Методическая разработка Инклюзивное образование

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования, г. Керчь, Республика Крым, «Центр детского и юношеского творчества».










Методическая разработка.



"Инклюзивное образование в астрономическом творческом объединении «Урания»."


Выполнено: 20.10.2015г.






Разработала: Лысак Т.Н. - педагог

дополнительного образования.




г. Керчь

2015 г.



Содержание


1.Введение……………………………………………………………………………..3

2.Понятие инклюзивное образование…………………………………….………....3

3. Основные проблемы внутри общества……………………………….…………...4

4. Принципы инклюзивного образования…………………….……………………..4

5. Развитие инклюзивного образования в мире……………………..………………6

6. Сравнительный анализ систем образования в России…………………………...6

7. Модель инклюзивного образования………………………………………………8

8. Инклюзивное образование в Крыму………………………………………………9

9. Инклюзивное образование в Керчи………………………………………………10

10. Опыт работы с детьми с ограниченными физическими возможностями в

астрономическом кружке «Урания» …………………………………...………..10

11. Заключение………………………………………………………………………..13

12. Литературные источники…………………………………………………..……14





1.Введение

Целью моей методической разработки является показать, что особенные дети требуют особые образовательные потребности.

Конвенция ООН о правах ребёнка как документ международного уровня автоматически выдвигает требования к каждому государству в приведение национального законодательства в соответствие с этой «всемирной конституцией прав ребенка». Россия на этом пути делает прогрессивные шаги.

За последние годы происходит интенсивное развитие государственной поддержки детей с особыми образовательными потребностями. Открываются специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Министерством образования России разработаны и утверждены концепция развития инклюзивного образования и положение о специальных классах по обучению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях, а так же порядок организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведения.

Постановлением предусматривается, что решение об образовании классов с инклюзивным обучением принимается руководителем общеобразовательного учреждения с учетом образовательных запросов населения при наличии необходимой материально-технической и методической базы, соответствующих педагогических кадров и помещений, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Реализация предусмотренных мероприятий будет осуществляться в рамках государственного и местных бюджетов. В России более 130 тысяч детей охвачены инклюзивным образованием.

Актуальность - развития инклюзивного образования вызвано необходимостью решения важных вопросов относительно обеспечения права на качественное образование детей с особенными образовательными потребностями.

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье

2.Понятие инклюзивное образование

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

3. Основные проблемы внутри общества

Недоступная среда

Недооценка возможностей

Предрассудки

Недоступный транспорт

Недоступность информации

Приверженность медицинскому подходу

Бедность

Раздельное образование

Дискриминация при трудоустройстве

Стереотипы

4.Принципы инклюзивного образования


Существует восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5.Развитие инклюзивного образования в мире

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Одна из целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.

Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями - совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями в в Крыму, в г. Симферополь.В дальнейшем в проекте будут участвуют школы и садики многих городов Крыма и России.

Инклюзивная модель образования предусматривает обучение детей с разными пороками вместе с их здоровыми ровесниками. При этом для детей с физическими ограничениями создаются соответствующие условия для обучения - в школах строятся пандусы и специальные туалеты.

Кроме того, в штат работников входят ассистенты педагогов, которые сопровождают учеников с особыми потребностями во время занятий, дети обеспечиваются транспортом, специальными учебниками (например, слепые дети - учебниками, написанными шрифтом Брайля), другим учебным оборудованием.



6.Сравнительный анализ систем образования в России

Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование… Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны.

Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.

Обычное образование Специальное образование

Методическая разработка Инклюзивное образование

«Нормальный ребенок» «Особый ребенок»

Круглые колышки для

круглых отверстий Квадратные колышки для

квадратных отверстий


Обычные педагоги Специальные педагоги

Обычные школы Специальные школы

Методическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образование

Интегрированное образование

Методическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образование

Адаптация ребёнка Система остаётся неизменной

к требованиям системы Ребёнок либо адаптируется,

Превращение квадратных либо становится для неё

колышков в круглые. неприемлемым.

Инклюзивное образование

Методическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образованиеМетодическая разработка Инклюзивное образование



  • Все дети разные

  • Все дети могут учиться

  • Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.

  • Система адаптируется к потребностям ребёнка.

На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из общества.

Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.

  • В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.

  • Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.

7. Модель инклюзивного образования

Модель ИО строится на основании социального подхода - надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества к инвалидам.

В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Методическая разработка Инклюзивное образование

8. Инклюзивное образование в Крыму.

5 октября 2010 года в Министерстве образования РК состоялся «круглый стол», посвященный внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях республики. Об этом сообщает главное управление информационной политики Совмина.

Как отметили в управлении, в мероприятии приняли участие представители крымских министерств образования, труда и социальной защиты, семьи и молодежи.

По информации управления, участники «круглого стола» обсудили проблемы детей-инвалидов, в частности, их социализацию, медицинскую реабилитацию, нормативно-правовую базу, прочее.

В управлении рассказали, что сегодня в Крыму реализуется проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в России», который рассчитан на 2010-2015 годы. Кроме того, Минобразования утвердило План действий по внедрению инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях Крыма на 2010-2015 годы.

По информации управления, определены стратегические цели и этапы реализации инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях, которые предлагают осуществление организационно-правовых мероприятий, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, подготовку педагогов и работу с родителями.

С целью развития и поддержки этой сферы участники «круглого стола» подписали меморандум по внедрению инклюзивного образования в школах Крыма.

