- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Веряскина О.Н. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И. Образумова»
Принята УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом _____________Л.С. Лапина
«29» августа 2011 г. Директор МОУ АСОШ № 2
протокол № 01 им. С.И. Образумова
«29» августа 2011г.
Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
муниципального общеобразовательного учреждения
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №2 им. С.И.Образумова»
на 2011-2016 г.г
р.п. Ардатов
Паспорт программы
Наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Разработчики программы
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог
Цели программы
-
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
-
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы
2011-2016 годы
Исполнители программы
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-
стабилизация числа беспризорных детей подростков;
-
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
-
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
-
массовые нарушения прав детей;
-
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
-
омоложение преступности;
-
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МОУ АСОШ №2 им. С.И.Образумова.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
-
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
-
Конституция Российской Федерации
-
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
Указы Президента РФ
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
-
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
-
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
-
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
-
Повышать уровень воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении.
-
Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
-
Выявлять семейное неблагополучие и оказывать специализированную адресную помощь.
-
Создавать условия для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся.
-
Осуществлять индивидуальный подход к обучающимся и оказывать помощь в охране их психофизического и нравственного здоровья.
-
Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди обучающихся, педагогических работников, родителей.
-
Развивать систему организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока:
-
организационная работа
-
диагностическая работа
-
профилактическая работа с обучающимися
-
профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
1. Изучение подростка и окружающей его среды
Диагностика подростка
2. Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
3.Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
4. Самовоспитание
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ, вожатые.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
-
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ППДН ОВД.
-
Организация работы школьного Совета профилактики.
-
Проведение тематических педагогических советов.
-
Педагогический всеобуч для родителей
-
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
-
Составление социального паспорта классов, школы.
-
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на учёте в ППДН, КДН, внутришкольном учёте.
-
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
-
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ. Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
-
реализация системы воспитательной работы школы;
-
проведение мероприятий совместно с ППДН РОВД, КДН;
-
классные часы по пожарной безопасности;
-
организация правового всеобуча;
-
профориентационная работа;
-
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
-
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции.
-
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе.
-
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.
-
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка.
-
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
-
Выявление причин отклонений в поведении.
-
Беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком.
-
Приглашение на школьный Совет профилактики правонарушений.
-
Беседы инспектора ППДН.
-
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции.
-
Направление ходатайств в КДН.
-
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
-
Выбор родительского комитета в классах.
-
Выбор родителей в состав школьного Совета профилактики правонарушений.
-
«День открытых дверей» для родителей.
-
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
-
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
-
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
-
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
-
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Тема
Профориентация школьников
-
Профориентация, её цели и задачи
-
Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
-
Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
-
ПАВ и его влияние на организм ребенка.
-
Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
-
Устойчивость подростка в обществе.
-
Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
-
Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
-
Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
-
Права и обязанности семьи.
-
Права, обязанности и ответственность родителей.
-
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
-
Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
-
Причина детских суицидов.
-
Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы.
Планируемые результаты:
1 блок
-
разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска», правонарушений;
-
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
-
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
-
получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
-
получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
-
формировать у учащихся правильный образ жизни,
-
формировать жизненную позицию ребёнка, достойной человека,
-
формировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
-
создание приоритетного родительского воспитания,
-
организация педагогического просвещения родителей,
-
построение демократической системы отношений детей и взрослых
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
1.Организационные мероприятия
№ п\п
Содержание работы
Классы
Сроки
Ответственные
1
Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.
1-11
сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
2
Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
1-11
сентябрь
Классные руководители, социальный педагог, педагоги школы
3
Организация заполнения в классах социальных паспортов.
Создание социального паспорта школ
1-11
сентябрь
Классные руководители, социальный педагог
4.
Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 месяцев <2011 года>.
Анализ проведения операции «Подросток».
( по информации ППДН РОВД)
1-11
октябрь
Социальный педагог
5.
Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений обучающихся ся школы совместно с КДН и ППДН РОВД, администрацией школы
1-11
октябрь
Администрация,
социальный педагог школы
6.
Организация работы Совета профилактики школы (по отдельному плану)
1-11
1 раз в месяц
Директор школы социальный педагог
7.
