Программа Кто если не мы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Кто если не мыМуниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3»



Программа рассмотрена Согласовано Утверждена решением

на заседании Управляющим советом педагогического совета

методического совета Протокол № Протокол №

Протокол от 28.08.2014г.

от « От « « 201 г. От « «_ 201 г.

Председатель МС Председатель УС Директор школы:












Программа волонтерского отряда МАОУ "СОШ №3" г. Ялуторовска

"Кто, если не мы?"















Г. Ялуторовск. 2014г.



Программа волонтерского отряда МАОУ "СОШ №3" г. Ялуторовска

"Кто, если не мы?"

Пояснительная записка

Программа модифицированная, создана для учащихся 8-го класса (14-15 лет).

Срок реализации программы 1 год это 34 академических часа по 1 часу в неделю.

Объединение создано на базе 8 «в» класса, состав группы постоянный.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.

Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Добровольчество широко развито в мире и рассматривается как глобальный процесс объединения людей, стремящихся внести вклад на благо своей страны и мирового сообщества. Добровольцы рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Философия добровольчества основана на нравственных высших ценностях, стремлении помочь, сделать добро, на любви к людям

Наиболее эффективной профилактической программой, создающей психолого-педагогические условия для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование компетентности подростков, стала программа волонтёрского отряда.

Данный проект представляет интерес для всех субъектов образовательного процесса. Для педагогов как эффективная программа профилактики злоупотребления ПАВ, пропаганду ЗОЖ. Для учащихся как средство раскрытия и реализации своего потенциала.

Заложенная в системе деятельности ДОО возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель) позволяет обучающимся вносить предложения по улучшению школьной жизни, учиться основам демократических отношений, самостоятельности, развивать организаторские способности, находить оптимальное решение жизненных проблем, делать адекватный выбор. Иными словами, общественная организация создает реальные условия для практического включения и адаптации детей в постоянно изменяющейся среде, т.е. для формирования активной жизненной позиции в организации волонтерской работы и развития добровольческого движения.

Деятельность волонтерского отряда МАОУ "СОШ №3" "Кто, если не мы?" основана на программе волонтерского движения "Дороги, которые мы выбираем".

Цели программы:

  • Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.

Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:

  • Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.

  • Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

  • Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.

  • Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.

  • Организовать механизм взаимодействия школы с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".

  • Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами:

  • Закон РФ "Об образовании»

  • Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;

  • Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;

  • Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;

  • ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;

  • Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;

  • Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;

  • Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;

  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;

  • Устав школы; Декларация прав учащихся МАОУ "СОШ №3".

Принципами построения работы с учащимися - членами волонтерского отряда являются:

  • Системность;

  • Когнитивная и проблемная адекватность;

  • Опережающее обучение;

  • Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры;

  • Принцип самоуправления;

  • Учет возрастных особенностей учащихся.

Среди основных методов работы можно назвать:

  • Прежде всего, сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;*

  • Мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;

  • Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;

  • Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.

В реализации деятельности волонтерского движения участвует широкий круг квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии и совершенствовании этого начинания в школе. Их тоже можно назвать волонтерами, т.к. это люди, делающие данную работу по своей воле, а не по принуждению; это добровольцы, разговаривающие на языке юной аудитории, старающиеся вызвать доверие и интерес к себе и к актуальным проблемам современности.

Определение проблем, решение которых совместно с детьми, помогало бы педагогическому коллективу выполнить свои воспитательные задачи, обозначилось при анализе сложившейся в школе ситуации и условий для ее изменения в лучшую сторону.

Анализ состояния здоровья обучающихся оказывается тревожным уже на момент поступления детей в школу. Детей 1 группы здоровья всего около 30% от общего количества детей. Но еще более тревожной выглядит картина постоянного ухудшения показателей здоровья детей - растет количество травм школьного и бытового характера, в том числе при нарушениях правил дорожного движения, наблюдается правовая неграмотность учащихся.

Данная работа доказывает свою актуальность, т.к:

  • Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.

  • Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.

  • В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.

  • Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.

  • Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Программа деятельности волонтерского отряда "ШКОЛЫ №3" "Кто, если не мы?", состоит из трех модулей - "Здоровье", "Право", "Безопасность", - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.

Целью модуля "Здоровье" является:

Формирование у гимназистов установок на здоровый образ жизни.

через:

  • Популяризацию имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

  • Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся школы.

