Культурологический аспект в обучении и воспитании подростков

Раздел Социальному педагогу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурологический аспект в обучении и воспитании подростков на уроках географии и внеклассных мероприятиях.


Ширяева Е.А. учитель географии I квалификационной категории

Республиканская специальная общеобразовательная школа


«Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически и нравственно, или он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата» (К.Д.Ушинский)

География - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное, социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально- ответственного поведения в окружающем мире.

Главная цель географического образования - формирование географической культуры молодого поколения как важной составной части общей культуры современного гражданина.

В качестве важной методологической основы географического образования выступает культурологический подход, ставший особенно актуальным в наше время.

Культурологический подход в географии позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности.

Одним из культурологических подходов является проведение политинформации в школе.

Связь политинформации с жизнью, с современными событиями способствует формированию мотивации учебной деятельности школьников.

Политинформация занимает особое интегративное место в общей системе знаний: социологии, экономике, истории, экологии, обществознании. Она знакомит учащихся с культурной средой своего ближайшего и дальнего окружения: на уровне изучения своего края, своей страны, зарубежных стран и мира в целом.

Политинформация строится по материалам научно-популярных, газетных, энциклопедических статей и обзоров.

Приведу несколько примеров. Рассказы о странах дают возможность раскрыть уникальность культуры стран, взгляды, обычаи людей, традиции народа, их передовые достижения.

Беседы о подготовке и проведении мероприятий в честь 70-й годовщины Победы над гитлеровским фашизмом в Великой Отечественной войне формируют и развивают патриотические качества личности, способствуют становлению гражданской позиции. Рассказы о самоотверженных подвигах героев Великой Отечественной войны формируют у ребят чувство гордости за нашу страну, способствуют возникновению желания пойти служить в армию и защищать свою Родину. А статьи о восстановлении Болгарского и Свияжского музеев-заповедников в Республики Татарстан формируют бережное отношение к историческим памятникам своего края, закладывают любовь к родному краю, своей малой Родине.

Данные примеры показывают, что еженедельная политинформация повышает познавательный интерес к предметам естественных дисциплин, развивает научный кругозор, воспитывает духовно-нравственную личность, формирует у школьников общекультурную, ценностно-мировоззренческую, читательскую и речевую компетенции.

При подготовке к политинформации использую такие методики, как работа в команде и малых группах. В библиотеке нашей школы можно почитать журналы о передовых достижениях науки и техники, поэтому учащимся предоставляется возможность приобрести навыки поисковой работы в библиотеке. Например, ко Дню Космонавтики учащиеся получили разнообразные творческие задания, объединившись в небольшие группы, они подготовили сообщения по следующим темам: система ГЛОНАСС, полёты космических челноков, хроника пилотируемых полётов. Именно так учащиеся получают возможность развития навыка работы с научными и публицистическими текстами, навыка самостоятельного получения знаний, навыка анализа информации, совершенствования навыка пересказа интересных сообщений.

Особый интерес для ребят представляют юридические темы, ребятам интересны новые законы, которые принимают в нашей стране. Например, закон об альтернативной службе в армии, закон о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время, закон о курительных смесях. Знание законов делает учащихся юридически подкованными гражданами, ведь многие из них оступились в жизни из-за незнания законов. Я надеюсь, что благодаря знаниям, полученным на занятиях политинформации, ребята будут уважать законы, разберутся в своих собственных проблемах и найдут своё место в жизни.

Результатом нашей воспитательной деятельности является наш выпускник, как целостная, здоровая личность. Сегодня в нашем обществе одна из главных проблем образования «дефицит культуры». Поэтому жизнь диктует необходимость формирования человека, способного понимать ответственность за происходящее в окружающем его мире.

Для устранения кризиса нравственности и культуры как глобальной проблемы каждый человек должен начать с себя. Во все времена обществу нужны действующие, инициативные личности. Всегда были востребованы честность, трудолюбие, служению долгу. Поэтому на своих уроках и внеклассных мероприятиях обсуждаю с ребятами главные черты характера, которые должен воспитывать в себе каждый, чтобы его уважали, ценили, как настоящего гражданина. В результате ребята приходят к выводу, что в «единый образ настоящего гражданина» входят такие моральные ценности: любовь к людям, доброта, способность сострадать, бережное отношение к природе, участие в общественной жизни страны.

Так хочется надеяться, что мои уроки помогут подрастающему поколению почувствовать себя жителем своего города, своей страны, подготовят их к созидательной деятельности на благо общества, ведь на выпускников выпадает огромная ответственность, какой быть России, каким быть нашему обществу.



© 2010-2022