Деятельность классного руководителя заключается в консультировании; организации обсуждения промежуточных результатов.

На данном этапе студенты подобрали дидактический материал для классных часов, разработали конспекты и провели мероприятия в группах первого курса. Составили фоторепортаж о проведенных классных часах (приложение 1).

Третий этап. Презентация результатов.

На третьем этапе проектные группы презентовали результаты.

В 2013-2014 учебном году презентация осуществлена в одной из групп колледжа в форме фоторепортажа.

В 2014-2015 учебном году был оформлен стенд: «Колледж - планета толерантности».

Четвертый этап. Оценивание результатов.

В ходе этого этапа обучающиеся проанализировали вклад каждого в проект, отметили, что проект был полезен не только студентам первого курса, но и им самим. Он способствовал овладению профессиональными и общими компетенциями.

11. Планы проектов.

2013-2014 учебный год.

Содержание деятельности

ответственный

Срок реализации

1

Изучение, подбор методической литературы

Горина Анастасия, Кринвальд Светлана,

Прокушкина Ирина

11 - 15 ноября

2

Разработка конспекта классного часа: «Какого человека можно назвать толерантной личностью»

Кринвальд Светлана

15-17 ноября

3

Анализ и корректировка конспекта классного часа: «Какого человека можно назвать толерантной личностью»

Гаврилова Татьяна Григорьевна, Горина Анастасия, Кринвальд Светлана

18 ноября

4

Оформление презентации к классному часу

Кринвальд Светлана

15-17 ноября

5

Изготовление пособий

Горина Анастасия

18 - 19 ноября

6

Проведение классного часа в группах КП-91, Ш-1, Д-91

Горина Анастасия, Кринвальд Светлана,

Прокушкина Ирина

20, 25, 26 ноября

7

Оформление фоторепортажа

Горина Анастасия, Кринвальд Светлана,

Прокушкина Ирина

14 - 27 ноября

2014-2015 учебный год.

Содержание деятельности

ответственный

Срок реализации

1

Изучение, подбор методической литературы

Богаткова Алена, Дыкова Екатерина, Митрофанова Олеся, Рамзинская Светлана, Фомина Галина

21 - 25 октября

2

Разработка конспекта классного часа: «Планета толерантности»

Дыкова Екатерина

26-28 октября

3

Анализ и корректировка конспекта классного часа: «Планета толерантности»

Гаврилова Татьяна Григорьевна, Богаткова Алена, Дыкова Екатерина, Митрофанова Олеся, Рамзинская Светлана, Фомина Галина

28 октября

4

Оформление презентации к классному часу

Рамзинская Светлана

29 - 30 октября

5

Изготовление пособий

Богаткова Алена, Дыкова Екатерина, Митрофанова Олеся, Рамзинская Светлана, Фомина Галина

29 - 30 октября

6

Проведение классного часа в группах КП-91, Ш-1, Д-91

Богаткова Алена, Дыкова Екатерина, Митрофанова Олеся, Рамзинская Светлана, Фомина Галина

31 октября - 7 ноября

7

Презентация проекта «Колледж - планета толерантности»

Рамзинская Светлана

8-11 ноября

12. Результаты проектов.

Студенты проектных групп освоили некоторые общие и профессиональные компетенции:

  • проявили интерес к выбранной профессии;

  • подобрали и проанализировали литературу по данной проблеме;

  • разработали цель, задачи, план, этапы проектной деятельности, конспект классного часа;

  • во время проведения классного часа заинтересовали студентов первого курса, организовали их деятельность;

  • во время педагогической практике разработали и провели мероприятия по формированию толерантности младших школьников в рамках проектов;

  • Кринвальд С. Ю. в ходе преддипломной практики организовала проект: «Уважая себя, уважай других».

Студенты первых курсов проявили интерес в ходе классного часа, активно участвовали в играх: «Поиск черного и белого пятна», «Отличия», «Дерево толерантности»; инсценировках конфликтных ситуаций; охотно делали выводы. В результате в группах первого курса создавался благоприятный психологический микроклимат.


4. Организация и проведение проекта «Уважая себя, уважай других» с детьми младшего школьного возраста.

