Научная работа Методика социально-педагогического консультирования родителей

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Актуальность: С момента своего рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека большое влияние оказывает множество различных факторов, как биологических, так и социальных.

Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Работу с различными категориями семей на современном этапе развития общества должны осуществлять высококвалифицированные, профессионально подготовленные кадры, владеющие знаниями о семье, семейном воспитании, специфике внутрисемейных отношений, их динамике, способные применять адекватные методы, приемы и современные технологии. В их числе - социальные педагоги и школьные психологи, реализующие задачи оказания помощи людям и семьям в решении вопросов взаимодействия.

Деятельность по оптимизации детско-родительских отношений как помощь участникам в нахождении наиболее эффективных способов взаимодействия требует от социальных педагогов и школьных психологов глубоких системных знаний, умений и навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы: умение находить эффективные средства и способы взаимодействия с детьми и родителями, восстанавливать семейные системы, культивировать взаимопонимание в семьях, повышать психологическую и педагогическую грамотность родителей, совершенствовать воспитательный потенциал семьи, помогать налаживать нарушенные отношения между членами семьи

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Социальный педагог\психолог консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

В данной работе рассматриваются основные аспекты консультационной работы социального педагога\психолога с родителями.

Объектом научного анализа настоящей работы является процесс взаимодействия с родителями в системе работы социально-психологической службы в школе.

Предмет: особенности психолого-педагогического консультирования родителей.

Цель работы: теоретически обосновать характерные особенности социально-педагогического консультирования родителей и изучить методику работы социального педагога при проведении родительского консультирования.

Для достижения поставленной цели была выдвинута гипотеза: при создании благоприятных социально-психологических условий, а также разработке эффективной программы взаимодействия родителей с психологической службой школы, возможно изменение детско-родительских отношений в положительную сторону.

Разработка выдвинутой гипотезы предполагает определение ключевых задач:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;

2. Изучить методику работы социального педагога - семейного консультанта;

3. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Реализация поставленных в ходе исследования задач осуществлялась двумя группами методов:

  1. Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и сравнение, а также метод опроса, эксперимент, методы математической статистики.

  2. Диагностические:

  • Программа коррекции родительско-детских отношений ,

  • «Тест Детско - родительских отношений»,

  • «Тест родительского отношения».

Нормативную основу исследования составили:

  • Конституция РФ,

  • Федеральное законодательство, затрагивающее вопросы лишения родительских прав,

  • Положения международных нормативных актов работы психологической службы,

  • Конвенция ООН «О правах ребенка».

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного анализа психологической консультации родителей, с точки зрения решения социально-психологических проблем, связанных с коррекцией родительско-детских отношений.

Практическая значимость данного исследования позволяет более тонко проследить социально-психологические механизмы системы взаимодействия школьного психолога с родителями; указать на необходимость формирования целенаправленной защиты прав ребенка; определить более качественные социально-психологические и педагогические меры коррекции родительско-детских отношений.

Курсовая работа состоит из: введения; двух глав содержащих по два параграфа: первой теоретической, с основными выводами, второй - экспериментальной; заключения; списка литературы и приложения.







Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

  1. Сущность понятия консультация и консультирования.

Исходя из общепринятых определений, консультация это: 1) Совет специалиста по какому-либо вопросу, одна из форм учебных занятий; 2) Совещание специалистов по какому-либо вопросу. 3) Учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.[20]

Термин «консультация» обычно используется для обозначения процесса выяснения мнений по определенному вопросу или услуге. Эти процессы обычно кратковременны, организованы для сбора информации по конкретной теме или проблеме и направлены на получение отзывов и мнений.[2]

Слово "консультация" употребляется в нескольких значениях: это и совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу, и совет, даваемый специалистом, и учреждения, которые дают такие советы, например, юридическая консультация. Таким образом, консультироваться - значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.[5]

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.[7]

Консультирование - широко распространенный и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.

Психологическое консультирование имеет свою, ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования, несомненно, влияют теоретические предпочтения консультанта.[11]

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы.[15]

Основная цель психологического консультирования - это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было.

Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое-многое другое.[11]

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.[19]

Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

-Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

-Консультирование помогает обучаться новому поведению;

-Консультирование способствует развитию личности;

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиентцентрированной" терапии.[12]

Таким образом, консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Оно предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не некое единичное мероприятие.



