Классный час на тему: Жить с достоинством

Раздел Социальному педагогу
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час: «Жить с достоинством - что это значит?»


Цель: раскрыть очень важное нравственное понятие «достоин­ство» и на конкретных примерах показать, что значит - жить с достоинством.

Материалы: написанные в виде плаката название урока, опре­деление понятия «достоинство», высказывание И. Канта: «Жить - с нравственным законом в душе», карточки с высказываниями выдающихся деятелей.

1) Вступление.

- Ребята посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия «достоинство».

«Достоинство - категория этики, которая означает особое мо­ральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности»'.

«Достоинство - совокупность свойств, характеризующих вы­сокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважение к себе»2.

Что их роднит?

А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означают слова - «чувство собственного достоинства». Мы слы­шим иногда, когда о человеке говорят: «У него есть чувство соб­ственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство «себя», своего «я».

А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.

А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или... Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.

2) Основная часть.

А теперь проанализируем две ситуации.

Ситуации пренебрежения и неуважения других

Ситуация 1.

Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ров­ный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к, нему.

Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимание. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложи­ла ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам - воз­можно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смяг­чить отказ, он сказал:

- Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учи­тель, уже представляете мои возможности, а им, - он кивнул в сторону класса, - это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...

Ситуация 2.

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способ­ный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:

- Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя извест­ного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя не­удобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно про­тягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта рас­крыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

Похожи ли эти ситуации? Чем?

(Ответы учащихся.)

Да, верно, герои очень ценят себя, уважают как личность, но пренебрежитель­но относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?

Кто решает, как определить, что достойно, а что нет?

Почему мы все с вами увидели, что поступки юношей недостойны?

Да, ценность деяний человека определяет опыт предыдущих поколе­ний, многовековая культура. Так возникла и этическая культура как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение: общече­ловеческие ценности. Мы говорим: «Он вышел из этой ситуации достойно!» «Он не достоин этого звания», или: «Он достоин боль­шего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.

А как вы понимаете, что значит - жить с достоинством? Это значит, жить согласно общечеловеческим нравственным ценно­стям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравствен­ным законом в душе».

Что же важно для нашей души? Какие нравственные качества вы бы выделили особо?

Проводится игра «Что угодно для души?».

Игре предшествуют слова:

В этой маленькой корзинке

Много качеств разных есть,

Всех их нам не перечесть,

Выбирая не спеши:

Бери, что важно для души.

(Ребятам предлагается учителем импровизированная корзинка.

Ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, выби­рая желаемое нравственное качество.)

- Видите, все названные вами качества являются нравственны­ми ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности, - это и значит жить с достоинством. Обратимся еще к одной ситуа­ции.

В седьмом классе пропал журнал. Начались поиски. Все это было очень тревожно, потому что случилось это перед окончанием учебного года и журнал был необходим для подведения итогов успеваемости по всем дисциплинам. Казалось, всякая надежда была потеряна, и тут к воспитателю подошел юноша и заявил, что может назвать того, кто взял журнал. Педагог, подумав, ответил:

- Знаете, пожалуй, такой ценой мне журнал не нужен.

- Какой ценой? - остолбенел юноша.

- Ценой вашего падения.

Что больше всего ценил учитель в своих учениках? Достоин ли уважения данный юноша? Почему?

Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.

Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденыш­ке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем, по непонятным причинам, баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палуб­ных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать. Командование на себя взял Игорь:

- Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревян­ную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами.

При­каз № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.

Как проявил себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?

Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.

Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.

Изречения напечатаны на компьютере и разложены на партах.

Один из высочайших принципов истинной нравственности зак­лючается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.

(В.Г. Белин­ский)

Наиболее полно и концентрировано выражается воспитанность и нравственная культура человека в том, чтобы мерить оди­наковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство.

(Ф. Бэкон)

Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.

(Ф. М. Достоевский)

Большая ошибка - мечтать о себе больше, чем следует, и це­нить себя ниже, чем стоишь.

(И. Гете)

От недостатка уважения к себе происходит сколько и от из­лишнего к себе уважения.

(М. Монтень)

Сомнение в своем достоинстве - малодушное самоуважение.

(В. Шекспир)

3) Подведение итогов.

- Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя?

Заключительное слово педагога: «Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить с вами: то, что направ­лено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый поступок свой оценивали с позиции самоуваже­ния и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она - достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор».

3


© 2010-2022