1. Тема проекта: «Уважая себя, уважай других»;

2. Руководитель проекта: Гаврилова Т. Г., преподаватель Владимирского педагогического колледжа;

3. Сроки проведения:08.05 - 14.05.2015 года;

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан продукт: 7 - 8 лет;

5. Состав проектной группы: Кринвальд Светлана;

6. Тип проекта: практико-ориентированный с элементами творчества и исследования;

7. Заказчик проекта: классный руководитель одной из школ города Владимира;

8. Актуальность темы.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования предполагают «воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважение многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [2,6]. Соответственно, проблема толерантности в школе актуальна.

Проект осуществляется для учеников второго класса одной из школ города Владимира.

Наблюдения за учащимися и беседа с классным руководителем показали, что у школьников ярко выражена проблема межличностных отношений. Между детьми возникают конфликты, не могут согласовать свои действия, проявляется сквернословие, отсутствует культура общения.

В связи с этим младших школьников должна объединить совместная деятельность, способствующая формированию умений согласовывать свои действия.

9. Цель проекта: создание благоприятного микроклимата в классе.

10. Задачи проекта:

  • Познакомить второклассников с понятием «толерантность», «терпимость»;

  • Формировать уважительное отношение к иному мнению;

  • Формировать представления о толерантном и интолерантном поведении; для чего необходимо вести себя толерантно;

  • Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

  • Воспитывать внимательное и отзывчивое отношение к другим людям.

11. Продукт проекта: Правила толерантного поведения в классе.

12. Этапы проекта «Уважая себя, уважай других».

Первый этап. Организация деятельности. Данный этап реализуется в ходе классного часа «Не такой, как все»(приложение 2). Классный руководитель мотивирует второклассников, подводит к пониманию понятия «толерантность», качествах толерантной личности и поведения. Мотивация осуществляется в результате использования показа отрывка из сказки «Гадкий утенок», его анализа; стихотворения «Мы все такие разные» Давыдовой Дарьи. Педагог сообщает, что на следующей неделе состоится день толерантности». Класс делится на три микро группы, каждой микро группе дается художественное произведение: сказка «Цветик-семицветик» Катаева В.П., рассказ «Просто старушка» Осеевой В.А., басня «Лебедь, рак и щука» Крылова И.А. таким образом, основу дня толерантности составят инсценировки художественных произведений.

Дети в микро группах распределяют роли, оформительские обязанности. Происходит обмен мнениями, выдвижение идей.

Второй этап. Осуществление деятельности. На данном этапе реализуется работа в микро группах: ребята репетируют инсценировки, рисуют атрибуты. Классный руководитель организует эту работу. Затем проводится мероприятие «День толерантности»(приложение 3) с использованием игр: «Все люди разные», «Я и другие»; инсценировок: сказки «Цветик-семицветик» Катаева В.П., рассказа «Просто старушка» Осеевой В.А., басни «Лебедь, рак и щука» Крылова И.А.; викторины. После каждой инсценировки, викторины проводится анализ. Сущность его заключается в том, чтобы дети определили является ли герой толерантным или интолерантным, как помогает толерантное поведение. Дети пришли к выводу для чего необходимо быть толерантным и разработали правила толерантного поведения в классе. Это помогает найти друга, осуществить совместное дело и др. Затем учащиеся разработали правила толерантного поведения в классе.

Третий этап. Презентация результатов.

На третьем этапе второклассники оформляют памятку «Правила толерантного поведения в классе» и помещают ее в классном уголке.(приложение 4)

Четвертый этап. Оценивание результатов.

В ходе этого этапа учащиеся проанализировали вклад каждого в проект. Учащиеся в ходе беседы отметили, что им понравилось выступать, участвовать в викторине, предлагать правила толерантного поведения и их оформлять, было интересно.

Классный руководитель отметила, что в проекте участвовало 18 человек, из них в инсценировках участвовало 10 человек, готовили и рисовали атрибуты 8 человек. Работали толерантно, то есть дружно, без ссор, конфликтов. Поэтому все получалось. Чтобы было так всегда необходимо соблюдать правила толерантного поведения.