  1. Особенности консультативной работы с родителями.

В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами.

Основной особенностью такой работы является то, что в большинстве случаев психолог сталкивается не просто с несформированным запросом на помощь, а с крайне негативным отношением и к процедуре взаимодействия со специалистом, и отчасти к нему самому. Это является одним из мощнейших факторов желания скрыть от окружающих происходящее с ребенком (что и определяет конфиденциальную направленность консультирования).
Другим вариантом является абсолютное безразличие родителей к проблемам ребенка и игнорирование и самих проблем, и рекомендаций специалистов. Отчасти такое поведение объясняется социо - экономическими и культурными особенностями семей, дети из которых обучаются в системе специального образования. Многие люди из этих семей - выходцы из маргинальных слоев населения, плохо материально обеспеченные. В современной социальной ситуации многие родители безработные или работающие на малооплачиваемых, непостоянных рабочих местах - занимаются малоквалифицированным трудом. Велик процент алкоголизации членов таких семей. Эти и многие другие факторы определяют, как правило, низкий социокультурньй уровень, что, естественно, отражается на взаимоотношениях семьи с образовательным учреждением, со специалистами, определяет специфику процесса психологического консультирования. [7]

Работа психолога в такой ситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами. [17]

Особенности психологического консультирования

Психологическое консультирование - работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е. Алешина). [8]

Основная цель психологического консультирования: Создание условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следует рассматривать консультативную деятельность как интимноличностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью).
Задачи психологического консультирования:

  1. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.

2. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.
3. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
4. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

5. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психологическое просвещение.

Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач . [4]

Этапы работы с родителями

На каждом этапе консультационного процесса (подготовки к консультации, первого сеанса, диагностики развития ребенка, заключительной беседы с родителями - выдачи информации, этапе принятия семьей решений) психолог должен руководствоваться специфичной для данного этапа структурой психологической коррекции, присущими этому этапу методами и приемами психологической работы с семьей. [12]

Рассмотрим этапы и особенности работы психолога-консультанта на каждом их них.

Первый этап, ( подготовка к консультации. Первый контакт с семьей)
Независимо от того, вызваны ли были родители к специалисту или пришли сами, характер первого контакта имеет особое значение. Запись на прием осуществляется либо по телефону, либо при личной встрече одного из членов семьи с психологом. Родителю (родителям) сообщают, какая информация или документы необходимы, а также согласуют с ним дату и время консультации. Желательно, чтобы уже в этот момент родители могли задать интересующие их вопросы и получить комментарии в отношении предполагаемой консультации. Это позволяет внести некоторую ясность в их ожидания. Доверительным отношениям могут также способствовать некоторые справочные сведения о специалистах, фамилия и регалии консультанта, к которому они записаны, и т.п.

Психолог, со своей стороны, сможет при первом контакте узнать о социально-бытовой ситуации в семье, ее составе и структуре, именах и отчествах ее членов. Подобная информация в значительной степени вызывает уважение родителей, повышает эффективность консультирования, начиная уже с первых его этапов.
Второй этап (Сеанс консультации).

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.
Эффективность проведения этого сеанса во многом зависит от возможностей и навыков специалистов, ведущих прием. В основном это те способности, которые создают доверие и облегчают общение с консультируемыми, эмпатическое сочувствие, понимание, уважение, позитивное отношение, искренность и конкретность. В одном ряду с вышеперечисленными стоят выявление и понимание переживаний родителей, а также, что в данном случае немаловажно, способность донести до членов семьи понимание их переживаний. Позитивное отношение - это способность консультанта выразить уважение и признание права на наличие выражаемых чувств, право самим принимать решение. [15]

