Опека и попечительство как одна из форм устройства ребёнка в семью

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опека и попечительство как одна из форм

устройства ребенка в семью


В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ предусмотрено несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • Опека и попечительство - помещение ребенка в семью опекуна (попечителя),

  • Усыновление (удочерение) - передача ребенка на воспитание в семью усыновителей,

  • Устройство детей в государственные учреждение (общеобразовательные школы - интернаты, детские дома всех типов).

  • Устройство детей в приемную или патронатную семью.

Сегодня мы говорим об опеке, как об одной из форм устройства ребенка в семью.

Каково же положение вещей по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на территории пос. Мичуринский. Для этого познакомимся со статистикой:

за последние 10 лет на территории пос. Мичуринский при устройстве детей- сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей были использованы следующие формы:

  • Взяты под опеку 8 детей,

  • Направлены в учреждения для детей-сирот - 3 детей,

  • Усыновлен 1 ребенок в 1997 году, удочерены 2 детей в 2002 и 2005 годах.

Если проанализировать контингент детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей говорит о следующем: в 2007-2008 учебном году на территории пос. Мичуринский зарегистрировано и проживает 7 детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей, причем только 2-е детей являются круглыми сиротами, что составляет всего 29%, остальные 5 детей - социальные сироты , т.е. сироты при живых родителях - 71%.

Анализ причин социального сиротства показывает, что у всех 8 детей она одна и та же - лишение родителей их родительских прав, причем местонахождение матерей троих детей в настоящее время неизвестно, другие родители, лишенные родительских прав продолжают вести аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками.

- 3 детей в настоящее время находятся в учреждениях для детей сирот,

- 4 детей находятся под опекой.

Основная задача социального педагога а также администрации, на территории которой зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей - это закрепление за ребенком жилья, а также его сохранность.

Как положительный опыт в данном направлении хочется отметить работу Мичуринской сельской администрации. Чтобы жилье оставалось пригодным, а не было превращено в притон, главой администрации Костиковым С.М. было принято решение о временном заселении данного жилья нуждающимися жителями поселка. С ними заключены договоры. Люди вносят коммунальные платежи, в квартирах произведен косметический ремонт, все коммуникации содержатся в порядке.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время на территории пос. Мичуринский проживают 4 детей, находящихся под опекой.

Все опекуны - ответственные, положительные во всех отношениях люди, отношения у меня с ними хорошие, продуктивные. Все средства, полученые опекунами на детей расходуются правильно, тетрадь учета ведется. Хочется отметить, что всеми опекунами открыты счета на детей и пенсии по потери кормильцев перечисляются на сберегательные книжки.

Таким образом анализируя все вышеперечисленное следует сделать вывод, что только тщательно продуманная и организованная система работы по опеке, дает положительные результаты, благодаря чему дети успешно социализируются, становясь полноценными членами общества.

Профилактика социального сиротства

Дети-сироты, дети, брошенные своими родителями и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, всегда относились к категории детей, которым требуется особая защита и поддержка со стороны государства.

Сегодня проблема сиротства для России стала одной из острых, к сожалению наблюдается динамика роста данной категории детей.

Из общего числа детей-сирот примерно % - биологические сироты, т.е. дети, родители которых умерли. Остальные - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Основные причины социального сиротства:

  • Лишение родительских прав - 70%.

  • Отказ от ребенка - 20%,

  • Пребывание родителей в местах лишения свободы - 10%.

Несомненно то, что каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое, полноценное детство. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей.

В настоящее время охрана прав и законных интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства. Согласно ст.34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Устройство детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей состоит из нескольких этапов:

- во-первых, это выявление,

- во-вторых - установление прав этих детей,

- в-третьих - контроль за условиями жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Как правило, ряд служб, таких как жилищно-эксплуатационные организации, отделы ЗАГС, органы социальной защиты населения, органы внутренних дел, социальные работники, одними из первых получают информацию о детях, утративших родительское попечение или проживающих в неблагоприятных семейных условиях.

Для своевременного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо вести учет таких семей (неблагополучные семьи, неполные семьи, семьи с одним родителем и т.д.).

