- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Соколова В. В. Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)
Соколова В. В. Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова В.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)
В.В. Соколова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова» Курской области
Ни для кого не секрет, что в современном мире специализированные школы для детей-инвалидов - прерогатива больших городов. В более маленьких городах и селах дети с ограниченными возможностями обучаются в средних общеобразовательных школах, или же, если физическое состояние не позволяет им посещать уроки, их переводят на домашнюю форму обучения.
В связи с этим возникает ряд сложностей:
-
невозможность в полном объеме усвоить знания из-за физиологических особенностей;
-
частые пропуски занятий по состоянию здоровья;
-
ухудшение общего состояния здоровья из-за повышенных нагрузок для таких детей;
-
ограниченный объем учебной информации.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций - это совместная деятельность школ, учреждений дополнительного образования, обеспечивающая возможность обучающимся осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.[1]
Сетевое взаимодействие строится на следующих принципах:
-
Принцип добровольности, что предполагает свободу выбора сетевой формы отношений между участниками как институционально-организационной альтернативы;
-
Принцип целостности, что означает достижение согласованности действий по решению поставленных общих задач между всеми участниками процесса, а также потенциальное усложнение форм взаимодействия;
-
Принцип открытости. Любое локальное сетевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет строиться не по законам «междусобойчика», а будет открыто к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с новыми партнёрами, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаимодействия.
-
Принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком понимания, а не деструкции.
-
Принцип теоретической и информационной корректности.
-
Принцип образовательной ответственности. [2]
На сегодняшний день, МБОУ СОШ №3 г. Льгова оснащена современной компьютерной техникой, имеет выход в Интернет, электронный адрес: [email protected], и свой сайт: lgov-sosh3.ru, на котором персонал школы может поделиться своим опытом работы.
Успешность образовательного процесса сегодня невозможна без тесного сотрудничества основных его участников, так как реализуется множество различных проектов.
Наша школа включена в сетевое взаимодействие с КИРО, дистанционными олимпиадами «Новый урок», «Кенгуру», «Муравейник», издательствами «Вентана - Граф», «Дрофа», Просвещение», «Легион».
Школа осуществляет различные направления по сетевому взаимодействию с другими организациями:
-
дистанционное обучение детей по программам подготовки к экзаменам, профессиональной ориентации, «Одаренные дети» в форме учебных занятий, мастер-классов.
-
Дистанционные семинары для учителей школы с кафедрами КИРО.
-
Вебинары издательств.
Цель проекта - предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на расстоянии в полном объеме для построения ими в будущем успешной карьеры и самореализации как личности.
Для реализации данной цели обозначены следующие задачи:
-
Организация сетевого взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования.
-
Взаимодействие осуществляется на принципе добровольного участия детей-инвалидов и на основании заявления родителей (законных представителей).
-
Обеспечивается конфиденциальность и безопасность данных всех участников взаимодействия.
-
Определяется круг ответственных лиц, отвечающих за бесперебойную работу системы взаимодействия.
Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным организациям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, каждый участник предлагает свои ресурсы, идеи, не дублируя других, а дополняя, обучая друг друга.
Нами определены следующие этапы совместной деятельности разных учреждений:
-
Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой с постоянным доступом к выходу в интернет.
-
Создание электронного адреса и образовательного сайта школы.
-
Создание условий для проведения открытых уроков с трансляцией через интернет.
-
Обучение педагогов умению работы с информационно-коммуникационными технологиями, пропаганда идеи сетевого взаимодействия с коллегами; приобретение знаний учителями и учениками о программах, позволяющих осуществлять обучение на дистанции.
-
Заключение договоров между участниками сети образовательных организаций.
-
Разработка индивидуального учебного плана для каждого ученика, соответствующего учебному плану школы, при этом учитывающиего индивидуальные психофизические особенности детей с ограниченными возможностями.
-
Оснащение школы специальным оборудованием для детей-инвалидов с учетом их психофизиологических особенностей.
-
Распределение педагогической нагрузки при сетевых формах реализации образовательных программ.
-
Организация обмена информацией с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительно образования, высшими учебными заведениями.
-
Распределение ответственности при применении сетевых форм реализации образовательных программ.
-
Установление источников финансирования сетевого взаимодействия образовательных организаций.
В нашем учреждении разработаны методические рекомендации по сетевому взаимодействию образовательных организаций:
Первым шагом к осуществлению сетевого взаимодействия будет создание локальной сети между компьютерами, установленными в классах школы, если этого на данный момент нет. Благодаря этому, учителя без труда смогут обменяться информацией между собой через локальную сеть. Постепенно, вся школьная отчетность переходит с бумажных на электронные носители.
Локальная сеть в школе, создаваемая в компьютерном классе, объединяет в себе в среднем 12-15 компьютеров. Сеть объединяющая персональные компьютеры преподавательского состава школ, как правило, насчитывает порядка 10-20 рабочих места.[3]
Следующим шагом будет создание образовательного сайта школы на котором необходимо выкладывать актуальную информацию и производить своевременное редактирование и обновление.
Для обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций данной категорией детей необходимо заявление родителей. После чего издается соответствующий приказ, в котором утверждается недельная нагрузка ученика предметами, внеурочной деятельностью, дистанционными кружками и секциями, а также сообщается о возможных телеконференциях на различные тематики.
Организация сетевого взаимодействия обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебных планах образовательных учреждений, в которых дети-инвалиды обучаются.
На основании заключения лечащего врача и по желанию родителей (законных представителей), в целях социальной адаптации, обучающиеся с ОВЗ могут посещать отдельные уроки, участвовать во внеурочных классных и общешкольных мероприятиях. В связи с этим образовательные учреждения должны быть обеспечены специальным оборудованием. Например, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса.
Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции; в основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.
Для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Для обеспечения процесса сетевого взаимодействия с детьми-инвалидами используются следующие средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее - учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - аппаратно-программный комплекс).
Финансирование образовательных организаций, с которыми ведет сетевое взаимодействие лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией. Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.п.) и Проект соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком. [5]
Ожидаемые результаты:
-
Формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентность) учителей;
-
в школе владеют навыками работы на компьютере на уровне пользователей около 90 % учителей;
-
применение многими учителями в своей деятельности современных компьютерных и интернет-технологий;
-
способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые используют для подготовки и демонстрации презентаций по изучаемым темам, разработки интернет-проектов.
-
Высокая мотивация обучающихся к самообразованию.
-
Непрерывный обмен информацией;
-
Повышение качества учебного процесса.
Таким образом, создание экспериментальных площадок сетевого взаимодействия - это важный результат политики модернизации системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование их ресурсов. А это невозможно без организации сетевого взаимодействия в сфере образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей.[4]
Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных организаций позволит школам успешно сформировать информационно - электронную среду на муниципальном уровне.
Литература:
-
school-net.ru/
-
rae.ru/
-
h-re.ru/ Локальная сеть в учебных заведениях, школе.
-
openclass.ru/
-
Положение об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ/Локальный акт