Особенностью консультационной работы психолога образования в такой ситуации является то, что практически одновременно с консультированием родителей он должен оценивать характер проблем и уровень актуального развития ребенка. Ведь родители пришли на консультацию в первую очередь, чтобы узнать, что с их ребенком. И отсрочить ни консультацию, ни, тем более, диагностику и анализ состояния ребенка невозможно. Оба эти процесса накладываются один на другой и порой работу с родителями, видя их состояние, приходится начинать задолго до того, как проведена углубленная диагностика и можно что-либо определенное сказать о состоянии ребенка.
Одним из важных компонентов психотерапевтической работы на этом этапе является способность к конфронтации. Консультант должен указывать родителям на непоследовательность в их восприятии, системе ценностей и т.п. В то время как способность к эмпатийному сочувствию связана с первоначальными шагами консультирования, конфронтация идет дальше - она показывает консультирующимся то, что консультант отметил и осознал противоречивость. Здесь необходимо ввести такое важное для консультирования понятие, как фазы коммуникации.
Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Это должно быть выявлено до того, как родители начнут задавать консультанту вопросы. В том случае, если родители не могут высказываться четко, консультанту необходимо самому задавать вопросы, демонстрируя уверенность, что он понимает и разделяет иго опасения.
б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка (пусть даже в виде семейного «мифотворчества»). Эти факты анализируются консультантом и как бы накапливаются, для того чтобы потом убедить родителей. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.
в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.
Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций. [17]

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования - этапы и связанные с ними фазы коммуникации - находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом. [2]

В зависимости от выраженности и продолжительности той или иной фазы эмоционального состояния родителей должна изменяться и длительность этапов и фаз коммуникации. Так, фаза информирования семьи, как правило, проходит перед этапом принятия решения, но тесно связана с состоянием родителей. Все это, как правило, приходится на четвертую фазу состояния,, когда родители в состоянии наиболее адекватно воспринимать эту информацию, хотя в некоторых случаях передача полной информации возможна уже на третьей фазе психодинамики семьи, по крайней мере, в се конце. Это является более действенной стимуляцией для выхода матери из депрессивного состояния. В данной ситуации многое зависит от квалификации специалиста, его способности оценить и правильно построить процесс консультирования.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Третий этап. (Этап принятия решения)

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение. Их точка зрения (пока лишь декларируемая) должна быть интегрирована в концепцию чувства ответственности.
Консультант часто оказывается одним из немногих людей, которому родители могут открыться, и единственным, кто может повлиять в этот момент на их нереалистические фантазии. Обычная практика поведения специалиста, заключающаяся в том, что родителям просто сообщается, что они ничего не сделали такого, что должно вызывать чувство вины, отсутствие комментария о переживаемых ими чувствах, либо беседа о том, что люди, подобные им, часто ощущают вину при наличии проблемного ребенка, часто оказывается неконструктивной.
Таким образом, первоначальная стратегия консультанта, приводящая к уменьшению чувства вины или стыда, - это помощь родителям в свободном выражении своего мнения по поводу той проблемы, которая привела их на консультацию.

Вмешательство консультанта в этот этап признания или вообще пропуск его в работе приводит к снижению эффективности последующих вмешательств. Часто так случается, что консультант, используя одну из имеющихся в его арсенале тактиктельности в различных учреждениях образования показала, что подобные методы и приемы коррекционной работы с родителями применимы к самым различным ситуациям консультирования родителей с детьми с различными видами отклоняющегося развития. При этом полнота использования данных подходов определяется лишь особенностями субъективного восприятия родителями своего ребенка. [15]

Алгоритм психологического консультирования родителей
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психолог-консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Консультант должен осознавать, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования, а психотерапевтический ориентированный процесс консультирования - предотвратить большое количество ненужных страданий людей. В то лее время консультант обязан понимать, что его собственная позиция, используемые им тактики консультирования не должны нарушать права родителей (и права ребенка) на определение судьбы ребенка, а в конеч­ном итоге - и судьбы семьи. [20]

Таким образом, следует сделать вывод о том, что в рамках социально-психологической работы с родителями необходимо:

  1. разработать различные учебные программы, направленные на родителей и включающие психологическое и правовое просвещение по вопросам развития ребенка, основанные на существующих накопленных профессиональных знаниях, а также содержащие конкретные руководства к действиям родителей по отношению к ребенку в зависимости от ситуации и уровня развития ребенка.

  2. разработать профилактические и коррекционные программы для детей, которые включают такие элементы, как право ребенка сказать "нет", законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Предпочтительно, чтобы такие программы использовались в широко посещаемых местах, включая школы, центры по месту жительства или центры общественного здравоохранения, и чтобы они действовали не на разовой, а на постоянной основе.

  3. детально оценить и глубоко продумать ряд вопросов связанных с эффективным взаимодействием психологической службы школы с родителями.













Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

2.1 Организация исследования

Для организации исследования проблемы консультирования родителей, особое внимание стоит уделить родительско - детским отношениям, на основе которых и должна строиться вся работа психолога-консультанта и/или школьного психолога с родителями.

