• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Методическая разработка по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Инновация в профилактике» Тренинг профилактики наркомании у подростков «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»

Методическая разработка по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Инновация в профилактике» Тренинг профилактики наркомании у подростков «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова»

Курской области










Методическая разработка по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Инновация в профилактике»



Тренинг профилактики наркомании у подростков


«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»






Социальный педагог

МБОУ СОШ №3 г. Льгова

Соколова

Виолетта Викторовна












Льгов 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

  1. ЗНАКОМСТВО…………………………………………………………5


  1. ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ…………………….5



  1. ПОКАЗ ФИЛЬМА О НАРКОМАНАХ………………………………..7



  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………7



  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ №3 Г. ЛЬГОВА «РЕАЛЬНЫЙ МИР»…………………………………………………………………….9



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ…………………………..12

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…..13



В данной методической разработке представлен тренинг профилактики наркотической зависимости «Все в твоих руках» с элементами визуального и эмоционального дополнения (показ видеофильмов по конкретной тематике, выступление сотрудника исправительной колонии) для подростков общеобразовательной школы.

Тренинг призван помочь подросткам выработать стойкое отношение к данной проблеме посредством приобретения практического опыта среди своего возрастного окружения.










ВВЕДЕНИЕ


Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Наркотическая зависимость существует в случае, если человек постоянно думает о наркотике, навязчиво и непреодолимо стремится получить его для испытания определенных ощущений либо для преодоления психического дискомфорта. Ради получения эйфории наркоман легко переступает через моральные нормы, нарушает уголовный кодекс, разрушает свою семью. Профилактика наркомании в школе и других учебных заведениях должна быть обязательной и должна осуществляться в доступной детям форме, должна вызывать отклик у подростков и формировать у них однозначную позицию отказа от наркотиков.

Профилактика наркомании, осуществляемая только в назидательной и запугивающей манере вряд ли даст результат. Прежде всего, она должна быть систематической, а не разовой акцией, должна носить массовый характер. Успешная профилактика наркомании может быть представлена в виде лекций, плакатов, бесед с подростками.

Самых ощутимых и эффективных результатов может дать комплексный подход, который совмещает в себе тренинговое занятие с элементами визуального и эмоционального дополнения (показ видеофильмов по конкретной тематике, выступление сотрудников правоохранительных органов).

Тренинг (от англ. train - тренировать, тренироваться) - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. [6]

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно - когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания и формировать навыки. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. [2]










Тренинг профилактики наркомании у подростков

«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»

Цель тренинга - посредством активного участия всех участников тренинга дать информацию о способах уверенного отказа от наркотиков, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников, в практической форме научить способам отказа.

Задачи:

  1. Повышение уровня информированности подростков о проблеме наркомании.

  2. Помочь взрослеющему человеку разобраться в пагубном влиянии наркотиков.

  3. Выработка умения сказать «Нет наркотикам».

I. ЗНАКОМСТВО

Добрый день! Сегодняшний урок, я хочу провести с вами вот в такой неформальной обстановке.
Мы сели в круг, потому что в кругу нет ведущей фигуры, все равны.

Я предлагаю начать с того, что каждый из вас по очереди представится и немного расскажет о себе. [1,с.38] Давайте, начнем с меня.
Прежде чем приступить к основной части, давайте установим правила, которыми мы все будем пользоваться на нашем занятии:

  1. Активная работа на занятии каждого участника.

  2. Внимательность к говорящему.

  3. Доверие друг к другу.

  4. Недопустимость насмешек.

  5. Право каждого на свое мнение.

II. ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ

Все вы, конечно же знаете о вреде наркомании, я не буду сегодня говорить много об этом, скажу лишь, что:

  • • 91 % ВИЧ - инфицированных - наркоманы;

  • • к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, "сидят на игле" - 9% мальчиков, 5 % - девочек;

  • • 1 наркоман за год втягивает в "порочный круг" до 4 человек.[5]

А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

1. Люди, пробующие наркотик особенные или такие же как мы?

2. Так давайте попробуем теперь разобраться в причинах, которые толкают человека к наркотикам.

Каждый из участников по кругу называет по одной причине.

Возможные ответы:

  • Раньше наркотики употребляли только во время отдельных ритуалов.

