Сущностные характеристики понятия «профилактика девиантного поведения»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущностные характеристики понятия

«профилактика девиантного поведения».

Задачей работы является анализ теоретической литературы и рассмотрение понятия профилактика девиантного поведения.

Тема девиантного, отклоняющегося поведения носит междисциплинарный характер. Связь термина с понятием «социальная норма» усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение - это, прежде всего, поведение личности. Как известно, термин «поведение» используется для обозначения вида активности человека наряду с деятельностью, познанием и общением.

В научной литературе поведение определяется как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Основное в этом определении то, что поведение (девиантное в том числе) - это процесс взаимодействия личности и окружающей среды, поведение социально по своей сути (оно формируется и реализуется в обществе, т.е. среде), тесно связано с речевой регуляцией и целеполаганием. Поведение личности отображает ее социализацию и интеграцию в социуме (адаптацию) с учетом индивидуальных особенностей личности.

Е.В.Змановская выделяет следующие (основные) характеристики поведения, в том числе и девиантного:

  • мотивированность - внутренняя готовность к действию, направляемая потребностью

  • адаптивность - соответствие поведения требованиям социальной среды

  • аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности

  • продуктивность и адекватность - реализация сознательных целей и согласованность с конкретной ситуацией.

Поскольку девиантное поведение - это отклонение от нормы, то нам необходимо определить понятие нормы.

В.Д. Менделевич определяет норму как явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и формируют его.

Выделяют следующие нормы: правовые, нравственные, эстетические. Поведение будет признано девиантным, если оно отклоняется хотя бы от одной из норм.

С позиций психологии, любая деятельность производится личностью в соответствии с принципом целесообразности (постулат сообразности) В.Д.Менделевич выделяет следующие принципы: гомеостатический, гедонический, прагматический. Гомеостатический вариант предполагает устранение конфликтности во взаимоотношениях со средой, установление равновесия. Гедонический - действие человека детерминировано двумя аффектами: удовольствием и страданием. Прагматический вариант использует принцип выгодности - польза, выгода, успех.

Таким образом, поведенческие акты характеризуются адаптивной направленностью во взаимодействии с реальностью, в противном случае - это явление дезадаптации, т.е. отклоняющееся поведение (девиация).

В.Д. Менделевич выделяет следующие способы взаимодействия человека с реальностью (каждый из этих способов можно рассмотреть исходя из характеристик поведения, данных выше):

  • Противодействие реальности

  • Болезненное противостояние реальности.

  • Уход от реальности

  • Игнорирование реальности

  • Приспособление к реальности.

Следовательно, к девиантному поведению можно отнести все другие виды взаимодействия с реальностью, кроме адаптивного и болезненного, т.е. девиантное поведение нельзя искоренить из жизни общества, именно потому, что каждая личность воспринимает окружающую среду по-своему, индивидуально, кроме того, с позиции нормы, девиантное поведение - нормативно неодобряемое.

Социально адаптивное поведение предполагает равновесие между ценностями индивида и правилами, требованиями окружающей его среды,

требования среды при адаптации не будут противостоять самореализации индивидуальности в данных социальных условиях, что соответствует «постулатам сообразности».

Дезадаптация - снижение такой способности (как следствие - анормальное поведение), т.е. индивид не может самореализоваться в данной социальной среде, требования среды противостоят развитию личности индивида (мотивация к девиантному поведению).

Социальные проявления дезадаптации: сниженная обучаемость, хроническая неуспешность в жизненно важных сферах (семья, здоровье, работа …), конфликт с законом, изоляция.

Индивидуальные проявления: негативная внутренняя установка к общественным требованиям, завышенные претензии к окружающим, избегание ответственности, эгоцентризм, неэффективность саморегуляции, конфликтность, слабая развитость коммуникативных умений, когнитивные искажения реальности (чувство страха, отчаяния, расхождение между реальным социальным статусом личности и его индивидуальным осознанием).