В настоящее время к работе психологических служб нет полноценного доверия, и по этому системы просвещения и здравоохранения участвуют в выявлении и определении случаев плохого обращения с ребенком и обычно сообщают и передают информацию о таких случаях в другие места. Имеются также учреждения, которые отвечают за охрану ребенка, за обеспечение лечения и другие услуги для детей, которые являются жертвами жестокого обращения, и/или для их семей (например, учреждения охраны психического здоровья, различные социальные службы, службы по месту жительства/попечительские службы). Все работники таких систем должны пройти подготовку, с тем, чтобы ознакомиться с основными характеристиками этой проблемы, узнать о наличии соответствующих служб и способах их использования, а также понять некоторые юридические аспекты, связанные с этой проблемой.[20]

При выработке психолого-педагогической концепции работы с родителями следует предусмотреть:

  • безопасность, как ребенка, так и родителя;

  • ответственность родителя;

  • проведение просветительских и профилактических программ в рамках общества;

  • следует учитывать особенности тех, с кем проводится работа.[100]

Становится очевидной необходимость социально-психологической профилактики родительско-детских отношений этой проблемы, что и послужило основанием для проведения данного исследования.

Экспериментальная база исследования

В контингент испытуемых на первом этапе исследования вошли 40 человек, из них:

  • учащиеся СОШ № 660 ЗЦДЮТ «Зеркальный» ГБОУ СПбГДТЮ- 5-х -11-х классов.

  • взрослые (родители учащихся) - (средний возраст 35- 41).

Исходя из логики нашего исследования и его задач, эксперимент был запланирован и реализован в три основных этапа:

1-й этап - констатирующий- в ходе данного этапа был проведен анализ степени теоретической и практической разработанности проблемы, определены базы исследования и группы испытуемых, подобранна и адаптирована «Программа коррекции детско-родительских отношений», в основе которой лежит социально-психологическая работа с родителями, выделены контрольная и экспериментальная группы.

В ходе исследования испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В контрольную вошли учащиеся 5-х - 8-х классов, а экспериментальную группу составили учащиеся 9-х - 11-х классов, участвовавшие в формирующем этапе эксперимента и взрослые.

Первичная диагностика проводилась следующими методами:

  • Программа коррекции родительско-детских отношений ;

  • «Тест Детско - родительских отношений»;

  • «Тест родительского отношения».

Программа коррекции родительско-детских отношений (полное описание см. Приложение 2)

Цель данной программы: исследование межличностных отношений в семье, определение особенностей восприятия проблем взаимодействия в семье глазами ребенка, выявление взаимоотношений, вызывающих тревогу у ребенка. Программа позволит определить конкретную форму коррективной работы педагога-психолога с родителями.

«Тест Детско - родительских отношений»

(полное описание см. Приложение 1)

Цель данной методики состоит в выявлении различных особенностей поведения и отношения родителей к своим детям.

Методика модифицирована и дополнена в соответствии с задачами исследования. Обработка результатов производится на основе их группировки по 5 основном шкалам:

- принятие-отвержение;

- кооперация;

- симбиоз;

-контроль;

-отношение к неудачам ребенка.

«Тест родительского отношения»

(полное описание см. Приложение 1)

Цель данной методики состоит в выявлении различных особенностей поведения и отношения родителей к своим детям.

Итоги первичной диагностики показали:

Первичное исследование по методике «Детско-родительских отношений» показало, что у учащихся 5-х- 8-х классов критерии «принятие ребенком своих родителей»,и «кооперация» находятся на низком уровне 51 % и 58 % соответственно.

Критический, низкий уровень наблюдается по параметру «симбиоз»-90%.

Высокое отрицательное отношение наблюдается по параметрам «контроль» 84% и «отношение к неудачам родителя» 84%, что является показателем непринятия ребенком контроля со стороны родителей, считая его слишком завышенным, отсюда и отрицательное отношение к неудачам родителей, из чего следует восприятие их (родителей) как неудачников.

У учащихся 9-х-11-х классов, так же преобладает отрицательное восприятие своих родителей.

Так, мы видим низкий показатель по критериям «принятие ребенком своих родителей», «кооперация» и «симбиоз», 43%, 50% и 50% соответственно.

Преобладает и отрицательное отношение к «контролю» со стороны родителей 71%, и к «неудачам родителей» 57 %.