Содержание деятельности

ответственный

Срок реализации

1

Изучение, подбор методической литературы

Кринвальд Светлана Юрьевна

1 - 3 мая

2

Разработка конспекта классного часа: «Не такой, как все»

Кринвальд Светлана Юрьевна

4 - 7 мая

3

Оформление презентации к классному часу

Кринвальд Светлана Юрьевна

7 мая

4

Проведение классного часа «Не такой, как все»

Кринвальд Светлана Юрьевна

8 мая

5

Разработка классного часа «День толерантности»

Кринвальд Светлана Юрьевна

9 - 10 мая

6

Подготовка к инсценировкам (Знание слов, организация репетиций)

Кринвальд Светлана Юрьевна, Демидов Ваня и его родители, Летка Саша и ее родители, Иванова Соня и ее родители, Сосина Арина и ее родители, Сорокин Валера и его родители, Кириченко Антон и его родители, Пугачев Кирилл и его родители, Астафьева Женя и ее родители, Самарина Даша и ее родители, Орлова Саша и ее родители

11 - 13 мая

7

Изготовление реквизита

Кринвальд Светлана Юрьевна, Ларина Арина и ее родители, Шишкова Саша и ее родители, Белякова Соня, Бегунов Саша и его родители, Лебедев Ваня и его родители, Моргунова Таня и ее родители, Овсяников Дима и его родители, Прокофьева Лиза и ее родители

11 - 13 мая

8

Проведение «Дня толерантности»

Кринвальд Светлана Юрьевна

14 мая

9

Оформление правил толерантного поведения в классе

Кринвальд Светлана Юрьевна, Ларина Арина, Шишкова Саша, Белякова Соня, Бегунов Саша, Лебедев Ваня, Моргунова Таня, Овсяников Дима, Прокофьева Лиза, Демидов Ваня, Летка Саша, Иванова Соня, Сосина Арина, Сорокин Валера, Кириченко Антон, Пугачев Кирилл, Астафьева Женя, Самарина Даша, Орлова Саша

14 мая

Цель достигнута. В классе во время проведения проекта «Уважая себя, уважай других» наблюдался благоприятный микроклимат, т. е. без конфликтов, без ругани, без сквернословия, охотно шли друг с другом на контакт. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • Удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности;

  • Преобладающее настроение позитивное;

  • Взаимопонимание взрослых и детей;

  • Степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;

  • Сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

  • Чувство гордости за свой коллектив.



Заключение

Организация проектной деятельности способствовала:

  1. освоению студентами старших курсов Владимирского педагогического колледжа отдельных общих и профессиональных компетенций;

  2. формированию у студентов первого курса Владимирского педагогического колледжа и учащихся начальной школы знаний о толерантном и интолерантном поведении; умения анализировать педагогические ситуации, художественные произведения и обосновывать зачем нужно вести себя толерантно;

  3. развитию критического мышления, стремления вести себя толерантно.





Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] - М: УЦ Перспектива, 2014

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст] - М: Просвещение, 2011

  3. Алисов, Е.А., Сергеева, В.П., Сергеева, И.С. и др. Классное руководство: учебник для студ. Учреждений сред. К476 проф. Образования[Текст]/ Е.А. Алисов, В.П. Сергеева, И.С. Сергеева- М.: Издательский центр «Академия»,2014 - 320 с.

  4. Большая советская энциклопедия. [Текст] - М.: Советская энциклопедия 1969-1978.

  5. Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. тр. Вып. IV. [Текст] - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. - 104 с.

  6. Даль, В. Толковый словарь русского языка[Текст] /В. Даль - Эксмо 2014.

  7. Декларация принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) [Текст].

  8. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании [Текст] //В.В. Николина География в школе. - 2002. - №6.

  9. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка[Текст] // Е.С. Полат Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

  10. Розанов, Л. Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению[Текст] // Л.Л. Розанов География в школе. 2004 - №7.

  11. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Текст] / 8-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2012. - 80 с.

  12. Солдатова, Г.У., Шайгерова, Л.А., Шарова, О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. [Текст] / Г.У.Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова - 2-е издание, стер. М., 2001.

  13. Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова [Текст], - ЛадКом 2015.

  14. Федотова, Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность [Текст] // Н.Н. Федотова Философские науки. - 2004. № 4.

  15. Этимологический словарь [Текст] - Аделант, 2013.

  16. [Электронный ресурс] Fried-Booth D.L. Project Work, Oxford: Oxford University Press, 2002.