Хочется остановится на порядке учета таких семей в МОУ Мичуринская СОШ.

При поступлении ребенка в ДЗ и школу родители собственноручно заполняют следующее заявление:

Директору МОУ Мичуринская

средняя общеобразовательная школа

Мисникову Б.И.

__________________________________

__________________________________


З А Я В Л Е Н И Е

Прошу Вас принять моего ребенка _____________________________________

(фамилия, имя)

дата рождения ребенка (полностью) _____________________________________________

для обучения в ______ классе МОУ Мичуринская средняя общеобразовательная школа.

О себе сообщаем: Мать:_________________________________________________________

( Фамилия, имя, отчество )

_________________________________________________________

( Место работы, должность )

Отец :________________________________________________________

( Фамилия, имя, отчество )

________________________________________________________

( Место работы, должность )

Домашний адрес ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Телефон _________________________ (домашний)_______________________(рабочий).

Приложение: копия свидетельства о рождении.

Число _________________________ Подпись ___________________________

Далее на одном из первых родительских собраний в новом классе родителями заполняются следующие документы:

  • Социальная карта ребенка,

  • Тест вопросника родительского отношения к детям.


Социальная карта ребенка

__________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

  1. Дата рождения «_____»______________________ _______________ года.

  2. Домашний адрес _________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Где ребенок обучался (воспитывался) до поступления в школу _________________

__________________________________________________________________________

контактный телефон: ________________________________________________________

  1. Данные о родителях:

- Мать: ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

________________________________________________________________________

(образование, когда и какое учебное заведение закончила, специальность по диплому)

место работы и должность ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

- Отец: ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

__________________________________________________________________________

(образование, когда и какое учебное заведение закончил, специальность по диплому)

место работы и должность ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Состав семьи (кроме родителей):____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кто из родственников еще проживает с ребенком ______________________________

__________________________________________________________________________

7. Отношения между членами семьи:

- между родителями (супругами) ______________________________________________

- между ребенком и отцом ______________- между ребенком и матерью ____________

- между ребенком и братьями и сестрами _______________________________________

- между ребенком и другими членами семьи ____________________________________

- кого из членов семьи, по вашему мнению, ребенок любит больше всего ____________,

кого больше всего боится _____________________, кто из членов вашей семьи пользуется у ребенка наибольшим авторитетом __________________________, почему

__________________________________________________________________________

8. Социальная характеристика семьи: полная, неполная, формально полная, обеспеченная или малообеспеченная, благополучная или неблагополучная (нужное подчеркнуть).

9. Психологическая характеристика семьи: нормальная, гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная (нужное подчеркнуть).

10. Бытовые условия жизни ребенка: (нужное подчеркнуть)

- ребенок имеет отдельную комнату; - наличие домашней библиотеки;

- ребенок имеет место для подготовки домашнего задания; - наличие игровых уголков.

11. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический авторитарный, настойчивый (нужное подчеркнуть).

12. Особенности семейного воспитания (развитие познавательных интересов):

- вместе с детьми просматривают телепередачи; - читают книги и беседуют о прочитанном:;

- как часто ходят с детьми в театр, в кино:______________________________________

13. Отношение к школе: (нужное подчеркнуть)

- поддерживают тесную связь; - поддерживают контакты эпизодически;

- связи со школой носят случайный характер; - избегают контактов.

14. Отношение к учебному труду:

- оказывают помощь в учении; - ребенок делает домашние задания самостоятельно;

- частично оказывают помощь в учении (проверка домашнего задания).

14. Какие конкретные трудовые обязанности ребенок имеет в семье ________________

__________________________________________________________________________

15. По вашему мнению вы справляетесь с воспитанием своего ребенка ______________

Далее, используя сведения, указанные в данных анкетах собирается отдельная информация по форме:

п/п

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Класс

Домашний адрес

Ф.И.О. родителя, по какой причине у ребенка один родитель

Сведения обо всех совершеннолетних родственниках ребенка (кандидатах в опекуны) с указанием всех возможных сведений о них

Таким образом формируется банк данных о кандидатах в опекуны.


© 2010-2022