Анализ первичного исследования по методике «Родительско-детского отношения» показал, что родители не менее критично относятся к своим детям.

Так, родители уч-ся 5-х-8-х классов показали низкий уровень по всем параметрам.

У 52 % родителей, параметры «принятие ребенка», «кооперация» и «симбиоз», у 77% параметры «контроль» и «отношения к неудачам ребенка» 58 % оказались на высоком уровне, что говорит о чрезмерном контроле со стороны родителей и критичном отношении к неудачам ребенка.

У родителей уч-ся 9-х-11-х классов наблюдается очень низкие показатели по критериям «принятие ребенка»- 78 %, «кооперация»-86 %, «симбиоз»93 %.

Так же мы наблюдаем 100 % «контроль»и 87 % отрицательного «отношения к неудачам ребенка».

Из всего выше описанного складывается один вывод о том, что родители сами не до конца осознают своей ответственности за своих детей, и не до конца принимают факт необходимости совместной деятельности для гармоничного развития как детско-родительских отношения, так и личности ребенка.

Итоги первичной диагностики позволили определить:

  • какие факторы социальной жизни семьи можно рассматривать как повод к обращению за психологической помощью;

  • насколько сложными, в современном обществе, являются детско-родительские отношения, к каким последствиям приводит безразличие к детям со стороны родителей;

  • на что, в первую очередь, родителям следует обратить внимание при изменении поведения их ребенка;

  • выделить из общего числа испытуемых - контрольную и экспериментальную группы.

В экспериментальную группу вошли :

  • учащиеся СОШ № 660 ЗЦДЮТ «Зеркальный», ГБОУ СПбГДТЮ - 9-х-11-х классов (средний возраст испытуемых составил - 15 - 17 лет);

  • взрослые (родители учащихся) - чел.,(средний возраст 35- 41).

Учащиеся 9-х - 11-х классов, и их родители были выбраны в качестве экспериментальной группы так как, предполагаемая программа формирующего этапа эксперимента была ориентирована на работу со школьниками и их родителями по коррекции детско-родительских и родительско-детских отношений, а обеспечивали данную коррекционную работу классные руководители и школьный психолог.

Школьники и родители выступают объектом формирующего воздействия в ходе реализации «Программы коррекции родиительско-детских отношений».

Классные руководители и школьный психолог - непосредственные участники и исполнители Программы.

Контрольную группу составили:

учащиеся СОШ № 660 ЗЦДЮТ «Зеркальный», ГБОУ СПбГДТЮ 5-х - 8-х классов, их родители, не участвовавшие в реализации «Программы коррекции родительско - детских отношений».

2-й этап - формирующий апробирована Программа коррекции родительско - детских отношений, созданная в виде проекта педагогами Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М. А. Шолохова (к.психол.н., доцент Дёгтева Т.А., магистр психологии Капов А.М.,).



2.2 Анализ и оценка эффективности Программы коррекции родительско-детских отношений.

3-й этап - контрольный .

По итогам формирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группе была проведена повторное диагностическое исследование на предмет выявления изменений в показателях восприятия проблемы психологического консультирования родителей и произведена оценка эффективности Программы коррекции родительско-детских отношений.

В экспериментальную группу вошли:

  • учащиеся СОШ № 660 ЗЦДЮТ «Зеркальный», ГБОУ СПбГДТЮ - 9-х-11-классов; (средний возраст испытуемых составил - 15 - 17 лет);

  • взрослые -родители учащихся - (средний возраст 35- 41).

Так как результаты контрольной группы остались неизменными мы стали их описывать в настоящей работе.

Итоги повторной диагностики экспериментальной группы показали динамику изменений по всем исследуемым нами параметрам.

Что касается методики «Родительского отношения», то по итогам экспериментального этапа мы получили положительную динамику изменений по всем исследуемым критериям у категории взрослых участников (родители).

У группы родителей, уч-ся 9-х-11-х классов, виден положительный рост с 0% до 78 % по параметру «принятия» родителем своего ребенка».

Также виден рост с 0% до 86% по параметрам «кооперация» и с 0 % до 93 % по параметру «симбиоз».

Положительное изменение наблюдается в параметре «Контроль»:

с 100% высокого до 0 % соответственно;

с 0 % до 100 % среднего,

Такая же положительная динамика наблюдается и по параметру «отношение к неудачам ребенка».