Приложение 1

Фоторепортаж

Наша проектная группа, в составе студентов группы Ш-21 Гориной Анастасии, Кринвальд Светланы, Прокушкиной Ирины под руководством преподавателя, социального педагога Гавриловой Т. Г., провела проект «Колледж - планета толерантности» с по 2013 года.

Мы определили проблему, составили план проекта, изучили литературу и подобрали дидактический материал для классного часа, разработали конспект и презентацию, провели мероприятие в группах КП-91, Ш-1, Д-91, Ш-291.

В ходе классного часа студенты провели игру «Поиск темного и светлого пятна». В ходе игры студенты находили в себе то, что мешает им жить в мире с самим собой и с окружающими людьми и записывали свое отрицательное качество на черном кружке. Затем им необходимо было отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством и написать его на белом кружке.

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьниковМетодическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Во время классного часа было проведено интересное упражнение, в ходе которого студенты находили отличия между собой и своими соседями. Отличия могли быть как внешние, так и внутренние.

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

На этом классном часе студенты очень активно приняли участие в упражнении «конфликты». В ходе этого упражнения группа делилась на четыре подгруппы, каждой из подгрупп предлагался свой конфликт: первая подгруппа разыгрывает конфликт в семье, вторая - в школе, третья - во время практики, в колледже, четвертая - на улице. На подготовку инсценирования конфликта давалось 7-10 минут, но за это время студенты успевали не только продумать свое выступление, но и найти пути решения этого конфликта.

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Завершающим этапом этого классного часа была творческая работа «дерево». В ходе, которой студентам необходимо было написать на листочках качества толерантной личности педагога.

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьниковМетодическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Методическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьников

Приложение 2.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Владимирский педагогический колледж»


Конспект классного часа

Тема: «Не такой, как все» во 2 классе


Выполнила: студентка группы Ш - 31,

Кринвальд Светлана Юрьевна.

Проверила: Гаврилова Татьяна Григорьевна



Владимир 2015

Цель: Формирование доброжелательных взаимоотношений в классе.

Задачи:

  • Познакомить второклассников с понятием «толерантность», «терпимость»;

  • Формировать уважительного отношения к иному мнению;

  • Формировать представления о толерантном и интолерантном поведении;

  • Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

  • Воспитывать внимательное и отзывчивое отношение к другим людям.

Оборудование: м/ф «Гадкий утенок», картинки.





Ход мероприятия.

Классный руководитель:

МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ...

Мы все такие разные -

Такие непохожие;

Немного непонятные

И капельку несхожие.


Но, всё-таки, прекрасные

И, всё же, интересные;

Немножечко занятные

И, где-то в душах, светлые.


Мы все такие разные -

Такие непохожие.

Жаль, что непостоянные

И капельку несхожие...

Уч-ся: О том, что мы все разные.

Классный руководитель: Правильно, каждый человек не похож на других. Из-за этого некоторые люди страдают. Сейчас вы просмотрите отрывок из м/ф "Гадкий утёнок"(5 минута) "Сцену птичьего двора"

Классный руководитель: Почему не любили гадкого утенка обитатели птичьего двора? Как они его называли?

Уч-ся: Гадкий, вызывает отвращение, урод, хорошо плавает, большой и несуразный, бедняга, слишком велик.

Классный руководитель: Какими качествами обладают обитатели птичьего двора?

Уч-ся: они злые, завистливые, черствые.

Классный руководитель: А сейчас вы посмотрите отрывок из этой же сказки.

(Просмотр отрывка "Ария утёнка" из м/ф "Гадкий утёнок" (9:20 минута))

Классный руководитель: Какое настроение у утенка? Что он чувствовал?

Уч-ся: Ему было грустно и одиноко.

Классный руководитель: Почему ему было грустно?

Уч-ся: Потому что его не принимали на птичьем дворе.

Классный руководитель: История с утенком закончилась очень хорошо. Он превратился в прекрасного лебедя. Так же и с людьми бывает, ведь каждый человек по-своему уникален.

Классный руководитель: Посмотрите на картинки скажите, в чём отличия между людьми?

Уч-ся: Возраст, рост, вес, полнота, цвет кожи, глаз, волос.

Классный руководитель: Каждый человек непохож на другого, на это не надо обращать внимание. Надо воспринимать человека не по внешности, а по его делам. Нельзя превращать в «гадкого утенка» человека, который чем-то тебе не нравится. Надо в каждом человеке находить хорошее.