Змановская В.Е. делает важное заключение, что отклоняющееся поведение выражает социально - психологический статус личности на оси социализация-дезадаптация-изоляция и приводит особенности девиантного (отклоняющегося) поведения, которые отличают его от других феноменов:

  • отклоняющееся поведение личности - поведение не соответствующее общепринятым нормам (существующим законам, традициям, правилам, социальным установкам) в конкретном историческом периоде (меняется общество - меняются законы и нормы)

  • девиантное поведение и личность его проявляющая, вызывает негативную реакцию со стороны других людей. Негативная оценка может выражаться через социальные санкции, осуждения или привлечения к уголовной ответственности (отрицательная особенность санкций в том, что это источник ярлыков, стереотипного отношения к личности однажды оступившейся, как следствие - формирование девиантной идентичности, т.е. самоощущения, что приводит к препятствию положительных изменений - довольно частая школьная ситуация).

  • девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (дестабилизация порядка, физический и материальный ущерб, нанесение вреда здоровью и т.д), разрушительно по своей сути, оно деструктивно и аутодеструктивно. Например, креативное поведение - выходит за рамки общепринятых норм, но это не девиантное поведение, подросток экспериментирующий с покраской волос, татуировками также не может быть отнесен к девиантной группе, но тот же подросток, употребляющий героин (высокий риск для здоровья), демонстрирует девиантное поведение.

  • девиантное поведение - преимущественно характеризуется как постоянное или многократно повторяющееся, так, если подросток однажды взял у родителей деньги без спроса - не относится к девиантному поведению, если ситуация будет повторяться не однократно, то это девиантное поведение. Однако, даже единичный случай попытки суицида относится к девиантному поведению, как поведение с высоким риском для жизни.

Поведение не будет относиться к девиантному, если оно связано с нестандартной ситуацией (посттравматический синдром, кризисная ситуация, смерть близких людей), психологическим заболеванием.

Девиантное поведение может

  1. Перейти в психологическое заболевание (н.п. алкоголизм),

  2. Сопровождаться усилением социальной дезадаптации

3. Характеризоваться выраженным половозрастным и индивидуальным своеобразием.

Отмечается, что отклоняющееся поведение наблюдается у детей начиная с 9-10 лет, в то время как до 5-ти лет у детей понятия о социальной норме еще отсутствует, а контроль за поведением ребенка, осуществляется взрослыми.

Психологи, социологи, социальные педагоги, медики, философы дают определение девиантному поведению с позиций своих научных направлений, поэтому можно встретить различные варианты определения, вот два из них:

«девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу, или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией»;

«девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

Основа в том и другом определении - это отклонение от норм поведения, установленных в данном обществе, в данный исторический период.

Особый интерес вызывает вопрос о предпосылках появления девиантного поведения. Учеными (Змановская Е.В., Кон М.С., Личко А.Е. ) отмечаются следующие группы факторов, которые детерминируют отклоняющееся поведение:

- внешние условия физической среды (климат, экология и т.д),

- внешние социальные условия (экономика, политика, мода, СМИ,

субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно- профессиональной группе, референтная группа, уровень и стиль жизни в семье, психологический климат в семье, личность родителей, стиль семейного воспитания, друзья, значимые люди…)

- внутренние наследственно-биологические и конституциональные,

- внутриличностные процессы и механизмы

Таким образом, на основании анализа теоритической литературы в дипломном исследовании можно заключить, что

девиантное поведение - это устойчивое поведение личности (система поступков) с отклонением от общественных и правовых норм, носит антисоциальный (правонарушения у подростков - кражи, грабежи, хулиганство, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками), асоциальный (поведение угрожающее межличностным отношениям, агрессивное, вовлечение в азартные игры, сексуальные девиации, бродяжничество) и аутодеструктивный характер (поведение отклоняющееся от психологических норм, угрожающее развитию и целостности самой личности: суицид, пищевая зависимость, химическая зависимость, поведение жертвы, т.е. виктимное, экстремальные виды спорта).