У группы родителей, также наблюдается положительная динамика изменений исследуемых нами параметров.

Положительный рост с 0 % до 80%, с 0% до 67 % и с 0 % до 87 % наблюдается в изменении таких параметров как: «принятия» родителем своего ребенка», «кооперация» и «симбиоз», соответственно.

Анализ методики «Детско-родительского отношения» школьников, уч-ся 10-го класса, показал не менее значимые изменения в положительную сторону.

Так уровень «принятия ребенком своих родителей» вырос с 14% до 57%. Показатели по параметрам «кооперация» и «симбиоз» изменились с 14% до 100% и с 21% до 100% соответственно.

Также наблюдается изменение «отношения к неудачам родителя» в положительную сторону с 57% негативного отношения до 0%, и с 7 % до 100% более доброжелательного отношения.

Анализ результатов уч-ся 11-го класса показал повышение с 13 % до 60%, с 0 % до 73 % и с 13 % до 87% по параметрам: «принятия ребенком своих родителей», «кооперация», «симбиоз», соответственно.

Изменение параметра «отношения к неудачам родителя» в положительную сторону с 77% отрицательного восприятия неудач родителей до 0%, и с 7 % до 100% более доброжелательного отношения.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что отношение ребенка к родителям во многом зависит от отношения самих родителей к своим детям. Каждый родитель желает быть понятым, но при этом и каждый ребенок желает быть любимым.

Мы определили, что при создании благоприятных социально-психологических условий, а также разработке эффективной Программы коррекции родительско-детских отношений, происходит изменение восприятия проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.

Благодаря просветительской деятельности в вопросах детской и возрастной психологии, а также Права происходит у взрослых формирование психологии ненасильственного отношения к детям, как целостного компонента личности взрослого, что в свою очередь является подтверждением гипотезы, выдвинутой нами в начале исследования.

В конечном итоге мы приходим к тому, что сам родитель диктует правила отношения к себе.

Положительная динамика изменений, полученная по всем исследуемым вопросам является показателем того, что в результате формирующего воздействия в ходе данного эксперимента, участвовавшие в исследовании группы респондентов - школьники и их родители, нашли точки слияния в детско-родительских отношениях, сделав шаги на встречу, к пониманию друг друга.



Заключение.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Известно немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Не меньшее значение имеет семья и для взрослых, являясь источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности, оптимизма.

Существуют следующие типы воспитания: воспитание по типу любви и принятия, воспитание, основанное на симпатии, уважении и близости, отстраненное воспитание, воспитание по типу снисходительного отстранения, отвержение, презрение, преследование, отказ.

На характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:

- супружеские отношения;

- позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;

- возраст самих детей;

- личностные качества детей.

От отношения к ребенку отца и матери, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит возникновение и развитие определенного типа поведения человека в течение жизни.

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя, единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Подросток видит, что родители относятся к нему с отчуждением, возникает эмоциональная дистанция. Ребенок тогда уходит в свой внутренний мир, становится замкнутым, грубым, необщительным. Проведя исследование и проанализировав результаты, мы пришли к следующему выводу: ухудшение взаимоотношений родителей к детям ведет к ухудшению отношений детей к родителям. Значит гипотеза, которая была нами выдвинута в начале исследования, что стили воспитания в семье влияют на взаимоотношения подростков с родителями, полностью доказана как теоретически, так и эмпирически.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.





Список литературы

1. Андреева Т.В. Семейная психология . СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.

3. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. - 2001.- № 1. - с.174 - 182.

4. Волкова Е. М. Трудные дети и трудные родители. - М.: Профиздат, 2002.

5. Грецов А. Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.

6. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1999. - с 17 - 32.

7.Дружини В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.

8.Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: «КСП», 2006. - 160 с.

9. Елизаров А. Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае дивиантного поведения подростка. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2001. - С. 88 - 89.

10. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

11. Ковалев С. В. Психология современной семьи . - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.

12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.: 2003.

13. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с.

14. Ньюкомб Н. теория и практика консультирования родителей. -Ростов н\Дону.: Феникс, 2004.-203с.

15. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина., 2007. - 304 с.

16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2002. - 510 с.

17. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 376 с.

18. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: «Речь», 2005. -624 с.

19. Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: 2005. - 206 с.

20. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: «Академия», 2001. - 265 са


29


© 2010-2022