Для реализации программы необходимы немалые средства на оборудование школ и привлечение дополнительных сотрудников. Так, только строительство пандуса в одном учебном заведении обойдется более чем 140 тыс. рублей при этом в Крыму их насчитывается 1220, с учетом школ, дошкольных учреждений и вузов. «Это очень дорогостоящая программа, но мы не можем целый социальный слой просто оставить в стороне. Мы должны социализировать детей с особыми потребностями в общество», - подчеркнул заместитель начальника отдела социальной защиты детства и воспитательной работы Минобразования.

В настоящее время эксперимент по внедрению инклюзивного образования проводится в школе-лицее №3 им.А.С.Макаренко, и д/с №66 г. Симферополя.

В Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования (г.Симферополь) будет создана кафедра инклюзивной педагогики. Как сообщили в Совете министров Крыма со ссылкой на Министерство образования Республики Крым, функционировать кафедра будет на базе учебно-воспитательного комплекса «Школа-лицей» №3 им.А.С.Макаренко, который является экспериментальной базой для обучения детей с ограниченными возможностями по общеобразовательной программе.

«Наша цель - каждый ребенок, вне зависимости от его возможностей, должен получить в школе и вузе доступное и качественное образование, а не чувствовать себя ущемленным в элементарных правах», - отметил министр образования.

Открытие кафедры инклюзивной педагогики будет осуществлено в рамках Программы развития образования в Крыму на 2011-2015 годы.

9. Инклюзивное образование в Керчи

Сейчас Россия активно разрабатывает программы по внедрению инклюзивного образования в каждое общеобразовательное учебное заведение. В Керчи эта практика пока только изучается. Сотрудники местного интерната для особенных детей говорят, что такая практика пока в нашем обществе невозможна. Инклюзия необходима обществу, но для внедрения ее в каждой школе нужно сделать еще очень много. В Керчи пока над этим вопросом задумываются неохотно. Попытки установить пандусы в школах скорее сводятся к формальности. О педагогах-спутниках для детей с особенностями развития речь пока не идет. Тоже самое можно сказать и о специальной подготовке психологов и классных руководителей. Поэтому в данный момент единственным выходом для керченских детей с особыми потребностями остается либо учеба в спецзаведениях, либо обучение на дому. Для того, чтоб сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо вмешательство активных организаций гражданского общества, которые будут заниматься внедрением инклюзивного образования на местном уровне. Тем более, что такие программы уже успешно работают и приносят пользу в других городах РФ.

10. Опыт работы с детьми с ограниченными физическими возможностями в астрономическом кружке «Урания»

Более восьми лет на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования г. Керчь, Республика Крым, «Центра детского и юношеского творчества» работает в астрономическом кружке «Урания» группа особенных детей с ограниченными физическими и умственными возможностями под руководством автора методической разработки. Здесь особенные дети постигают интересную науку астрономию. Беседы, фильмы, игровые программы помогают им овладеть знаниями о Космосе. Основной упор делается на космическую живопись, космические фантазии. Это своеобразная арттерапия, где развивается мелкая моторика руки ребенка, что способствует улучшению мозговой деятельности, укрепляет память, логическое мышление, интеллект. В основном такие дети ограничены в общении, живут в рамках семьи и часто не умеют общаться друг с другом. Работа в кружке помогает детям расширить поле общения, поверить в свои силы, в себя. В последнее время в кружке применяются методы инклюзивного обучения, что еще более помогает детям адаптироваться в социуме. Моральный комфорт добра и заботы помогают детям забыть о своих особенностях. Все памятные даты страны дети отмечают в кружке, после чего праздник заканчивается «сладким столом». Городское общество инвалидов также окружает наших детей заботой. Приглашают артистов, которые в образе сказочных героев отвлекают детей от их особенностей. Большое внимание уделяется детскому творчеству. В течении года проводятся выставки детских работ на базе детской библиотеки В. Дубинина, в центре Юрия Богатикова. Наши воспитанники участвуют в Республиканских конкурсах: «Крымская звезда», «Поверь в себя и в тебя поверят другие», а также в Республиканском конкурсе «Космические фантазии» наравне с обычными детьми. Воспитанники показывают хорошие результаты, занимают призовые места. Нужно также отметить, что в процессе учебы дети и родители получали рекомендации психолога нашего учреждения. В кружке работают все возрастные группы детей-инвалидов нашего города. Последние годы дети занимаются на базе детской библиотеки им. В. Дубинина, работники которой принимают живое участие в жизни кружка. Нужно отметить хорошие бытовые условия для занятий, библиотека разрешает работать с их оргтехникой. В помещении всегда тепло, уютно. Председатель городского общества инвалидов Мамуль М.А. также всячески помогает нам, находит спонсоров, решает экономические вопросы. В заключение нужно отметить, что четыре воспитанника нашего кружка закончили городской лицей по специальности «живописец».


Методическая разработка Инклюзивное образование





Занятия с особенными воспитанниками в астрономическом кружке «Урания».

Методическая разработка Инклюзивное образование






Вместе весело!

11. Заключение

1. Дети учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

2. Инклюзия помогает претворять в жизнь подобные устремления не только детям с особенностями в развитии, но и детям, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, которые говорят на другом языке, которые принадлежат иным культурам, отличающимся друг от друга стилем жизни, дети, имеющие разные интересы и способности к обучению. Для таких детей необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации преподавателями.

3. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить. Инклюзивное образование предоставляет возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.

4. Инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся.

5. Практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.

6. Инклюзивное образование дает возможность всем членам учебного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

Л.Н.Толстой.



12.Литературные источники


  1. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2010.

  2. Малофеев, Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики Н. Н. Малофеев Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012.

  3. Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2014.

  4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 год


© 2010-2022