Для подростков асоциальное поведение проявляется в уходе из дома, бродяжничестве, отказе от учебы, лжи, агрессивном поведении, промискуитете (беспорядочные половые связи), субкультурные девиации - пирсинг, татуировки, шрамирование и пр.

Девиантное поведение одна из граней поведения личности - искоренить ее не представляется возможным.

Девиантное поведение имеет не только негативный, но и позитивный характер, например креативное поведение, девиация - как толчок к прогрессивным изменениям в личности, межличностных отношениях (предотвращение развода родителей через побег подростка из дома).

Девиантное поведение подростков детерминируется особенностями подросткового возраста. Резко выраженные особенности подросткового возраста принято называть «подростковым комплексом (ПК)». Для ПК характерны перепады настроения без видимых причин: уныние - веселье, самонадеянность - чувство неполноценности и т.д. (приложение 5) .

Подростковый период определяется :

1.социально - экономическим уровнем страны, в которой живет подросток, ее этнокультурными и национальными особенностями (длительность периода); 2. финансовой и психологической зависимостью подростка от родителей.

В.Д. Менделевич, А.Е. Личко подробно анализируют причины и основы девиантного поведения подростков. Так, помимо генетических факторов, органического поражения мозга, присутствуют такие факторы как аксельрация и инфантилизм.

А.Е. Личко, (В.Д. Менделевич, Б.Н. Алмазов, Р. Байярд и др. ученые психологи) установил, что соответственно своему эмоциональному состоянию подросток реагирует на окружающую социальную среду (приложение 5) и описал следующие реакции подростка:

-Реация эмансипации

-Реация группирования со сверстниками (на уровне инстинкта)

-Реакция увлечения, хобби

-Реакция сексуального влечения

-Детские реакции подростков:

  • реакция отказа от пищи, игр, общения и.т.д при смене ритма жизни, оторванности от дома.

  • реакция оппозиции - побеги, прогулы, кражи, демонстрация суицида, алкоголизация и пр. только для того, что бы родители обратили внимание.

  • реакция имитации - подражание кумиру, либо диаметрально противоположное поведение (отрицательная имитация)

  • реакция компенсации и гиперкомпенсации - неудача в одной области компенсируется успехом в другой (не умею бегать, зато, хорошо играю в шахматы).

Реакция подростка приводит к девиациям поведения, если:

1. возникает везде и всегда, вызывается разными поводами

2. склонность к патологическому стереотипу поведения, т.е. один и тот же тип поведения в любой ситуаций

3.склонность превышать «потолок» нарушения поведения данной группы подростков

4. склонность к социальной дезадаптации.

А.Е. Личко выделил некоторые типы характеров как акцентуации (уже не норма, но и не патология). Как правило, проявляется акцентуация в стрессовой ситуации и может быть причиной девиантного поведения.

Девиантное поведение подростка можно идентифицировать, анализируя следующие социально - психологические условия его развития и детерминирующих девиацию поведения факторов окружающей среды, т.е. причины и условия возникновения девиантного поведения:

1. Индивидуально-типологическая ранимость

-данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности.

2. Нарушения саморегуляции личности

-преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

-алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

-несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

-непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

-дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

-ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

-отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил отсутствие или утрата смысла жизни.

Б.Н. Алмазов выделяет три основных источника девиантного поведения подростков - это педагогическая депривация, психологическая изоляция и социальная запущенность в координатах: семья, среда, система.

Коррекция девиантного поведения процесс трудоемкий, требующий много времени, энергитических затрат, высокой мотивации как со стороны подростка, его родителей, так и со стороны психологов, социальных педагогов, и не всегда приносящий ожидаемый эффект. Поэтому огромное значение имеет процесс предупреждения отклонений в поведении подростка.

