Конспект занятия на тему ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО»

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО».

Цель занятия: социально-психологическая реабилитация отверженных детей и коррекция межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе.

Задачи:

- формирование у школьников понятия толерантности;

- создание благожелательного отношения учащихся друг к другу;

- обучение детей конструктивному решению проблемных ситуаций;

Средства обучения: повесть В. Железникова «Чучело», кадры из фильма «Чучело» режиссер Р.Быков, видеоролик «Мы разные, но мы вместе», презентация.

Ход занятия:

Слайд 1. Социальный педагог: Здравствуйте, дети. Я рада приветствовать вас на мероприятии в стенах нашей школы.

Слайд.2 Психолог: Игра «Белая ворона». У входа в актовый зал раздаём картонки разных цветов и только одну белую. Все встают и начинают искать других, похожих на себя. После того ка все группы сформировались, подходим и берем за руку одного «белого». Что ты чувствовал, когда остался один, что у тебя нет группы? Попадал ли ты в похожую ситуацию, когда оставался один? А вы ребята, когда-нибудь попадали в подобную ситуацию? А что вы чувствовали по отношению к одинокому человеку?

Слайд 3, 4 Социальный педагог: К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом. Не является исключением и школа.

Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Слайд 5. Психолог: В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

- Что такое межличностные отношения? Как вы думаете?

Слайд 6. Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д.

Слайд 7. Социальный педагог: Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.

У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Слайд 7 воспроизвести. ФИЛЬМ О ТОЛЕРАНТНОСТИ. «Толерантность. Мы разные, но мы вместе»

Рефлексия: Какие качества толерантного человека вы можете назвать, просмотрев этот фильм?

После первого ответа ребенка на вопрос включаем слайд 8.

терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

справедливость

совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

сострадание

уважение себя, мнений и поступков других людей

сдержанность (отсутствие агрессии)

прощение

принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

милосердие (учитывать настроение окружающих)

уважение прав своих и другого человека

великодушие

примирение со сложившимися ситуациями

отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

отсутствие ненависти, зависти и призрения

слайд 9. Психолог: Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

слайд 10. У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.

слайд 11. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

- Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)

Слайд 12. Социальный педагог: Да, действительно, эта проблема может появиться в любом коллективе. И проблема, к сожалению, не нова. Об этом пишет в своей книге «Чучело» В.К. Железников, но мы просмотрели с вами этот фильм. Проведем обсуждение о поступках героев фильма.

Действие происходит в старинном провинциальном городке на берегу реки Оки, где-то между Калугой и Серпуховым.

Слайд 13. К дедушке, Н.Н. Бессольцеву, коллекционеру старинных картин, приезжает внучка Лена и становится ученицей 6-го класса местной школы. Какой же её увидели новые одноклассники? Слайд 14. Вот как об этом пишет автор повести: «Она была нескладным подростком, на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у неё как крылышки торчали лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила улыбка.»

Слайд15. Психолог: Конечно же, ребятам она не понравилась, и они прозвали её «Чучело». Лишь только Димка Сомов, самый симпатичный мальчик, подружился с Леной.

В начале ноября в классе произошла история, которая продолжалась всего несколько дней, но перевернула жизнь многих людей.

На осенние каникулы класс должен был поехать на экскурсию в Москву. Но перед этим дети сорвали урок. Сбежав в кино.

Слайд 16. Об этом узнала классный руководитель Маргарита Ивановна. Кто ей об этом рассказал? Да, Димка Сомов!

А когда ребят наказали и не пустили в Москву, они стали искать виноватого, «предателя».

Димка Сомов очень нравился Леночке Бессольцевой, и она решила взять его вину на себя, думая, что со временем всё образуется. Но не тут-то было! Одноклассники объявили Лене бойкот. Слайд 18. И как сказала одна из героинь-Миронова, прозванная за свой характер Железной Кнопкой: «Никто, слышите, ни один человек не должен с нею разговаривать. Пусть она почувствует наше общее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы тоже объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль - «Бойкот предателю!» И ребята сдержали слово, они объединились против Лены. И так, что эта история чуть не закончилась трагедией.

Слайд 19. А теперь внимание на экран. (Сцена сожжения платья главной героини в фильме «Чучело», просмотр эпизода.)

Слайд 20. Социальный педагог - Как вы думаете, что чувствовала героиня фильма?

Что испытывали при этом её одноклассники?

Можете ли вы назвать их дружным классом? Хорошим коллективом? Почему?

Учащиеся - Нет, так как они объединились в жестокости, а не в добром деле.

Психолог: Кто знает, как закончилась эта история? Кто помог Лене Бессольцевой?

Учащиеся - Дедушка, пожилой мудрый человек.

Слайд 21. ( Просмотр заключительного эпизода фильма «Чучело» )

РЕФЛЕКСИЯ:

Слайд 22. Социальный педагог: Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса?(У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте.Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними). Хотя на доске Железная кнопка напишет «Прости нас ,Чучело!»

-Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой?

Психолог: Для чего Р. Быков создал такой фильм? -Что он хотел этим сказать? (Нельзя быть жестокими. В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы. Защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ведь это грозит гибелью личности. Мы должны научиться разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование ранит душу. Ценить ум и опыт наших близких. Быть милосердными)

Слайд 23. Социальный педагог. Поведение одноклассников из фильма чучело можно рассматривать как хулиганство.

ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА. И административного

ХУЛИГАНСТВО статья 213 УК РФ

Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, -

Наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

Слайды 24-29(розовый последний) Социальный педагог: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой, нужно научиться правильно, общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью "Правил КЛАССного общения". Для начала нам нужно их разгадать в шифрованных картинках. Далее учащимся предоставляются на презентации готовые зашифрованные правила.

(слайд 30) его полностью рассмотреть с учащимися, повторить, можно попросить ученика зачитать.

К сожалению, наш современный мир еще далек от совершенства, люди проявляют нетерпимость друг другу, часто не задумываясь о том, что они делают.

Слайд 31.Психолог: чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.

Социальный педагог: Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Слайд 32-33 заставка. Танец под гимн дружбы «Я, ты, он, она» девочек 9а класса.

© 2010-2022