Профилактика асоциальных явлений в сети Интернет

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»







Работа социального педагога по профилактике

асоциальных явлений под влиянием сети Интернет.









Социальный педагог

Овчинникова Елизавета Александровна























г. Кашира, 2014 год



Что такое Интернет? Буквально на наших глазах он стал силой, радикально изменившей жизнь многих людей. Интернет - очень большое благо, если его использовать правильно. Что же может произойти, если в глобальную паутину попадает ребёнок, подросток, чьё мышление полярно, чья психика не до конца сформировалась?

Приведу пример, когда мы на собственном опыте столкнулись с отрицательным влиянием Сети.

Ученик К. на своей странице обнаружил сообщение от незнакомого ему человека примерно следующего содержания: «Этот (ФИО и фото гражданина Узбекистана) избил русскую девушку, полиция бездействует. Неужели его преступление окажется безнаказанным?» Гражданин безнаказанным не остался, так как К. и ещё несколько подростков и совершеннолетних его жестоко избили.

После заведения уголовного дела в адрес школы было направлено соответствующее сообщение. Случившееся всех просто шокировало, так как ни агрессией, ни склонностью к расизму К. не отличается. Во время беседы его спросили: «Откуда ты узнал, что этот человек кого-то избил, что полиция бездействует?» В ответ К. сказал, что ему же ПРИШЛО СООБЩЕНИЕ. После вопроса, на каком основании он вообще поверил этому сообщению от незнакомого человека, решавшего свои проблемы, К. с удивлением ответил, что информацию он не проверил, позвали и пошёл, не думая.

В настоящее время К. проходит по данному делу в качестве свидетеля. Он записался на какие только можно курсы, сильно раскаялся, но сделанного не воротишь. Вот пример, когда человеку сообщение в Сети заменяет мыслительные способности.

Другой пример не менее драматичен, ситуация пока не разрешилась, сложно сказать, чем всё закончится. Ученица Г. практически не общается ни с кем из класса, ночами сидит на форумах, общается по Скайпу. Классный руководитель побеседовала с родителями, которые это подтвердили, сказав, что на угрозы отключить Интернет, девочка грозится покончить с собой, а вообще всё нормально и нечего панику поднимать. О сложившейся ситуации было сообщено психологу и социальному педагогу, классный руководитель опросила одноклассников ученицы. Выяснилось следующее: девочка сидит на форумах суицидников; переписывается и общается по Скайпу с людьми, находящимися в местах лишения свободы, сообщения не содержали практически ничего кроме отборнейшей ненормативной лексики.

Вскоре после этого в классе с участием Г. случился конфликт, в результате у её одноклассника была сломана рука. Он обвинил в случившемся Г. Выяснилось, что она тут в общем-то и ни при чём.

Корректировать подобную ситуацию очень сложно. Без разрешения родителей с несовершеннолетней не имеет права работать психолог, а родители склоняются к тому, что всё это нормально. Девочка издёргана всем происходящим, нервно реагирует на внимание к своей персоне.

Пока единственное, что было сделано - профилактический классный час с участием священника. Мероприятие было проведено для всего класса, хотя в общем-то направлено было только на одного человека.

Эти реальные примеры влияния Интернет на поведение и психику подростков показывают, как тонка и неуловима грань между общением, развлечением и преступлением.

Важной задачей школы является выявление учащихся, подверженных интернет-зависимости. В МБОУ «СОШ № 4» выявление проводится следующим путём: если классный руководитель замечает, что ученик стал замкнут, не высыпается, крайне невнимателен, неопрятен, проводится опрос одноклассников (чаще всего именно они сообщают всю подноготную, иногда даже первые обращаются к педагогам). Иногда классные руководители сами замечают в социальных сетях девиации в поведении учеников (статусы, вступление в особые группы, присутствие в сети в необычное время).

Информация доводится до социального педагога, на Совете по профилактике принимается решение о подключении педагога-психолога, который проводит с согласия родителей необходимые исследования, предлагает варианты коррекции. Социальный педагог работает с семьёй по вопросам восстановления детско-родительских отношений. Важным моментом является возвращение ученика в реальную жизнь. Сначала учащемуся дают поручения по классу, постепенно увеличивая их объём, привлекают к конкурсам различной направленности. После этого подростку подыскивают варианты дополнительного образования.

Цель этих мероприятий - вернуть ребёнку вкус к реальной жизни, чувство сопричастности, ощущение собственной значимости; помочь в формировании ценностных ориентиров и определении дальнейших перспектив развития.

Последнее, к чему хотелось бы обратиться - вопросы профилактики. Профилактика асоциальных явлений в МБОУ «СОШ № 4» ведётся по трём направлениям: работа с педагогами, работа с родителями, работа с учениками.

В рамках методических советов, заседаний школьной кафедры воспитания, ШМО классных руководителей регулярно поднимается вопрос выявления и профилактики интернет-зависимости и асоциальных явлений (выступления социального педагога и педагога-психолога).

На общешкольных и классных родительских собраниях даётся информация для родителей о том, как выявить интернет-зависимость и что делать, куда обращаться. Частым гостем на подобных мероприятиях стал В. Сосковец, настоятель Введенской церкви, большое внимание уделяющий формированию семейных ценностей, живого общения между членами семьи. В этом учебном году приглашённым гостем стал В. Тетюк, мануальный терапевт, автор проекта «Академия эндорфин», в своём выступлении отметивший пагубное влияние Интернета и способы борьбы с зависимостью.

Для учащихся регулярно организуются тематические классные часы. Дважды в год проходят Интернет-уроки «Право на жизнь», посвящённые профилактике наркомании и обучающие детей искать в Интернете полезную информацию. Проблемы асоциальных явлений в сети Интернет обсуждаются старшеклассниками в рамках круглых столов. Важным аспектом профилактики является привлечение как можно большего числа учащихся к дополнительному образованию.

Профилактические мероприятия проводятся с участием социального педагога, педагога-психолога. В настоящее время в школе формируется комплекс выступлений, тренингов, информационных сообщений, посвящённых данной тематике. Социальный педагог занимается индивидуальным консультированием участников образовательного процесса.

Об асоциальных явлениях, интернет-зависимости можно говорить бесконечно. Основным тут является вопрос: почему дети предпочитают виртуальную реальность жизни? Неужели им там намного комфортнее, проще и интереснее? Вопрос как к педагогам, так и прежде всего к родителям. Общей задачей семьи и школы является формирование здоровой атмосферы в семье и в школе, живое общение с ребёнком, понимание его проблем и внимание к его потребностям.

Нужно слушать и слышать детей, в противном случае найдутся люди, которые в своих целях воспользуются беззащитностью и доверчивостью подростков, их желанием высказаться и проявить себя, поделиться проблемой; детей выслушают, подскажут вывод, направят куда надо. Вопрос в том, куда? В экстремистские организации? В сообщества самоубийц? В онлайн-игры, заменяющие реальность?

Итернет давно стал для некоторых людей средством получения огромных прибылей, они не остановятся ни перед чем. Что такое чей-то ненужный никому ребёнок по сравнению с деньгами?



© 2010-2022