В общем понимании профилактика - это предупреждение возникновения процесса, явления или действия, т.е. это система мер, воздействий, направленных на предупреждение различных проявлений девиантного поведения подростков. И.Ю. Тарханова в своей работе ссылаясь на утверждение Ю.А. Клейберга, отмечает, что раннюю профилактику надо рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций предупреждения десоциализации и управления процессом социализации подростков. О значимости первичной профилактики говорит и С.А. Косабуцкая, указывая на направленность ранних профилактических мер. Процесс профилактики должен проводиться еще до проявления девиантного поведения. Основываясь на знаниях и особенностях подросткового периода, природы и типов девиантного поведения, акцентуаций характера личности подростка, реакциях подростка на окружающую среду, семью и систему, на знаниях особенностей воспитания в семье и ряда других факторов, можно прогнозировать поведение подростка, его реакцию, следовательно, выработать алгоритм и стратегию по предупреждению девиантного поведения подростка, профилактике внутрисемейных и межличностных отношений.

Одно из направлений процесса профилактики будет заключаться в развитии интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, и других сфер личности подростка.

Вторым направлением профилактической деятельности может явиться повышение воспитательного и педагогического потенциала семьи.
Этому вопросу посвящены работы Леви В.Л. «Семейные войны»,

Шалва Амонашвили «Исповедь отца сыну», Байярд Р., Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток», Степанова В.Г. «Психология трудных школьников» и других авторов.

Профилактика детско - родительских отношений требует диагностической работы. Именно диагностическая работа, в области детско - родительских отношений дает возможность сделать правильный выбор направлений просветительской работы с родителями о предупреждении отклонений в процессе воспитания: детского насилия, безнадзорности, эмоционального отвержения и т.д..

Третье направление - работа с педагогическим коллективом в направлении роста профессионализма, творческого подхода в работе с детским коллективом. Так, Степанов В.Г. отмечает как одно из направлений профилактики - гуманизацию процесса обучения. Как идеал - учитель фасилитатор, т.е. тот, кто активизирует и одновременно стимулирует процесс обучения. Процесс обучения должен быть совершенно иного качества,

В.Г. Степанов делает акцент на том, что процесс обучения должен стать не просто трансляцией информации, а осмысленным, самостоятельно направляемым и личностно - вовлеченным. Учитель - фасилитатор принимает как ценность убеждение в достоинстве личности каждого ученика, самосовершенствование, ответственность за свое поведение .

Четвертое направление профилактической деятельности - диагностика психологической устойчивости подростка, его адаптивных способностей, с тем, что бы вовремя оказать необходимую психолого-педагогическую помощь. Здесь хотелось бы сослаться на работы А.Е. Личко, В.К. Лосьевой, А.А. Бодалева, Р. Бернса, М.С. Кона и других авторов, рассматривавших особенности развития психики, становление личности подростка.

Как обсуждалось выше - все мероприятия по предупреждению девиантного поведия подростка хороши только во взаимодействии таких систем как школа и семья, иначе процесс формирования личности ребенка, его индивидуальных качеств, его социализации превратиться в процесс аналогичный по своему результату, описанному в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Мало того, несогласованность действий этих систем, может привести к диаметрально противоположному эффекту - десоциализации подростка, уходу в молодежные субкультуры, к деликвентному поведению.

На основе анализа научной литературы можно заключить, что:

1. Причины и условия возникновения девиантного поведения подростка:

- индивидуально-типологическая ранимость

- нарушения саморегуляции личности

2. Профилактика девиантного поведения - система превентивных социальных, правовых, педагогических мер по предупреждению отклоняющегося поведения;

3. Направление воздействия (по теории А.Б. Алмазова) проходит в координатах «семья, окружающая среда, система»:

- развитие различных сфер личности подростка,

- увеличение воспитательного и педагогического потенциала семьи,

- гуманизация процесса обучения,

- повышение квалификации педагогического состава,

- превентивное диагностирование детско- родительских отношений,

- переход системного взаимодействия семьи и школы на более глубокий уровень, с взаимно принимаемыми, осмысленными целями и стратегиями в сотрудничестве.


© 2010-2022