  • Существовали более жесткие наказания за употребление наркотиков. Например, в странах Азии, где употребление алкоголя запрещено «Кораном», за нарушение запрета полагалась смертная казнь.

  • Раньше использовали только естественные, природные вещества. Теперь ассортимент значительно расширился за счет синтетических наркотиков. В результате, наркотики стали более доступны, а привыкание к ним развивается быстрее.

  • Очень низкий уровень жизни.

  • Человек живет в постоянном стрессе и, пытаясь уйти от своих проблем, использует наркотики.

  • Любопытство.

  • Желание «быть как все», получить авторитет среди друзей.

3. Какое влияние оказывают наркотические вещества на организм человека в подростковом возрасте?

Сообщение:

Многие знают о пагубном воздействии наркотиков, но употребляют их. Это связано с их способностью вызывать эйфорию - чувство удовольствия, интеллектуального подъема, работоспособности, просветления. Но мало кто знает, что в тот момент, когда человек только начинает это ощущать, он уже болен наркоманией. При первом знакомстве с наркотиком в организме срабатывает защитный механизм, может начаться рвота, понос, потоотделение, слезливость, слюнотечение, а если доза слишком велика, то и смерть. Регулярное употребление наркотиков вызывает привыкание (наркоманию), которое происходит много быстрее, чем к алкоголю. Привыкание происходит и к дозе наркотика, в результате чего снижается интенсивность эйфории, требующая повышения дозы. Со временем наркоман принимает наркотик не для достижения приятных ощущений, а для того, чтобы снять тягостные ощущения, физические недомогания, раздражительность и подавленность (результат психической зависимости). Прием наркотика уже не вызывает эйфории, но обходиться без него человек уже не может.

Привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Всего за две недели приема опия подросток обрекает себя на долгие годы тяжелой болезни.

Если время между приемами опия превышает 8-12 часов, обостряется влечение к нему, появляется напряженность, неудовлетворенность, пропадает аппетит. На второй день присоединяется озноб, сменяющийся чувством жара, слабость, онемение, потливость. К концу вторых суток появляются мучительные боли в мышцах, их сводит, тянет, крутит. Влечение становится непреодолимым и толкает наркомана на любые преступления.

На третий день появляются боли в животе, рвота и изнуряющий понос. Такое тяжелое состояние держится до 10 дней, и преодолеть его без медицинской помощи невозможно. Необходимо длительное лечение, которое снимет физическую зависимость, но психическая зависимость, хотя и в более слабой форме, остается у человека навсегда. [4]

III. ПОКАЗ ФИЛЬМА О НАРКОМАНАХ

В фильме показаны наркоманы во время "ломки", короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приёмом наркотиков. В конце фильма короткая статистика о смертности среди наркоманов.

Дорогие ребята, хочу сделать акцент на следующих аспектах:

  • даже разовое употребление наркотика может существенно отразиться на здоровье, привести к ухудшению внешнего вида (бледность, ломкость ногтей, выпадение волос, ослабление половых функций);

  • употребление наркотиков требует огромных денег: на героин в сутки уходит не меньше 50 долларов, на кокаин - более ста;

  • ни один из существующих сегодня методов лечения наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости;

  • лечение наркомании стоит очень дорого. Цена проведения дезинтоксикации в частных клиниках Москвы не опускается ниже полутора тысяч долларов. Не говоря уже о последующих этапах лечения. Стоимость лечения в государственных клиниках в два-три раза дешевле, но и это, согласитесь, не малые деньги.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Игра "Отказ".

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Давайте попробуем сказать «нет» на практике.
Рассчитайтесь на 1-ый - 2-ой
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.

Работа так же проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. [3]

Варианты отказа :
"Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня"
"Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось".
"Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями"
"Спасибо, нет. Это не в моем стиле"
"Спасибо, нет. Мне надо на тренировку"
"Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой".
Умей сказать "Нет"!
После завершения упражнения следует обсудить три вопроса:
1. Как чувствовали себя участники в ролях?
2. Легко ли подбирать достойные отказы?

3. Какие способы сказать «НЕТ» вы знаете?

В о с е м ь с п о с о б о в с к а з а т ь «НЕТ»

1) Говори: «Нет, спасибо».

- Ты хочешь выпить?

- Нет, спасибо.

2) Объясни причину отказа.

- Ты не хотел бы выпить вина?