Игра «Поиск темного и светлого пятна»

1) Давайте найдем в себе то, что мешает нам жить в мире с самим собой и с окружающими людьми, и запишем свое отрицательное качество на черном кружке.

2) Теперь предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством и написать его на белом кружке.

Классный руководитель: Умение принимать человека таким, какой он есть, называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ. Толерантный человек доброжелательный, терпимый, уважает других людей, сострадателен.

Классный руководитель: У меня на карточках написаны различные качества человека. Выберите из них качества, которыми обладает толерантный человек.

Классный руководитель: Сейчас я вам раздам листочки, на которых вы напишите те качества, которыми, по-вашему мнению, должен обладать толерантный человек.

Классный руководитель: На следующей неделе мы с вами проведем день толерантности. Какова должна быть главная идея этого дня?

Уч-ся: Учиться быть толерантным.

Классный руководитель: Идея этого дня - учиться быть толерантным на примере героев мультфильмов, сказок, рассказов, басен или примеров из жизни. О чем должны быть эти примеры?

Уч-ся: О взаимоотношениях друг с другом.

Классный руководитель: В День толерантности вы будете инсценировать сказку «Цветик-семицветик» Катаева В.П., рассказ «Просто старушка» Осеевой В.А., басню «Лебедь, рак и щука» Крылова И.А. Для показа инсценировки необходимо разделиться на 3 микро группы по 6 человек. Разделитесь по своему желанию.

Классный руководитель: Представитель каждой микро группы подходит к столу и берет карточку с названием художественного произведения. В микро группе вы должны выбрать артистов и оформителей; распределить роли и обязанности. Как вы должны работать в микро группе?

Уч-ся: Спокойно, слушать друг друга, не ссориться.

Итог: Ребята распределили роли и обязанности по оформлению инсценировок.


Приложение 3.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Владимирской области

«Владимирский педагогический колледж»


Конспект классного часа

Тема: «День толерантности» во 2 классе


Выполнила: студентка группы Ш - 31,

Кринвальд Светлана Юрьевна.

Проверила: Гаврилова Татьяна Григорьевна



Владимир 2015

Цель: Формирование доброжелательных взаимоотношений в классе.

Задачи:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • воспитание внимательное и отзывчивое отношение к другим людям.

Оборудование: картинки: цветик-семицветик, лебедь, рак, щука, изображение города, маски к басне.





Ход мероприятия.

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня отмечаем день толерантности.

Классный руководитель: Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Все люди разные». Вы будете передавать друг другу мяч и называть толерантное качество одноклассника. (Классный руководитель во время игры записывает толерантные качества на доске).

Классный руководитель: Каждый из вас обладает толерантным качеством.

Классный руководитель: Есть такое выражение «Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими также». Как вы понимаете его смысл? В чем секрет таких отношений?

Уч-ся: Сделаешь хорошо для кого-то и для тебя он сделает хорошо.

Уч-ся: Хочешь, чтобы к тебе хорошо обращались, обращайся хорошо к другим.

Классный руководитель: Это выражение можно продемонстрировать на примере рассказа Осеевой(И.О.) «Просто старушка».

Инсценировка рассказа 1 микро группой.

(По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!)

Классный руководитель: Как он поступил?

Уч-ся: Благородно, хорошо, правильно.

Классный руководитель: Какими качествами он обладал?

Уч-ся: Толерантными.

Классный руководитель: Какие толерантные качества характерны для мальчика?

Уч-ся: Отзывчивость, доброта, желание помочь.

Классный руководитель: вторая микро группа покажет отрывок из сказки Катаева (И.О.)«Цветик-семицветик»

Классный руководитель: Жила-была на свете девочка Женя. Ей встретилась старушка, которая подарила ей цветик семицветик (рисунок «цветика семицветика»). Он исполнял все её желания.

Женя сначала поиграла с 6 лепестками, придумывая резкие необыкновенные желания: немедленно возвратиться домой с бубликами; сделать целой разбитую мамину вазу; слетать на Северный полюс и возвратиться оттуда домой; собрать все игрушки мира, а потом возвратить их по магазинам. И лишь седьмой лепесток помог мальчику Вите, с которым Женя познакомилась во дворе. А как это произошло, мы сейчас вам посмотрим.

Уч-ся: (мальчик Витя сидит на лавочке, к нему подходит девочка Женя)

- Мальчик, мальчик, тебя как зовут?

- Витя. А тебя?

- А меня Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

( И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.)

- Как это жалко! - сказала Женя. - Потому что ты мне очень понравился, и я бы побегала с тобой с большим удовольствием.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже побегал с тобой с большим удовольствием, но это невозможно, к сожалению. Ничего с этим не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, мальчик, какие пустяки ты говоришь! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Смотри!

С этими словами Женя бережно оторвала голубой, последний, лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

- Вели, чтобы Витя немедленно был здоров!

( И в эту же минуту Витя вскочил со скамьи, и стал играть с Женей в салки, причем бегал он так хорошо, что девочка как ни старалась, не могла его догнать.)

Классный руководитель: В чем проявилась ее толерантность?

Уч-ся: В том, что она помогла больному мальчику.

Классный руководитель: Верно, Женя пожертвовала свой последний лепесток ради здоровья Вити. Как помог Жене ее толерантный поступок?

Уч-ся: Она нашла друга.

Классный руководитель: Когда человек совершает толерантный поступок, это хорошо и для него и для других.

Классный руководитель: В басне Крылова (имя)«Лебедь, рак и щук» отражено не толерантное поведение героев. Третья микро группа инсценирует это произведение.

Уч-ся: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Классный руководитель: о чем говорится в басне?

Уч-ся: О том, что лебедь, рак и щука не смогли увести воз.

Классный руководитель: Почему лебедь, рак и щука не смогли увести воз?

Уч-ся: Они не нашли общей язык. Тащили воз в разные стороны.

Классный руководитель: Они не были толерантны и не смогли договориться между собой. Толерантные люди могут договариваться между собой, используя возможности и способности друг друга.

Классный руководитель: Как бы вы поступили на их месте? Что бы вы им посоветовали?

Уч-ся: Тянуть воз в одну сторону. Щука плыть по воде, лебедь не так высоко лететь над водой, а рак пятиться назад, но в ту же сторону что и остальные.

Классный руководитель:

Игра «Я и другие»

Участники игры становятся в круг и по очереди говорят друг другу комплименты. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.д. в ответ на комплимент участник произносит: «Спасибо», - и затем подкрепляет хорошее мнение о себе еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

Литературная викторина.

1.Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

Какими толерантными качествами обладала Красная Шапочка?

Как называется художественное произведение?(«Красная шапочка»)

Кто его написал?

2. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

Какими качествами обладал Карабас?

Как называются эти качества?

Как называется художественное произведение?(«Буратино»)

Кто его написал?

3. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

Какие толерантные качества можно воспитывать у детей на примере Золушки?

Как называется сказка?(«Золушка»)

Кто его написал?

4.Вспомните из какого произведения слова:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.»

Классный руководитель: Ребята мы сегодня с вами очень много говорили о толерантном и интолерантном поведении. Я надеюсь, что в дальнейшем будите относиться терпимее и терпеливее к друг другу, а для этого мы составим правила толерантного поведения в классе. У вас на партах лежат полоски бумаги, которые символизируют части дома. Ваша задача записать правило толерантного поведения.

(Дети выполняют задание, классный руководитель составляет из частей дом - класс и зачитывает правила)

Правила толерантного поведения в классе:

  1. Относись к окружающим с уважением.

  2. Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека.

  3. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  4. Не забывать говорить слова приветствия каждому в классе.

  5. Не допускать нецензурной лексики.

  6. Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

  7. Умей приходить к компромиссу в споре с другими людьми.

  8. Никогда не смейтесь над ошибками других людей.

  9. Помни, что в каждом человеке есть что-то хорошее.







ПМетодическое пособие Организация проектной деятельности по формированию толерантности студентов колледжа и младших школьниковриложение 4.

Относись к окружающим с уважением.

Никогда не думай, что твое мнение

важнее мнения другого человека.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Не забывать говорить слова приветствия каждому в классе.

Не допускать нецензурной лексики.

Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.









Умей приходить к компромиссу в споре с другими людьми.

Никогда не смейтесь над ошибками других людей.

Помни, что в каждом человеке есть что-то хорошее.

© 2010-2022