Участие в районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, КДН ,ППДН РОВД.
1-11
В течение года
Администрация
социальный педагог
8.
Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям
1-11
В течение года
Педагог-психолог
9.
Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.
5-11
сентябрь
Вожатые
10
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
а) индивидуальные беседы;
б) посещение семьи;
в) приглашение на Совет профилактики школы.
2-11
В течение года
Социальный педагог,
классные руководители,
родительский комитет
11.
Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.
1-11
По плану школы
Социальный педагог,
классные руководители,
родительский комитет
12.
Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, состоящих на учете в ПДН ГОВД и на ВШУ.
1-11
1 раз в четверть
Администрация школы Социальный педагог
13.
Сверка документации школы и ППДН РОВД по учащимся, состоящим на учете в ППДН, КДН.
5-11
По плану КДН
Социальный педагог
2. Работа с учащимися.
1.
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов.
1-11
система-
тически
Социальный педагог
2.
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе
1-11
По плану школы
Соц. педагог
3.
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода
1, 5,10 кл
1 четверть
Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог
4.
Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия".
1-11
систематически
социальный педагог
5.
Организация досуга учащихся
(по плану воспитатательной работы школы)
1-11
систематически
администрация
классные руководители
6.
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.
7-11
систематически
Администрация,
учителя истории,
классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог
7.
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов:
а) через "Службу доверия";
б) тренинговые занятия;
в) педконсилиумы;
г) "круглые столы"
1-11
1 раз в месяц
Администрация школы, социальный педагог, классные руководители педагог-психолог
8.
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.
1-11
В течение года
Администрация школы, социальный педагог
9.
Контроль посещения уроков,
поведением детей "группы риска". -
1-11
В течение года
Администрация школы, социальный педагог
10.
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.
1-11
1 раз в месяц
Директор школы
11.
Ежедневный мониторинг за посещением учащихся занятий в школе
1-11
ежедневно
социальный педагог
12.
Ежедневный мониторинг за опозданиями учащихся на первые уроки.
1-11
ежедневно
социальный педагог
3. Работа с семьей
1
Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий.
1-11
1 четверть
Классные руководители
социальный педагог
2
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.
1-11
сентябрь
Классные руководители
социальный педагог
3
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
1-11
В течение года
Администрация
классные руководители
4
Консультирование родителей:
а) педагогами школы;
б) социальным педагогом;
в) медработником.
1-11
В течение года
педагоги школы;
социальный педагог;
медработник
5
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
1-11
1 раз в четверть
Администрация
классные руководители
6
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска":
а) на "круглых столах";
б) на малых педсоветах.
1-11
1 раз в четверть
Администрация школы
социальный педагог
4. Правовой всеобуч учащихся.
1
Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.
1-11
1 раз в четверть
социальный педагог
классные руководители
2
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.
1-11
по плану школы
учителя истории
3
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие)
1-11
по плану школы
классные руководители
администрация школы
4.
Участие в Правовой неделе
1-11
по плану школы
социальный педагог
5.
Участие в акции «НЕТ - наркотикам!»
1-11
по плану школы
администрация школы
6.
Организация книжной выставки «Я и ЗАКОН»
1-11
по плану школы
библиотекарь
7.
Выставка рисунков учащихся на правовую тему
5-11
по плану школы
учитель изо
Выпуск листовок «Опасная смесь», «Бросай курить!», «Мои права и мои обязанности!»
6-11
совет старшеклассников
завуч по УВР
5.Профилактика алкоголизма и наркомании
1
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.
1-11
1 раз в четверть
педагог-психолог
2
Привлечение узких специалистов АЦРБ для профилактики вредных привычек.
1-11
1 раз в четверть
администрация школы
3
Проведение акции "За здоровый образ жизни"
1-11
по плану школы
администрация школы
классные руководители
4
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на классных часах для учащихся.
1-11
по плану школы
классные руководители
социальный педагог
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
-
появление у подростков устойчивых интересов;
-
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;
-
уменьшение количества детей «группы риска»
-
уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
-
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы
Конечный результат реализации программы