Соколова В. В. Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)

В.В. Соколова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова» Курской области

Ни для кого не секрет, что в современном мире специализированные школы для детей-инвалидов - прерогатива больших городов. В более маленьких городах и селах дети с ограниченными возможностями обучаются в средних общеобразовательных школах, или же, если физическое состояние не позволяет им посещать уроки, их переводят на домашнюю форму обучения.

В связи с этим возникает ряд сложностей:

  • невозможность в полном объеме усвоить знания из-за физиологических особенностей;

  • частые пропуски занятий по состоянию здоровья;

  • ухудшение общего состояния здоровья из-за повышенных нагрузок для таких детей;

  • ограниченный объем учебной информации.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций - это совместная деятельность школ, учреждений дополнительного образования, обеспечивающая возможность обучающимся осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.[1]

Сетевое взаимодействие строится на следующих принципах:

  • Принцип добровольности, что предполагает свободу выбора сетевой формы отношений между участниками как институционально-организационной альтернативы;

  • Принцип целостности, что означает достижение согласованности действий по решению поставленных общих задач между всеми участниками процесса, а также потенциальное усложнение форм взаимодействия;

  • Принцип открытости. Любое локальное сетевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет строиться не по законам «междусобойчика», а будет открыто к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с новыми партнёрами, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаимодействия.

  • Принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком понимания, а не деструкции.

  • Принцип теоретической и информационной корректности.

  • Принцип образовательной ответственности. [2]

На сегодняшний день, МБОУ СОШ №3 г. Льгова оснащена современной компьютерной техникой, имеет выход в Интернет, электронный адрес: [email protected], и свой сайт: lgov-sosh3.ru, на котором персонал школы может поделиться своим опытом работы.

Успешность образовательного процесса сегодня невозможна без тесного сотрудничества основных его участников, так как реализуется множество различных проектов.

Наша школа включена в сетевое взаимодействие с КИРО, дистанционными олимпиадами «Новый урок», «Кенгуру», «Муравейник», издательствами «Вентана - Граф», «Дрофа», Просвещение», «Легион».

Школа осуществляет различные направления по сетевому взаимодействию с другими организациями:

  • дистанционное обучение детей по программам подготовки к экзаменам, профессиональной ориентации, «Одаренные дети» в форме учебных занятий, мастер-классов.

  • Дистанционные семинары для учителей школы с кафедрами КИРО.

  • Вебинары издательств.

Цель проекта - предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на расстоянии в полном объеме для построения ими в будущем успешной карьеры и самореализации как личности.

Для реализации данной цели обозначены следующие задачи:

  1. Организация сетевого взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования.

  2. Взаимодействие осуществляется на принципе добровольного участия детей-инвалидов и на основании заявления родителей (законных представителей).

  3. Обеспечивается конфиденциальность и безопасность данных всех участников взаимодействия.

  4. Определяется круг ответственных лиц, отвечающих за бесперебойную работу системы взаимодействия.

Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным организациям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, каждый участник предлагает свои ресурсы, идеи, не дублируя других, а дополняя, обучая друг друга.

Нами определены следующие этапы совместной деятельности разных учреждений:

  1. Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой с постоянным доступом к выходу в интернет.

  2. Создание электронного адреса и образовательного сайта школы.

  3. Создание условий для проведения открытых уроков с трансляцией через интернет.

  4. Обучение педагогов умению работы с информационно-коммуникационными технологиями, пропаганда идеи сетевого взаимодействия с коллегами; приобретение знаний учителями и учениками о программах, позволяющих осуществлять обучение на дистанции.

  5. Заключение договоров между участниками сети образовательных организаций.

  6. Разработка индивидуального учебного плана для каждого ученика, соответствующего учебному плану школы, при этом учитывающиего индивидуальные психофизические особенности детей с ограниченными возможностями.

  7. Оснащение школы специальным оборудованием для детей-инвалидов с учетом их психофизиологических особенностей.

  8. Распределение педагогической нагрузки при сетевых формах реализации образовательных программ.

  9. Организация обмена информацией с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительно образования, высшими учебными заведениями.

  10. Распределение ответственности при применении сетевых форм реализации образовательных программ.

  11. Установление источников финансирования сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В нашем учреждении разработаны методические рекомендации по сетевому взаимодействию образовательных организаций:

Первым шагом к осуществлению сетевого взаимодействия будет создание локальной сети между компьютерами, установленными в классах школы, если этого на данный момент нет. Благодаря этому, учителя без труда смогут обменяться информацией между собой через локальную сеть. Постепенно, вся школьная отчетность переходит с бумажных на электронные носители.

Локальная сеть в школе, создаваемая в компьютерном классе, объединяет в себе в среднем 12-15 компьютеров. Сеть объединяющая персональные компьютеры преподавательского состава школ, как правило, насчитывает порядка 10-20 рабочих места.[3]

Следующим шагом будет создание образовательного сайта школы на котором необходимо выкладывать актуальную информацию и производить своевременное редактирование и обновление.

Для обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций данной категорией детей необходимо заявление родителей. После чего издается соответствующий приказ, в котором утверждается недельная нагрузка ученика предметами, внеурочной деятельностью, дистанционными кружками и секциями, а также сообщается о возможных телеконференциях на различные тематики.

Организация сетевого взаимодействия обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебных планах образовательных учреждений, в которых дети-инвалиды обучаются.

На основании заключения лечащего врача и по желанию родителей (законных представителей), в целях социальной адаптации, обучающиеся с ОВЗ могут посещать отдельные уроки, участвовать во внеурочных классных и общешкольных мероприятиях. В связи с этим образовательные учреждения должны быть обеспечены специальным оборудованием. Например, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса.
Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции; в основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.
Для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.

Для обеспечения процесса сетевого взаимодействия с детьми-инвалидами используются следующие средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее - учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - аппаратно-программный комплекс).

Финансирование образовательных организаций, с которыми ведет сетевое взаимодействие лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией. Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.п.) и Проект соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком. [5]

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентность) учителей;

  • в школе владеют навыками работы на компьютере на уровне пользователей около 90 % учителей;

  • применение многими учителями в своей деятельности современных компьютерных и интернет-технологий;

  • способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые используют для подготовки и демонстрации презентаций по изучаемым темам, разработки интернет-проектов.

  1. Высокая мотивация обучающихся к самообразованию.

  2. Непрерывный обмен информацией;

  3. Повышение качества учебного процесса.

Таким образом, создание экспериментальных площадок сетевого взаимодействия - это важный результат политики модернизации системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование их ресурсов. А это невозможно без организации сетевого взаимодействия в сфере образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей.[4]

Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных организаций позволит школам успешно сформировать информационно - электронную среду на муниципальном уровне.

Литература:


  1. school-net.ru/

  2. rae.ru/

  3. h-re.ru/ Локальная сеть в учебных заведениях, школе.

  4. openclass.ru/

  5. Положение об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ/Локальный акт


© 2010-2022