Арт-терапия, как один из видов психокоррекции

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арт-терапия, как один из видов психокоррекции

Существует несколько видов психокоррекции:

Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции.

Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Сказкатерапия - это метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром.

Игротерапия - это метод психологического динамического воздействия на детей с использованием игры.

Куклотерапия - это метод, при котором в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан на идентификации ребенка с любимым сказочным персонажем, героем мультфильма.

Арт-терапия - это специальная форма психотерапии основанная на творческой деятельности.

Ее цели:

- Дать социально-приемлемый выход агрессии и другим негативным проявлениям.

- Облегчить процесс лечения.

- Наладить отношения между психологом и ребенком.

- Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

- Развить художественные способности и повысить самооценку ребенка.

Арт-терапия в учреждениях образования - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми девиантного поведения, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Использование арт-терапевтических технологий позволяет педагогу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Ребенок охотнее включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

.Для решения этой задачи подходят такие технологии, как лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик, аппликаций и др. Важно еще и то, что на занятиях ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения.

При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребенка, обсуждать с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д.

Творческий, креативный процесс - это настоящее чудо. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Арт-терапия- кратко

  1. Устал - рисуй цветы

  2. Злой - рисуй линии

3. Болит - лепи
4. Скучно - заполни листок бумаги разными цветами
5. Грустно - рисуй радугу
6. Страшно - плети макраме или делай аппликации из тканей
7. Ощущаешь тревогу - сделай куклу-мотанку
8. Возмущаешься - рвите бумагу на мелкие кусочки
9. Беспокоишься - складывай оригами
10. Напряжен - рисуй узоры
11. Важно вспомнить - рисуй лабиринты
12. Разочарован - сделай копию картины
13. Отчаялся - рисуй дороги
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы
15. Надо быстро восстановить силы - рисуй пейзажи
16. Хочешь понять свои чувства - рисуй автопортрет
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна
18. Если надо систематизировать мысли - рисуй соты или квадраты
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях - сделай коллаж
20. Важно сконцентрироваться на мыслях - рисуй точками
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации - рисуй волны и круги
22. Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше - рисуй спирали
23. Хочешь сконцентрироваться на цели - рисуй сетки и мишени

Таким образом, креативные технологии с детьми девиантного поведения направлены на коррекцию девиантного поведения, так же позволяют развить фантазию, воображение,. положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей в поведении.

Взаимодействие социального педагога, учителя, родителей важный рычаг в воспитании девиантного ребенка. Коррекция представляет немалые трудности для социальных педагогов и родителей. Поэтому лучше принять все меры, чтобы не допустить формирования у ребёнка исковерканного характера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. - М.: Социальное здоровье России, 2009. - 183 с.

  2. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 2008.

  3. Соловьянюк-Кротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - №2 - Педагогика. Психология.

  4. liveinternet.ru/users/5359987/post382181136/

© 2010-2022