- Нет, спасибо. Я не пью вина.

3) Повтори несколько раз свой отказ («заезженная пластинка»).

- Хочешь покурить марихуану?

- Нет.

- Ну, давай!

- Нет.

- Ты только попробуй, тебе понравится.

- Нет.

4) Уйди.

- Давай выпьем водки и покурим. Сегодня родители придут поздно.

- Нет. Я ухожу.

5) Смени тему разговора.

- Давай попугаем вон тех девчонок.

- Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый видеофильм.

6) Избегай критических ситуаций (порой предвидя их).

Тебе знакомы места, где пробуют наркотики, ведут себя недостойно. Лучше не ходи туда, избегай таких мест.

7) Используй так называемый «холодный душ».

- Ты чего вчера сбежал, побоялся выпить, покурить? Пойдем сегодня, попробуешь.

Не обращая на него внимания, игнорируй его, уходи.

8) Сила в коллективе и в друзьях.

Дружи и встречайся с теми, кто тебя понимает, кто поможет тебе в трудный момент, кто придет к тебе на помощь и поддержит тебя.

V. ВЫСТУПЛЕНИЕ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ №3 Г. ЛЬГОВА «РЕАЛЬНЫЙ МИР»

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные преобразования молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации и т.п. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропиых веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за наркотики

Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств.

Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.

Ч. 5 ст. 73 - о лечении от наркомании.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

(в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ)

  • Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - (в ред. Федерального закона от 05.12.2005 N 156-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. [7]

Воспитательная колония является ИУ, предназначенным для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. В соответствии со ст. 88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ, лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

1) несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также всеми несовершеннолетними женского пола, - в воспитательных колониях общего режима;

2) несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы - в воспитательных колониях усиленного режима.

Помимо несовершеннолетних в ВК могут отбывать наказание осужденные, оставленные в колонии до достижения ими возраста 21 года. Условия отбывания наказания подразделяются на обычные, облегченные, льготные и строгие, что создает необходимые предпосылки для эффективного исправительного воздействия на различные категории несовершеннолетних осужденных. Вновь поступившие содержатся в обычных условиях - не менее 3 месяцев (мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы - не менее 6 месяцев). По истечение срока при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду и учебе - переводятся из обычных условий в облегченные. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, в целях подготовки к условно-досрочному освобождению переводятся в льготные условия отбывания наказания. В случае признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания осужденных, отбывающих в облегченных условиях à в обычные или строгие условия; из льготных нарушители à обычные (обратно - не ранее 6 месяцев с момента возвращения в обычные условия). В строгих условиях изначально - поступившие в воспитательную колонию осужденные к лишению свободы за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, а также переведенные в строгие условия из обычных или облегченных условий (в строгих - не менее 6 месяцев; потом при отсутствии взысканий à обычные). Для обеспечения объективного подхода при осуществлении переводов - они осуществляются начальником ВК по представлению учебно-воспитательного совета ВК либо совета воспитателей отряда. В соответствии со ст. 133 УИК РФ, осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 5 МРОТ; б) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах в размере 7 МРОТ; б) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года (по решению администрации ВК длительные свидания могут проходить за пределами колонии). Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается: а) расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, без ограничения; б) иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии. По постановлению начальника ВК им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации; тогда также разрешается: а) пользоваться деньгами; б) носить гражданскую одежду. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства на лицевых счетах, в размере 3 МРОТ; б) иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Игра «Портрет наркомана»

На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? [3]

Дети отвечают.

Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать "Нет!" наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу, рассказав вам притчу бабочке.

Притча о бабочке

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в

твоих руках".
Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Вот и подошел к концу наш урок, и мне бы хотелось знать:
Что нового вы сегодня для себя открыли? Что вам понравилось?

Таким образом, главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период, а также приобретение подобных знаний посредством собственного опыта.



ЛИТЕРАТУРА


  1. «Обучение жизненно важным навыкам» Н.П. Майорова,

Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт - ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА 2002

  1. «Я хочу и могу провести тренинг». Пособие для начинающего тренера, отдел обучения LΔb

  2. azps.ru/training/index.html

  3. narcom.ru/

  4. otrok.ru/narko/index.htm

  5. persev.ru/trening

  6. consultant.ru/popular/ukrf/


© 2010-2022