ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА СИСТЕМЫ СПО

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА СИСТЕМЫ СПО

Инёшина Людмила Геннадиевна, преподаватель ГАП

ОУ РС (Я) «Якутский автодорожный техникум», к.п.н.


Актуальность. Сегодня необходимы глубокие измерения ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса. Социальный облик студента системы СПО на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Это подтверждают данные Института развития профессионального образования Минобразования РФ.

В проведённом исследовании представлена система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Социологические исследования по своему содержанию интересны и имеют практическую значимость для социальных и психологических служб, инженерно-педагогических работников и администрации образовательных учреждений. С целью изучения социально значимых установок обучающихся в системе среднего профессионального образования было проведено социологическое исследование по теме "Социальный портрет студента СПО" в трёх учебных образовательных заведениях.

Главными задачами стали:

- обеспечение объективного и развернутого анализа социального облика обучающихся системы среднего профессионального образования;

- оценка условий обучения; эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях системы СПО;

- изучение ожиданий и интересов студентов образовательного учреждения и их семей в сфере образовательных услуг;

- определение осознанности выбора профессии и самоопределения;

- возможность в перспективе проводить сопоставительный анализ результатов исследования с цель выявления каких-либо устойчивых тенденций.

Исследованием было охвачено 25 % от их общего контингента, что составило свыше 450 человек. Для анализа выборочно (каждая вторая анкета) было использовано 356 анкет респондентов. Среди которых 69,9 % юношей и 31,1 % - девушек, что показало неравный половозрастной состав участников опроса. Первокурсников - 50,6 %; второкурсников - 28,7%; третьекурсников - 20,7 %.

Анкетирование обнаружило некоторую зависимость между уверенностью респондентов в правильности выбора и уровнем престижности осваиваемой профессии. Так, почти каждый шестой опрошенный считает, что осваиваемая им профессия не престижна, но дает возможность заработать на жизнь. Особенно это касается таких профессий, как автомеханик, автослесарь (67 % ответивших), повар (33%), машинист дорожно-строительных работ (35%). Профессиональный выбор обучающихся обусловлен возможностью получения среднего образования и специальности, на что указывает 44,5 % опрошенных, 21,7 % при выборе профессии учитывали свои способности и только 6,6 % назвали семейные традиции.

Данные исследования также свидетельствуют о деградации образовательного учреждения как организатора свободного времени молодежи. («У друзей» чаще всего проводит свободное время 28% студентов, дома - 25%, в учреждениях СПО - лишь 13%). Сейчас примечательной характеристикой обучающейся молодежи стала общественная пассивность: более 2 часов в день смотрят телевизор 26 % студентов, а 44% - более 3 часов. Это при том, что 40% обучающихся еще и регулярно ходят на «тусовки.

Исследования показали тенденцию прогрессирующего увлечения обучающихся системы СПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием. Употребление алкоголя и табака стало практически нормой, как для юношей, так и для девушек. Оно занимает ведущее место среди вредных привычек у респондентов (77 %). Тревожны показатели по употреблению учащимися наркотиков: постоянно употребляют - 2,1 %, несколько раз пробовали - 21,8 %. указали на употребление наркотиков однокурсниками - 19,6 %, затруднились ответить на этот вопрос - 32,3 %. Организация, проведение и привлечение молодежи к спортивно-оздоровительным мероприятиям - это не только способ оздоровления, но и один из путей избавления от пристрастия к наркомании, токсикомании, табакокурению и другим вредным привычкам.

Для составления социальных характеристик облика студентов СПО был разработан опросник, состоящий из 74 вопросов, разбитых на пять блоков:

1.Общие сведения об участниках анкетирования;

2.Профессиональное самоопределение;

3.Качественная характеристика учебно-воспитательного процесса;

4.Ценностные ориентации:

5.Жизненные планы (отношение к будущему, перспективы, возможности).

Социально-психологический климат учебного заведения 38 % респондентов оценили как «доброжелательный», 18,5% как "дискомфортный". Состояние отношений обучающихся с преподавателями, мастерами производственного обучения и однокурсниками - как "плохие"- 17%,«хорошие» - 27,6 % респондентов, остальные как «удовлетворительные». На вопрос: «С каким чувством Вы обычно посещаете занятия?» - дали ответ «с чувством страха и неуверенности» - 10,3 %; «с неприязнью» - 11,3%; «безразлично» - 36,6 %; с "желанием" посещающих учебное заведение - 41,5%.

Данные опросов показывают, что главным в жизни учащихся является следующее:

- создать счастливую, обеспеченную семью - 82 %; - иметь любимого человека, верного друга - 42 %; - дорожить своей честью и достоинством - 42 %; - научиться зарабатывать деньги - 31 %; - создать собственное дело, фирму - 31 %; - жить, как самому хочется, самостоятельно решать свои проблемы - 21 %; - заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни - 19 %.

Были изучены профессиональные планы обучающихся, оказалось, что трудоустроиться по освоенной профессии планирует 38%. Каждый 11-й студент СПО не определился с планами даже на ближайшее будущее. Около половины обучающихся (45 %) с оптимизмом смотрят в будущее, 28,9 % анкетируемых надеются на продолжение образования, 61,2 % удовлетворены обучением по избранной профессии. Наглядно, как это происходит в дальнейшем в ГАП ОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум» отражено в диаграмме 1.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА СИСТЕМЫ СПО

Проведенное исследование - отправная точка для разработки, апробации и внедрения методических рекомендаций по улучшению учебно-воспитательного процесса и созданию

системы духовно-нравственных ценностей молодежи. Была разработана модель формирования ценностных ориентаций учащихся.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА СИСТЕМЫ СПО

В заключении подведены общие итоги исследования:

1.Отмечено, что воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования целесообразно строить на основании социологических исследований, дающих представление о целях, интересах и ценностях современной молодежи. Такой подход повышает эффективность воспитательного процесса и устойчивость ценностных ориентаций выпускников.

2.Ценности, сложившиеся у молодежи, имеют преимущественно индивидуально-личностную направленность, связаны с повышением роли материального фактора и осознанием этого обстоятельства.

3.Разработана модель формирования ценностных ориентаций студентов на основе проектирования обновленного содержания.

4.Проведенные исследования показали, что в процессе общеобразовательной подготовки меняются ценностные ориентации учащейся молодежи, происходит трансформация личностно-индивидуалистических ценностных ориентаций в социальные и духовные. Через изменение сложившейся системы ценностей меняется человек, развивается его личность.

Таким образом, развитие государственной системы профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения напрямую связано с учетом факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности, социальных, нравственных и психологических особенностей личности. Только при таком условии возможно решение проблем профессионального самоопределения и успешной профессиональной и социально-психологической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования и сохранения и развития человеческих ресурсов государства в целом.


© 2010-2022