  • В рамках данного направления планируется проводить школьные Декады здоровья с выходом приглашенных специалистов, работников школы и ребят-волонтеров на классные часы, интерактивные и ролевые игры, занятия с элементами тренингов, конкурсы рисунков и плакатов, спортивные мероприятия, экскурсии, всевозможные опросы и анкетирования, разработка памяток, и многое другое.

  • В результате анализа современных проблем молодежи на одно из первых мест наши волонтеры поставили существование проблемы пивного алкоголизма. Именно эта тема была первой для разработки профилактического занятия со старшеклассниками.

В модуле "Безопасность" происходит:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.

посредством:

  • Ознакомления младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия).

  • Развития навыков безопасного поведения.

  • И организации условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

С младшими школьниками наши волонтеры планируют проводть конкурс рисунков "Что ты знаешь о дороге?", акции "Внимание, дети!". Кроме того, волонтерам очень нравиться проводить различные мероприятия с участниками детского летнего оздоровительного лагеря при школе.

В данном направлении мы тесно сотрудничаем с инспектором по пропаганде ОГИБДД.

Правовой модуль реализуется через:

Содействие формированию и развитию правовой культуры учащихся организацией условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формированием умения учащихся действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактикой проявлений экстремизма.

Взаимодействие с волонтерами построена так, что сначала мы будем проводить тренинги командообразования, информировать ребят по различным темам, учить проведению интерактивных мероприятий с различными возрастными категориями учащихся, чтобы затем уже сами волонтеры проводили эти занятия.

В рамках данного модуля мы с волонтерами разработали цикл занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии, среди тем которого можно назвать следующие:

  • "Кто такой свободный человек?"

  • "Права и обязанности школьника"

  • "Что такое "право на уважение"?

  • Нарушение прав людей может привести к конфликтам"

  • "Как разрешать конфликты мирным путем?"

  • "Конвенция о правах ребенка"

  • "Как стать обязательным человеком"

Для своих сверстников волонтеры-старшеклассники будут проводили Интернет-уроки "Имею право знать!" по материалам официального сайта Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

Программа волонтерского движения "Кто, если не мы?" является взаимодополняющей с другими целевыми воспитательными программами, реализующимися в МАОУ "Школа №3":

Ожидаемый результат

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне и внешне. Надеемся, что взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретут самоуважение, станут уверенными и привлекательными для окружающих.

Хочешь быть активным - буть им!

Живи ярко!

Наш девиз:

"Думай, когда отвечаешь "нет" и "да"
И помни, что выбор есть всегда!"

Заповеди волонтеров школы

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

  4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:

  1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

  2. Будь генератором идей!

  3. Уважай мнение других!

  4. Критикуешь - предлагай, предлагаешь - выполняй!

  5. Обещаешь - сделай!

  6. Не умеешь - научись!

  7. Будь настойчив в достижении целей!

  8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни - пример для подражания.

Кодекс волонтеров:

  1. Хотим, чтобы стало модным - Здоровым быть и свободным!

  2. Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)

  3. Акции - нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам - НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)

  4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном - обучение и общение. Тренинги "Я - лидер", "Уверенность в себе", "Успешное общение", "Твоя цель - твой успех", "Ты и команда", "Я - творческая личность")

  5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух - в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)

  6. Снова и снова скажем народу: "Зависимость может украсть свободу!" (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)

  7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело - планирование! Волонтеры освоили новый подход - Социальное проектирование!

  8. День волонтера имел успех. Желающих много - берем не всех! Ждет новичков перевоплощение - Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний - посвящение в волонтеры.)

  9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь "нет" и "да" И помни, что выбор есть всегда!



Используемая литература

  1. О.С. Андреева, М.Ю. Водовозов «Лето - пора находок, а не потерь!» 2008г

  2. А. Лопатиа, М. Скребцова «Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах» -М: АМРИТА, 2011

  3. В.С. Николаева «В школе и после школы вместе» Москва. «просвещение» 1989г.

  4. Брошюры «Теория и практика волонтёрского движения», «Знакомьтесь, АНО «Центр реализации молодёжных и профилактических программ»

  5. Т. Кобякова «Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике наркоалкогольной зависимости»

  6. В. Дунаевский, В. Стяжкин «О наркомании и токсикомании»

  7. «Смотри по жизни вперёд» Руководство по работе с подростками.

© 2010-2022