- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Презентация к правовой игре: У меня есть право!?
Презентация к правовой игре: У меня есть право!?
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Прилуцкая В.Г. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7-8 классы
Социальный педагог: В.Г. Прилуцкая
г.Инта
МВСОУ ОСОШ
П р а в о в а я и г р а
У меня есть право?!
Ц е л и и з а д а ч и: ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.
Программа предназначена для детей подросткового возраста.
О ф о р м л е н и е: три стола и стулья вокруг них для участников команд.
Н а г л я д н ы й м а т е р и а л: выборочные статьи Конвенции о правах ребенка для каждой команды, картинки к статьям.
Х о д и г р ы
В е д у щ и й. Сегодня мы представляем правовую игру «Я имею право!?» ( написать на доске). Цель игры - ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды.
Всё в нашей жизни подчиняется законам: законам природы, законам государства, в котором живёт человек. В законах определяются как права. Так и обязанности. Потому, что права без обязанностей - это как туловище без головы.
Как называется основной закон нашего государства?
Обучающиеся. Конституция.
В е д у щ и й. Но не только Конституция определяет наши права и обязанности. Есть и другие документы. Перечислите.(ТК, АК, СК, УК)Но все они не противоречат Конституции.
(Идет представление команд, участники занимают свои места.)
В е д у щ и й. Оценивать выступления наших команд будет компетентное жюри.
(Представляются члены жюри с указанием должностей: директор, учитель истории, инспектор ОпДН, социальный педагог, медицинский работник.)
В е д у щ и й. Объявляю начало первого тура! (Звучит гонг.)
З а д а н и е п е р в о е. Сейчас мы узнаем: умеют ли наши команды работать с правовыми документами. Итак, уважаемые игроки, на ваших столах лежат по три картинки и некоторые статьи Конвенции о правах ребенка. Вам нужно определить, какая статья подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение. У вас три минуты. За правильный ответ дается по 1 баллу.
Ответы участников.
З а д а н и е в т о р о е. Сейчас на сцене будут разыграны ситуации, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни. Каждая команда должна оценить данные действия, найти верное решение и поделиться своим мнением с нами. Это задание оценивается по пятибалльной системе. За существенное дополнение другая команда может получить на усмотрение жюри от 1 до 3 баллов.
Этюд 1
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ участников.
Ответ. Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.
Этюд 2
Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!»
Вопрос: Имеют ли право Олег 12 лет и Алексей 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответы участников.
Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Ст. 27 ГК.
Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.
Этюд 3
Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому все равно им ничего не будет.
Вопрос: Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответы участников.
Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления с 14 лет. Ст. 20 УК.
Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
З а д а н и е т р е т ь е.
- Сейчас я назову три ситуации. Вам будет дано время, чтобы обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват.
Ситуация 1
Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»
Вопрос: Прав ли он?
Ответы участников.
Ответ: Ст. 192 ТК гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение.
Ситуация 2
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответы участников.
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 213). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответы участников.
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УК).
Жюри подводит итоги первого тура.
В е д у щ и й. Мы продолжаем правовую игру «Мой взгляд». Впереди второй тур - литературный. Сейчас каждой команде дадут предметы (или их изображение на картинке). Вам нужно отгадать, какому герою они принадлежат.
1-й п о д н о с: трость, трубка, скрипка, лупа. (Шерлок Холмс.)
2-й п о д н о с: планшет, фуражка. (Анискин.)
3-й п о д н о с: котелок, жилет, трость. (Эркюль Пуаро.)
Подведение итогов.
В е д у щ и й. Мы переходим ко второму заданию. Вам предстоит по описанию узнать знаменитых героев популярных фильмов, а также назвать другие кинокартины, в которых встречались эти герои. Итак, ответ принимается при поднятии руки.
1. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за «черной кошкой». Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов.)
2. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, и любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд, «Агент 007», «Живи и дай умереть», «Лицензия на убийство».)
3. Живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. Его любимая опера - «Волшебная флейта». (Шерлок Холмс.)
В е д у щ и й. А сейчас я прошу выйти на сцену капитанов команд. Вам предстоит поработать в роли следователей. С помощью подсказок каждый из вас должен догадаться, кто же он? Вы тоже можете задавать мне вопросы.
Он - герой, защитник будущего...
Он - необычный персонаж...
Он - мутант. (Черепашка-ниндзя.)
Он круглый...
Его очень любят дети...
Он ушел из дома...
От лисы он скрыться не успел... (Колобок.)
Подведение итогов.
В е д у щ и й. Наша игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем.